en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

Вернуться к резюме

Преодолеть угрозы: пути здорового роста

Задача модернизации экономики – это не только вопрос адекватного потребностям реального сектора роста банковской системы, но и обеспечение его качества, а также повышение эффективности и стабильности банковского бизнеса в целом. Несмотря на многочисленные недостатки, успешное преодоление угроз возможно, если максимально задействовать существующие сильные стороны банковского сектора: высокий образовательный уровень высшего и среднего менеджмента банков, большое число рыночно ориентированных частных игроков, наличие отработанной двухуровневой модели рефинансирования, лоббистские ресурсы банковских ассоциаций.

Активное вовлечение банков в реализацию промышленной политики

Сотрудничество банков и государства должно выстраиваться на основе идеологии частно-государственного партнерства. При этом мы выделяем два ключевых направления по развитию данного механизма: рост масштабов двухуровневой модели рефинансирования и дальнейшее расширение системы предоставления государственных гарантий/поручительств.

Опыт РосБР и АИЖК показывает, что долгосрочное рефинансирование выданных кредитов, дополненное ограничениями на использование предоставленных средств, – действенный инструмент стимулирования кредитной экспансии банков. Так, АИЖК в достаточно короткие сроки удалось практически с нуля сформировать в России полноценный рынок ипотечного кредитования. РосБР – один из ключевых «поставщиков» кредитных ресурсов для кредитования МСБ в регионах.

Гарантийные фонды стали эффективным инструментом стимулирования кредитования в условиях бюджетного дефицита. Предоставление государственных поручительств через систему гарантийных фондов позволяет разделить риски кредитования между банками и государством, а также имеет мультипликативный эффект, т. к. на каждый рубль гарантии можно выдать в среднем 1,5-2 рубля кредитов. В России уже функционирует более 70 гарантийных фондов, и все большее число банков расширяет возможности кредитования под государственные поручительства.

Оба механизма должны быть активно задействованы в сферах, связанных с повышенными рисками, где необходимо долгосрочное видение. Прежде всего, это касается финансирования крупных инвестиционных проектов (обновление основных фондов, внедрение инноваций) и стартапов, которые сегодня практически не охвачены кредитованием. При этом крайне важно уделить особое внимание расширению участия в подобных проектах небольших региональных банков, тем самым открывая для них новые «рынки сбыта» и стимулируя рост клиентской базы. В случае масштабных проектов участие региональных фининститутов должно быть обеспечено за счет механизмов синдицированного кредитования.

Вместе с тем сегодня эффективность взаимодействия участников рынка с институтами развития ограничивается недостаточной прозрачностью и все еще высоким уровнем бюрократизации последних. Так, многие банки отмечают сложность и растянутость во времени процесса получения рефинансирования со стороны РосБР и АИЖК, некоторую непрозрачность процесса принятия решений данными организациями, а также достаточно жесткие требования к качеству предоставляемых банками-партнерами кредитов.

Необходимо расширять взаимодействие кредитных организаций и с Внешэкономбанком. Сегодня значительная часть проектов, осуществляемая институтом развития, финансируется напрямую, что искажает конкуренцию на банковском рынке. Использование же двухуровневого механизма кредитования позволяет переложить на коммерческие банки кредитные риски и мониторинг заемщиков. Финансовые ресурсы Внешэкономбанка могут размещаться в банках как на конкурсной основе, так и с использованием механизмов выкупа активов (кредитного портфеля) и пассивов (облигаций). При этом данные средства должны носить целевой характер и направляться на долгосрочные проекты в приоритетные для экономики отрасли.

Существенно могут быть расширены и возможности системы гарантийных фондов. Основные меры в данном направлении следующие:

  1. сокращение сроков получения банком финансирования по гарантии в случае дефолта заемщика (по оценкам «Эксперта РА», гарантийные фонды платят в среднем через 3 месяца после даты невыполнения заемщиком своих обязательств);
  2. дальнейшее наращивание капитализации гарантийных фондов как с целью расширения объемов выданных гарантий, так и с целью повышения надежности самих фондов;
  3. учет при установлении отраслевых лимитов для гарантийных фондов отраслевой специфики субъектов МСБ конкретного региона;
  4. активный обмен опытом между гарантийными фондами, унификация их деятельности на региональном и федеральном уровне;
  5. включение поручительств фондов с высоким рейтингом в перечень видов обеспечения I категории качества.

