Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лидеры среднего бизнеса

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лидеры среднего бизнеса

Скачать презентацию

РЕЗЮМЕ

По мнению участников опроса, средний бизнес сегодня находится на периферии внимания государства: меры, призванные облегчить функционирование и развитие этой страты экономики, предпринимаемые власти, не приводят к ощутимым результатам, доступ к участию в обеспечении госзакупок (включая закупки компаний с госучастием и бюджетов всех уровней) затруднен, а снижение административного давления на компании среднего уровня остается декларативным намерением. При этом значительная часть опрошенных не оставляет надежды на изменение экономической политики, предпочитая при этом – например, в вопросе подготовки квалифицированных кадров – не ждать милостей от кого бы то ни было, а опираться на собственные силы.

Провозглашенную высшим политическим руководством страны задачу доведения числа занятых в МСБ к 2020 году до половины трудоспособного населения сам средний бизнес оценивает крайне скептически. Нынешние темпы роста этого сектора экономики достичь указанной цели не позволяют. Ее реализация возможна лишь в случае значительных изменений в политике государства, что потребует крайне напряженной совместной работы власти и бизнеса.

Значительный резерв для развития среднего бизнеса – возможность участия в закупках, проводимых бюджетам всех уровней, госкомпаниями и естественными монополиями – в сумме перечисленные структуры в 2012 году осуществили закупок на сумму в 15 трлн рублей, т.е. примерно ? ВВП. Этот резерв развития МСБ тем более актуален, что законодательством закреплена доля компаний малого и среднего бизнеса в госзакупках. Однако, как показал опрос, подавляющее большинство средних и малых предприятий либо вовсе не участвует в обеспечении госзакупок, а те, кто пытались это сделать считают, что, несмотря на многочисленные декларации, реального облегчения доступа «постороннего» бизнеса к этим ресурсам не происходит.

Одним из основных направлений улучшения предпринимательского климата в стране, над которым работает «открытое правительство», Агентство стратегических инициатив и федеральные органы исполнительной власти – улучшение таможенного администрирования. Как показал опрос, деятельность указанных структур не привела пока к заметному и повсеместному облегчению экспортно-импортных операций, осуществляемых средним бизнесом. Возможно, в этом кроется одна из причин, по которой значительная часть субъектов среднего предпринимательства избегает участия во внешнеэкономической деятельности.

Одним из реальных достижений в экономической политике, по крайней мере в московской экономической агломерации, стало значительное облегчение процедур и уменьшение стоимости подключения компаний МСБ к энергетической инфраструктуре. Однако еще рано говорить, что подобное улучшение распространилось на всю страну, в зависимости от региона решение проблем доступа средних компаний к энергомощностям сильно разнится. Эта неравномерность усугубляется также повсеместным ростом стоимости электроэнергии. А, как заметили участники опроса, удорожание энергии на 5-6% приводит к росту себестоимости продукции на 1% и более.

Одной из серьезнейших нерешенных для компаний МСБ проблем остается кадровая – государственная система среднего специального и высшего образования не справляется с задачей подготовки квалифицированных специалистов. В связи с этим абсолютное большинство опрошенных отметило, что их компаниях приходится либо переучивать набираемых молодых специалистов либо пользоваться плодами аналогичной работы предшественников, привлекая с рынка уже готовые кадры.

Усилия по снижению административной нагрузки на бизнес, о которых много и часто говорится представителями государства, пока не дают ожидаемых плодов – большинство опрошенных считают наиболее острой среди мешающих развитию среднего бизнеса проблем действия органов власти (налоговых органов, таможни, различных проверяющих структур). При этом недостаток кредитных ресурсов либо их слишком высокую стоимость среди наиболее острых проблем отмечают лишь около десятой части представителей среднего предпринимательского слоя.

 

Методика исследования

Опрос был проведен в интерактивном формате на конференции «Лидеры среднего бизнеса», состоявшейся в Москве 21 марта 2013 года. Среди респондентов опроса были владельцы и руководители компаний среднего бизнеса, представители объединений предпринимателей и отраслевых ассоциаций.

Участники опроса ответили на 6 вопросов с предложенным закрытым списком ответов.

 

 

По мнению участников опроса, нынешняя политика государства не способствует увеличению доли среднего бизнеса в российской экономике. Лишь существенное изменение этой политики, считает 39% опрошенных, может переломить ситуацию. Однако подавляющее большинство признает совершенно нереальной достижение в среднесрочной перспективе декларируемой властями цели роста среднего бизнеса в экономике страны.

