Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Круглый стол «Россия на мировом рынке авиаперевозок: 2010 год»

 


КАРТА ПРОЕКТА
Круглый стол «Россия на мировом рынке авиаперевозок: 2010 год»

1. Особенности формирования российского рынка авиаперевозок
2. Конкурентоспособность российских авиакомпаний на мировом рынке
3. Альтернативные сценарии развития рынка до 2010 года

Доклад в формате pdf

Аналитическая записка подготовлена в рамках проекта "Конкурентоспособность и перспективы развития российских авиаперевозчиков", осуществляемого рейтинговым агентством "Эксперт РА" и журналом "Эксперт" в июле-августе 2003 года.

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" благодарит за помощь в реализации проекта:
Даниэля Г.Х.Буркарда - Регионального Коммерческого Директора British Airways по Восточной Европе
Пола Даффи - регионального редактора ATW media group
Дмитрия Владимировича Каменщика - председателя Совета директоров Группы "ИСТ ЛАЙН"
Александра Алексеевича Канищева - директора Департамента управления сетью маршрутов ОАО "Аэрофлот"
Александра Евгеньевича Лебедева - президента АКБ "Национальный резервный банк"
Бориса Борисовича Рыбака - первого заместителя генерального директора ОАО "Национальный проект "334"
Виталия Александровича Соломатина - начальника Отдела статистики и экономических исследований Транспортной клиринговой палаты
компании Air France, Boeing, "Сибирь", "Трансаэро", IATA.

В материалах использовалась информация Министерства транспорта РФ, Госкомстата РФ, Транспортной клиринговой палаты, IATA, ICAO и рейтингового агентства "Эксперт РА". Результаты исследования представляют точку зрения рейтингового агентства "Эксперт РА" и не всегда в точности совпадают с мнением лиц, задействованных в интервью.

Резюме

Согласно сложившемуся стереотипу, авиаперевозки воспринимаются как обслуживающий бизнес со всеми вытекающими отсюда последствиями. И самое неприятное заблуждение, которое из этого следует, - авиаперевозки должны и будут развиваться в соответствии с развитием экономики, ростом ВВП.

Предположим, что реализуется оптимистичный сценарий развития России и ВВП удваивается к 2010 г. Тогда авиаперевозки должны расти с темпом 5%-7% в год (примерно такие ориентиры и заложены в правительственных программах). Однако на практике это означает стагнацию отрасли и связанных с ней секторов экономики. Достаточно сказать, что наши авиаперевоз чики, еще двенадцать лет назад бывшие признанными лидерами в мировых перевозках, ныне не попадают даже в международные рейтинги (исключение "Аэрофлот", присутствующий в списке пятидесяти лидирующих компаний). То есть о полноценной конкуренции пока говорить не приходится. Другой пример - даже в застойные 80-е годы минувшего века авиаперевозки развивались теми же темпами (5%-6% в год), однако в отличие от нынешнего времени тогда парк самолетов обновлялся более чем наполовину каждую пятилетку.

Если же говорить об авиастроении, то оно при такой постановке вопроса вообще не имеет перспектив. Даже при удвоении бизнеса авиаперевозок он не в состоянии будет предъявить спрос на самолеты, позволяющий организовать рентабельное их производство. Без успешных авиаперевозчиков авиастроение перспектив не имеет.

Вывод - необходим поиск путей ускоренного развития авиаперевозок. Как показывает наше исследование, такие пути есть как для внутренних перевозок, так и для международных. Если говорить о внутренних, то есть реальная возможность стимулирования спроса на авиаперевозки. Если обратиться к международному опыту или даже опыту бывшего СССР, то доля авиаперевозок в общем объеме пассажиропотока имеет отчетливую тенденцию роста. За счет чего? Во-первых, больший комфорт (скорость, сервис и т.п.). Во-вторых, доступность авиатранспорта. Но сейчас из-за общей деградации авиатранспортной сети добраться из одного российского города в другой возможно лишь с пересадкой в Москве. Зачастую это не просто неудобно, но и просто выглядит дико. За счет развития региональных транспортных узлов, совершенствования системы стыковок рейсов (создания так называемых хабов) эту проблему можно решить. И тогда будет предъявлен отсутствующий ныне спрос на междугородние полеты. Как показывает практика, создание хаба может привести к многократному росту пассажиропотоков в течение нескольких лет.

Что касается международных перевозок, то Россия обладает значимым конкурентным преимуществом - выгодным географическим положением. На нашу страну приходится около 30% евразийского континента.

А евразийский рынок авиауслуг имеет блестящие перспективы. Даже несмотря на все последствия атипичной пневмонии, его потенциальная емкость к 2006 году оценивается IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) в 38 млн пассажиров и 3,6 млн тонн. Впрочем, и сегодня пассажиро- и товарообмен между Европой и Азией осуществляется достато чно активно. В среднем за последние два года по евроазиатскому маршруту перевозилось около 16 % (2,8 млн тонн) всех международных авиагрузов и более 5 % (почти 30 млн человек) пассажиров. Для сравнения объем международных авиаперевозок российских компаний по итогам 2002 года был в 7,5 раз меньше, а пассажиров - меньше в 2,5 раза.

Конечно, супершанс конца 80-х - начала 90-х мы упустили. Тогда международные авиаперевоз чики готовы были на создание перевалочного пункта в Москве, и "Аэрофлот" мог получить изрядную долю евразийских перевозок. Еще едва ли не до конца 90-х крупнейшие авиапроизводители в своих маркетинговых исследованиях в сети пассажиропотоков указывали гипотетический аэропорт в России. Этот аэропорт так и не появился.

Впрочем, и теперь далеко не все потеряно. В этом сходятся все проинтервьюированные в процессе исследования специалисты. Более того, сейчас на редкость благоприятный момент благодаря кризису, переживаемому большинством международных авиаперевозчиков.

Однако есть ряд проблем, без которых невозможно добиться необходимого уровня конкурентоспособности. Три главные - это:

  • Устаревший парк самолетов. Велик износ, большая часть парка экономически неэффективна. И даже наиболее современные образцы нашей техники не отвечают требованиям ИКАО, вводимым в 2006 году.
  • Отсутствие хабов для трансфер (и даже просто современных аэропортов) вдоль основных трансевразийских маршрутов.
  • Имидж российских авиаперевозчиков и страны в целом в глазах иностранцев.


  Особенности формирования российского рынка авиаперевозок
Исследования по теме
Авиастроительный кластер: инвестиционная стратегия реформ, 2006 г.
24.04.2009
Обновление авиапарка российских авиалиний, 2006 г.
24.04.2009
А.ВОРОБЬЕВ: Валерий Окулов, генеральный директор ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", Михаил Погосян, генеральный директор ОАО "Компания "Сухой", Дмитрий Гришанков, научный редактор журнала "Эксперт", генеральный директор рейтингового агентства "Эксперт РА", издатель журнала Минпромэнерго "Энергия Промышленного Роста" и Константин Макиенко, зам. директора Центра анализа стратегий и технологий, политолог. До свидания.
Перспективы гражданской авиации в России, 2002 г.
24.04.2009
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» при поддержке журнала «Эксперт» и Центра стратегических разработок провело настоящее исследование в феврале-марте 2002 года с целью подготовить для широкого обсуждения материалы о реальном состоянии российской авиационной промышленности и ее возможных перспективах.