Повышение стабильности ресурсной базы банков

Сегодня основным источником фондирования являются средства клиентов из нефинансового сектора (организаций и граждан, см. график 7). По мере восстановления мировых финансовых рынков возможно появление новых диспропорций в структуре ресурсной базы банков за счет чрезмерно быстрого роста внешних займов. Но недавний кризис показал, что доля внешнего оптового фондирования выше 20% влечет повышенные риски как для отдельных кредитных организаций, так и для системы в целом.

Ключ к повышению стабильности пассивов – диверсификация по источникам и клиентам. При этом на диверсификацию пассивов должны работать не столько ограничения на внешние займы, сколько политика, обеспечивающая мобилизацию источников внутреннего фондирования.

Помимо снижения инфляции и обеспечения стабильности иных макропараметров, ключевые меры по повышению стабильности пассивов должны быть сконцентрированы в следующих направлениях: расширение спектра малорискованных финансовых инструментов, расширение круга объектов, охватываемых системой страхования вкладов, формирование вмененных сбережений.

График 7. В структуре ресурсной базы банковского сектора преобладают средства клиентов – компаний и населения

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

Расширение спектра малорискованных финансовых инструментов

Паника осени 2008 года, которая, в отличие от локального кризиса 2004 года, произошла уже в условиях работающей системы страхования вкладов, однозначно свидетельствует о том, что право досрочного истребования всех вкладов физических лиц – источник серьезных макроэкономических рисков. При этом от паники вкладчиков в наибольшей степени страдают банки, предоставившие экономике необходимые «длинные» кредитные ресурсы, т. е. существующее законодательство дестимулирует банки предоставлять долгосрочные кредиты.

По нашему мнению, банки должны иметь возможность формировать часть средств физлиц за счет инструментов с ограничениями на досрочное изъятие. Свести к минимуму возможную негативную реакцию со стороны вкладчиков позволит соблюдение следующих принципов:

1) все новации в сфере законодательства должны касаться только вновь заключаемых договоров;
2) вклады с ограничением на досрочное изъятие должны вводиться в качестве дополнения к «классическим» вкладам, т. е. вкладчик должен иметь выбор, какой продукт приобрести;
3) важно учесть возможность форс-мажорных обстоятельств: по вкладам с ограничениями на досрочное изъятие в законе следует оговорить случаи, когда досрочное изъятие возможно (например, при наступлении чрезвычайных индивидуальных событий – болезнь вкладчика и его близких родственников, потеря работы и т. д.)

Кроме того, для вкладов с ограничениями на досрочное изъятие возможно введение повышенных сумм страхового возмещения. «Очевидно, интерес к таким вкладам поначалу будет слабым, но их доля будет расти по мере того, как будет расти уровень жизни населения, а также расширяться горизонт финансового планирования гражданами своего будущего», - говорит Надия Черкасова, председатель правления НБ «Траст».

В качестве альтернативы безотзывным вкладам могут выступить сберегательные сертификаты и целевые жилищные вклады. Сберегательные сертификаты позволяют банкам формировать пассивы практически любой срочности. Обеспечить популяризацию этого инструмента должно требование к банку-эмитенту с определенной периодичностью (например, 1 раз в месяц) выставлять котировки на покупку сертификатов (с дисконтом от номинала в зависимости от срока, оставшегося до погашения). Для сертификатов на предъявителя, в отличие от именных сертификатов, возможно создание даже вторичного рынка по аналогии с облигациями. Однако спрос на такой тип сертификатов будет заведомо ограничен, так как на них не распространяется система страхования вкладов.