 

 

Характерно, что, несмотря на прямо прописанные в законе преференции среднему бизнесу при участии в госзакупках, 40% опрошенных не участвуют в конкурсах на поставку товаров и услуг, закупаемых бюджетами всех уровней, компаниями с госучастием и естественными монополиями. Лишь 5% участников опроса заметили облегчение доступа среднего бизнеса к госзакупкам, вдвое больше опрошенных, напротив, считают, что этот доступ усложнился, а 45% либо не замечают особых изменений в данной сфере либо считают их незначительными.

 

Системного улучшения таможенного администрирования не заметил ни один из участников опроса. Свыше трети (35%) отмечают, что все зависит от конкретной операции, а 5% даже обнаружили ухудшение ситуации для среднего бизнеса в данной сфере.

 

Содержание собственной энергогенерации является для среднего бизнеса слишком дорогим – ни один из участников опроса не обладает собственной генерацией. При этом 17% не видят серьезных изменений в доступе компаний среднего уровня к энергоинфраструктуре, 5% отмечают улучшение ситуации в данной сфере, а большинство (44%) считают, что здесь все зависит от региона.

 

Получить более-менее готового специалиста – выпускника нынешней системы образования невозможно, его приходится переучивать (так считают 69% опрошенных). Чтобы облегчить этот процесс лишь 5% участников опроса прибегают к заключению договоров с вузами, чтобы они внесли необходимые изменения в программу обучения, и столько же опрошенных организуют прохождение практики своим будущим сотрудникам из числа студентов.

 

Абсолютное большинство участников опроса (53%) главным препятствием развитию и функционированию среднего бизнеса считают действия и политику органов госвласти – налоговых инспекций, таможни, различных проверяющих органов. Одинаковое число опрошенных (11%) среди наиболее острых проблем назвали недостаток или слишком высокую стоимость кредитных ресурсов, засилье импорта и чрезмерно дорогой доступ к инфраструктуре. То, что нехватку квалифицированных кадров среди наиболее острых проблем среднего бизнеса назвали лишь 5% опрошенных, не должно вводить в заблуждение: как видно из ответа на пятый вопрос это препятствие предприниматели научились решать по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».



Исследования по теме
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний на IХ Всероссийской конференции "Лизинг в России – 2010": Будущее рынка лизинга
29.12.2010
Оптимистичные ожидания: по мнению топ-менеджеров лизинговых компаний, рынок прошел дно в 2009 году и теперь будет расти. Почти половина респондентов (45%) считают, что рынок в 2011 году вырастет на 20-40%. Для сравнения: по прогнозам "Эксперта РА", прирост составит от 30% до 50%. В целом же рост рынка, хотя бы небольшой, ожидают все респонденты, сокращения рынка не предполагает ни один из участников опроса. Позитивный прогноз основывается на стабилизации экономики, что должно способствовать росту инвестиций в основные средства. Также почти половина экспертов (46%) считают, что российский рынок лизинга сможет достичь докризисного уровня (1 трлн. руб. новых сделок в год) уже в 2012 году.
Результаты опроса топ-менеджеров страховых компаний на форуме «Будущее страхового рынка»: ПОТРЕБНОСТЬ В МОДЕРНИЗАЦИИ
25.11.2010
На пороге беспрецедентного роста страхового рынка страховщики сдержанно относятся к своим перспективам, осознавая важность внутренней модернизации.
Итоги интерактивного опроса на конференции «Управление рисками в России»: В поисках единства
08.11.2010
В ходе присвоения свыше 300 рейтингов кредитоспособности и надежности компаниям финансового сектора «Эксперт РА» накопил уникальную базу данных о действующих практиках риск-менеджмента финансовых компаний и банков. Обобщив эти знания, а также проведя ряд интервью с топ-менеджерами и специалистами банков, УК, НПФ, страховых компаний, мы сформулировали основные положения кодекса управления финансовыми рисками. Эти положения могут стать основой для единого стандарта организации систем риск-менеджмента для российского финансового рынка.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
13
апреля
2016
Цель проекта: выявить качественного заемщика на фоне расширения спроса на кредитные услуги
22
апреля
2015
Цель проекта: Определение оптимальных стратегий работы банков в условиях замедления рынка и растущих рисков