Для распространения целевых вкладов, сочетающих в себе договор срочного вклада и предварительный договор о предоставлении кредита, оправданы дифференциация страхового возмещения в зависимости от срока и цели размещения и увеличение суммы, гарантированной системой страхования, до 2-3 млн рублей.

Расширение круга объектов, охватываемых системой страхования вкладов

В условиях кризиса многие компании и предприниматели с целью защиты своих средств переводили их в форму депозитов физических лиц. Обеспечить приток дополнительных ресурсов и повысить стабильность ресурсной базы способно распространение государственных гарантий по размещенным в банках депозитам на средства индивидуальных предпринимателей. Данный вопрос планируется рассмотреть в рамках реализации стратегии развития до 2015 года.

Использование механизма «вмененных сбережений»

«Вмененные» сбережения – субсидированные государством средства, которые нельзя использовать на текущее потребление. В качестве примера долгосрочных инвестиций, поступающих в экономику таким путем, можно привести трансферты матерям второго ребенка (и последующих детей), так называемый «материнский капитал».

Такие механизмы субсидирования характеризуются рядом преимуществ по сравнению с обычными трансфертами из госбюджета. Во-первых, полученные субсидии не идут сразу же на конечное потребление текущих благ, т. е. не превращаются в платежеспособный спрос, стимулирующий инфляцию. Во-вторых, государство может направить эти сбережения и часть собственных средств гражданина (т. н. программы софинансирования) в сферы экономики со значительным мультипликативным эффектом (например, жилищное строительство). В-третьих, вмененные сбережения способствуют росту финансовой грамотности, прививая навыки инвестирования категории населения с низкими доходами и сбережениями. Наконец, эти сбережения изначально направляются в национальную финансовую систему, формируя долгосрочные пассивы, смягчая тем самым острую потребность финансовых институтов в «длинном» фондировании.

Внедрение контрциклического регулирования и дифференцированного банковского надзора

Ограничение системных рисков требует усиления контроля за системообразующими банками и развития механизмов контрциклического регулирования и дифференцированного банковского надзора.

Переход к контрциклическому надзору

В условиях оживления российской экономики одной из ключевых задач финансовых регуляторов вновь станет предотвращение надувания пузырей на финансовом рынке. С этой целью российским денежно-кредитным властям следует активно внедрять практику контрциклического регулирования. В частности, введение повышенных норм резервирования по средствам, привлеченным из-за рубежа, – один из возможных механизмов, который поможет снизить чрезмерную волатильность трансграничных потоков капитала и будет стимулировать формирование финансовой системы, ориентированной на мобилизацию внутренних сбережений. Контрциклическую направленность должен иметь и пруденциальный надзор. Значительный контрциклический эффект будет иметь повышение требований к достаточности капитала и (или) уровню резервирования под обесценение активов при признаках перегрева экономики и их снижение в период спада.

Переход к контрциклическому надзору может сопровождаться ожесточенным сопротивлением тех собственников банков, которые ориентированы исключительно на получение краткосрочной прибыли и работу с максимально возможным финансовым плечом. Повышенные отчисления в резервы в благополучные годы будут увеличивать объем необходимого банку капитала и тем самым снижать как абсолютный объем получаемых дивидендов, так и относительные показатели рентабельности. Однако собственники банков, которые ориентированы на максимизацию стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе, адекватно воспримут такую практику: повышенные отчисления в резервы по экономическому смыслу – дополнительный капитал, который обеспечивает повышенную устойчивость бизнеса.

Успешный переход к практике контрциклического надзора и общее снижение концентрации кредитных рисков по банковской системе (за счет развития кредитования малого бизнеса, ипотечного кредитования физических лиц) позволят в перспективе ослабить требования к нормативу достаточности капитала российских кредитных организаций.

Внедрение дифференцированного банковского регулирования и надзора

Дифференцированное регулирование предполагает, что интенсивность дистанционного надзора (включая объем и режим предоставления отчетности) должна зависеть от роли кредитной организации в обеспечении стабильности банковской системы и оценки финансовой устойчивости. В рамках такой системы более пристальное внимание должно уделяться надзору за системообразующими банками и банками, располагающими генеральными лицензиями. Так, проблемы кредитных организаций, располагающих широкой филиальной сетью, контролирующих значительные активы и привлекающих средства миллионов вкладчиков, способны оказать существенное негативное влияние на устойчивость национальной финансовой системы. Такое влияние исключено в случае малых и средних региональных банков, ведущих свою деятельность в небольшом числе субъектов.

Целесообразным мы считаем введение нескольких уровней регулирования и надзора. При этом каждый уровень должен характеризоваться определенным набором возможностей и ограничений для банков. Ключевым критерием для отнесения банка к тому или иному уровню должен стать размер его активов и капитала. Чем выше уровень, тем выше требования к кредитной организации, но при этом и больше возможностей. Например, для небольших банков, работающих только в рамках одного региона, можно смягчить требования по минимальному уровню капитала и объему предоставляемой отчетности в рамках дистанционного надзора. Если банк захочет расширить свою деятельность, то ему автоматически придется увеличить капитал и впоследствии выполнять повышенные требования, т. к. увеличение числа структурных подразделений и диверсификация географии деятельности повлекут рост операционных рисков. Это, с одной стороны, позволит ограничить рост банков, принимающих на себя повышенные риски или ориентированных на краткосрочную прибыль, с другой стороны, позволит остаться на плаву небольшим региональным банкам и снизить издержки на ведение бизнеса.

При этом одно из важных направлений макропруденциального надзора – введение особого режима надзора за системообразующими банками. В частности, повышение требований к нормативу достаточности капитала для чрезмерно крупных банков (с такими предложениями выступал генеральный директор АСВ А.В. Турбанов). Подобный путь избрала Швейцария: к 2019 году достаточность капитала двух крупнейших банков UBS и Credit Suisse должна составлять не менее 19%. На сдерживание роста концентрации на крупнейших банках будет работать и требование реализации на бирже части акций банка при достижении им определенного размера: далеко не для всех собственников и менеджеров приемлема повышенная прозрачность бизнеса, соответствующая статусу публичной компании.

Развитие систем дистанционного банковского обслуживания

Большинство банков сегодня осознали необходимость в среднесрочной перспективе реализовывать меры по наращиванию доли комиссионных доходов. Данный источник во всем мире признан в качестве наиболее стабильного компонента финансового результата, в наименьшей степени подверженного последствиям кризисных явлений в экономике и на финансовых рынках. «Для успешного развития данного рынка необходимы новейшие технологии, наличие филиальной сети, интернет-банкинга, платежных систем, что потребует от банков масштабных капиталовложений, – полагает Леонид Вакеев, заместитель председателя правления Локо-банка. – Однако увеличение доли доходов от некредитных продуктов важно с точки зрения повышения стабильности всей банковской системы, поскольку это означает рост фактически безрисковых доходов».

Основа для снижения зависимости от процентных доходов сегодня – расширение спектра дистанционных сервисов путем развития систем Интернет-банкинга и точек самообслуживания (банкоматы, терминалы).

Мультибанковские платежные системы

Сейчас создание интернет-банкинга своими силами имеет смысл либо для банков, делающих акцент на этом направлении (монолайнеров) и предъявляющих особые требования к системам, либо для крупных розничных кредитных организаций. Последние могут себе позволить перекупить сотрудников с соответствующим опытом и с их помощью создать свои системы под специфические требования. Однако даже небольшие банки имеют возможность предложить интернет-банкинг с хорошим функционалом за счет присоединения к мультибанковским платежным системам. В России подобных операторов дистанционных услуг представляют, в частности, платежные системы Faktura.ru и HandyBank, участниками которых является немало малых и средних банков (КБ «Альта-Банк» (ЗАО), «Банк24.ру» (ОАО), ООО «Хакасский муниципальный банк», Банк «Левобережный» (ОАО) и др.).

В отличие от традиционной модели аутсорсинга, в случае мультибанковской платежной системы банк покупает не программное обеспечение и услуги по его внедрению, а доступ к мультибанковскому порталу, своеобразный «билет в клуб». При этом банк существенно экономит за счет того, что затраты на разработку и модернизацию ядра системы распределяются между всеми кредитными организациями-участниками. Возможности мультибанковских платежных систем даже превышают потребности банков. Неслучайно далеко не все банки-участники мультибанковских систем подключили полный пакет доступных опций.

Продвижение новых продуктов с использованием систем интернет-банкинга

Интернет-банкинг предоставляет мощный инструмент индивидуального маркетинга, но пока банки сосредоточены на развитии платежного функционала своих систем и недооценивают уникальные возможности продвижения персональных продуктов для клиентов – физических лиц. Онлайн-сервис дает банкам не только возможность сбора информации о предпочтениях клиентов, но и канал информирования о персональных продуктовых предложениях.

Фактически эти системы предоставляют банку единую базу данных по клиентам, с которой очень удобно работать. Банки получают возможность в полной мере реализовать принцип «знай своего клиента». Появляется инструментарий для оперативной сегментации клиентов по предпочтениям, при этом не только финансовым. Кредитные организации могут разрабатывать индивидуальные предложения и оперативно доводить их до клиентов.

Сюда, в первую очередь, входят особые условия по депозитам и кредитам – срочность, процентные ставки, предоставление индивидуальных возможностей по пополнению депозитов, а также предварительное установление лимитов по кредитным продуктам. Отчасти это реализовано в системе Альфа-банка («Альфа-клик»).

Банк может дать возможность пользователю заполнить анкету с информацией, выходящей за рамки стандартно запрашиваемой при открытии счетов. Это позволит существенно повысить точность при разработке персональных продуктов. При этом только при окончательном заключении договора между банком и клиентом потребуются документы, подтверждающие корректность ответов пользователя.

Для реализации этих возможностей банку необходимо разработать или приобрести сложные скоринговые системы, увязать их с маркетинговой политикой, провести реструктуризацию части своих бизнес-процессов. Такой дополнительный функционал интернет-банкинга будет стоить достаточно дорого. По этой причине индивидуальный маркетинг не получил широкого распространения, но те, кто сможет поставить себе его на службу, займут достойное место на розничном рынке.

Интеграция банкоматных сетей

Интеграция банкоматных сетей – не новое явление для российского рынка. В качестве примера можно привести один из наиболее крупных банковских «союзов» – Объединенную расчетную систему (ОРС), которая консолидирует на единых технологических и финансовых условиях и под единым товарным знаком сети банкоматов, пункты выдачи наличных и пункты приема платежей нескольких десятков кредитных организаций. В данную систему входит достаточно много региональных банков, не готовых затрачивать миллионные инвестиции на организацию доступа к своим клиентам в регионах, не являющихся для них приоритетными (например, Москва). Вместе с тем, для крупных банков интеграция в подобный «союз» может оказаться невыгодной: затраты на доработку системы с учетом своих требований велики, а приоритет региона при этом недостаточно высок. Выход для таких банков – «локальное» объединение банкоматных сетей с несколькими коллегами по цеху схожих размерных характеристик. В частности, ВТБ24 в начале 2011 года объединил свои сети с Альфа-Банком, ТрансКредитБанком и Банком Москвы, а в мае прошлого года «подключил» к своей сети «ОТП Банк».

При «локальном» слиянии сетей двух-трех крупных банков интеграция происходит не посредством интеграции процессинговых центров, а через «настройку» параметров обслуживания в платежной системе. Важным преимуществом объединения по данной схеме является то, что банку для воплощения идеи в жизнь не нужно прикладывать практически никаких усилий. При этом «союзники» несут минимальные расходы, так как платежные системы берут умеренную плату за настройку системы. Конечно, существует риск миграции клиентов к банку-партнеру, однако пока участники рынка считают, что вероятность «оттока» держателей карт минимальна.

Перспективные стратегии частных банков – синдицированное кредитование, торговое финансирование, private-banking

Для увеличения доли на рынке частным российским банкам следует развивать синдицированное кредитование, а также сконцентрироваться на продуктах и услугах, приносящих комиссионный доход.

Решению первой задачи может способствовать реализация совместных (синдицированных) проектов по финансированию реального сектора. Подобная стратегия выгодна как для крупных банков федерального масштаба (для конкуренции с госбанками), так и для небольших региональных игроков. Синдицированное кредитование должно быть направлено, в первую очередь, в сферы, относительно свободные от конкуренции, но связанные с повышенными рисками. Это может касаться, например, кредитования инвестиционных проектов, жилищного строительства, инновационных предприятий, стартапов. Данная стратегия, с одной стороны, позволяет разделить риски и предложить клиентам более выгодные условия финансирования, с другой – открывает доступ к крупным компаниям с большим числом контрагентов – потенциальных клиентов. Наконец, для небольших банков из одного региона совместная деятельность может стать альтернативой объединению. В меняющихся быстро рыночных условиях процесс слияния способен негативно отразиться на способности банков оперативно реагировать на действия конкурентов. В рамках же синдицированного кредитования банки на практике смогут понять специфику бизнеса партнера и принять решение относительно эффективности будущего объединения.

Новые возможности для расширения продуктовой линейки и роста доли комиссионных доходов открывает сегмент торгового финансирования и документарных операций. В кризис массовое снижение кредитных рейтингов банков повлекло за собой сокращение лимитов со стороны иностранных партнеров, и данный сегмент практически «замер». Однако по мере выхода из кризиса и стабилизации бизнеса появилась возможность вернуться на рынок для банков даже среднего масштаба.

Перспективы данного сегмента обусловлены очевидными выгодами для экономики в части диверсификации экспорта и модернизации основных фондов. В частности, в посткризисных условиях все больше компаний готово к капитальным затратам, но качественное оборудование для капиталоемких отраслей производится преимущественно за рубежом. Для его приобретения организации все чаще используют инструменты предимпортного финансирования. Предоставление экспортных/импортных аккредитивов и гарантий не только генерирует стабильно растущие комиссионные доходы, но и позволяет получать дополнительную процентную маржу. При этом благодаря большому числу вариантов структурирования сделок банк имеет возможность предложить целый спектр продуктов, учитывающих специфику бизнеса конкретного клиента. «Степень использования инструментов торгового финансирования потенциально может быть гораздо выше, – полагает Леонид Вакеев, заместитель председателя правления Локо-Банка. Чтобы реализовать все возможности продукта, нужно постоянно и планомерно улучшать навыки продаж, а также «популяризовывать» их среди клиентов – показывать преимущества, помогать структурировать сделки».

Интерес к этому сегменту наконец проявило государство: в ближайшее время может быть принят законопроект, предусматривающий создание при Внешэкономбанке агентства по страхованию экспортных кредитов. Кроме того, для банков именно сейчас, до вступления России в ВТО, важно занять долю на рынке торгового финансирования и документарных операций.

Региональным банкам, масштабы бизнеса которых не позволяют финансировать крупные международные сделки, в стремлении диверсифицировать структуру доходов следует обратить внимание на сегмент обслуживания VIP-клиентов. Данный рынок в настоящее время слабо развит в России, при этом подобные услуги в основном предоставляют достаточно крупные банки. Однако сегменты состоятельных клиентов у крупных и средних/мелких банков очень слабо пересекаются: что для небольшого банка крупный вкладчик, то для федерального игрока – типичный клиент. При этом для VIP-клиентов в регионах значимым становится не бренд банка, а возможность предоставления индивидуальных сервисов, прямой доступ к руководству банка, личные знакомства с акционерами банка, понимание специфики бизнеса. В отличие от региональных игроков крупные участники не готовы предоставить данному типу клиентов достаточный для них уровень сервиса вследствие необходимости централизации бизнеса. Как и в случае с торговым финансированием, данный сегмент позволяет расширить спектр комиссионных услуг и получать дополнительный процентный доход.



  Корпоративное кредитование: кэптивность отступает, но не сдается

Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!