Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Обзор рынка НПФ по итогам 9 месяцев 2009 г.

Резюме

Дальнейшее сокращение числа НПФ будет вызвано не только и не столько действиями регулятора, но и ужесточением требований к качеству их работы. На фоне сокращения пенсионных взносов, коснувшегося практически всех фондов (у некоторых за 9 месяцев 2009 г. они составили лишь 50-60% от взносов за аналогичный период 2008 г.) уменьшение числа участников рынка выглядит неизбежным.

Исчерпание корпоративного ресурса привело к тому, что НПФ для сохранения набранных темпов роста и объемов бизнеса вынуждены либо сворачивать свою деятельность, либо выходить на рынок ОПС. Снижение объемов бизнеса, необходимость отыгрывать убытки 2009 года и низкая вероятность дополнительной поддержки со стороны учредителей приведет к тому, что в течение 2010-2011 гг. рынок в результате слияний и отказов от лицензий, по оценкам «Эксперт РА», покинет до 25% участников.

Высокая вероятность дальнейших ужесточений требований к минимальному размеру ИОУД со стороны регулятора приведет к дальнейшему сокращению числа участников – на рынке останутся лишь крупные розничные НПФ; корпоративные НПФ сосредоточатся на обслуживании узкого круга ФПГ. В дальнейшем по мере восстановления корпоративных программ, доля крупнейших НПФ будет возрастать, что, в сочетании с сохранением некоторыми госпредприятиями пенсионных программ, приведет к дальнейшей концентрации пенсионных средств в крупнейших фондах.

Развитие собственных систем риск-менеджмента и выстраивание более четких взаимоотношений с УК станет приоритетным направлением совершенствования бизнес-процессов НПФ. Передовая практика – включение дополнительных ковенант и лимитных списков в тексты договоров с УК.

Вне зависимости от того, в чью пользу разрешится большая часть судебных процессов между управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами, риск невыполнения обязательств перед клиентами будут нести НПФ. Поскольку соотношение собственного капитала УК и пенсионных средств весьма невелико и не превышает 25% – без учета прочих средств в доверительном управлении УК, фонды вынуждены брать на себя стратегический риск-менеджмент. Передовая практика на рынке – проведение регулярных встреч и инвестиционных комитетов с УК и фиксирование в договорах ДУ ограничений перечня доступных для инвестирования эмитентов.

Дополнительным аргументом в переговорах между НПФ и УК станут расширенные возможности по управлению пенсионными резервами со стороны НПФ, в том числе возможность размещать до 80% средств в депозиты, минуя управляющие компании. Все это потребует создания отдельных служб риск-менеджмента в самих НПФ, высокое качество которых смогут обеспечить лишь крупнейшие участники рынка.

Тенденция к увеличению консервативности портфеля продолжается – доля инструментов с фиксированным уровнем дохода увеличилась в структуре пенсионных накоплений на 7 п.п.. Однако попытки минимизировать рыночный риск не должны привести к появлению новых, в том числе и операционных рисков.

Доля банковских депозитов и средств на счетах на 01.10.09 возросла до 21% от пенсионных резервов и 16% пенсионных накоплений. Однако важно, чтобы выбор банка был обусловлен такими факторами, как надежность и кредитоспособность, а не способность поднять продажи услуг фонда.

Рост консервативности вложений НПФ – тенденция, которая сохранится в течение ближайшего года, и приведет к созданию новых инструментов с фиксированным уровнем доходности. В 2009 г. доля инструментов с фиксированным уровнем дохода в структуре пенсионных накоплений фондов выросла с 72% до 79% и останется такой в среднесрочном периоде.

Риск-менеджмент по-крупному

С начала года рынок НПФ в результате отзыва лицензии, слияния или прекращения деятельности покинуло 39 фондов: их число сократилось с 209 на 01.01.2009 до 170 на 05.08.2009 (данные ФСФР). Однако и это не предел: на 01.07.09 по данным, публикуемым ФСФР, 28 фондов имело ИОУД ниже минимального уровня в 50 млн. рублей; ИОУД еще 87 фондов не превышал 100 млн. рублей. Многие учредители фондов не заинтересованы в их дальнейшем развитии – все ресурсы направлены на поддержание предприятий.

В 2009 году корпоративные НПФ столкнулись с резким сокращением расходов компаний на социальные программы (у некоторых НПФ пенсионные взносы за 9 месяцев 2009 г. они составили лишь 50-60% от собранных взносов за аналогичный период 2008 г.), что привело к двум результатам: с одной стороны, ряду предприятий оказались не нужны кэптивные НПФ, с другой – учредители, рассчитывавшие рано или поздно окупить вложения в пенсионный бизнес, столкнулись с увеличением возможных сроков окупаемости проекта. В условиях спада в экономике вероятность увеличения ИОУД многих фондов со стороны учредителей оценивается Агентством как низкая, что в среднесрочной перспективе станет одним из факторов, стимулирующих слияния фондов и уменьшение их числа.

Другим фактором, способным привести к уменьшению числа участников рынка, станет необходимость фондов компенсировать убытки, полученные в 2008 году. По данным «Эксперт РА» лишь некоторые НПФ отыграли потери, вызванные кризисом, однако и у них наблюдается разрыв между доходностью от размещения средств и доходом, начисленным за тот же период на индивидуальные счета вкладчиков (средняя доходность за три года по выборке составила лишь 6,16% по пенсионным резервам и 4,85% по пенсионным накоплениям, в то время, как доход вкладчиков мог составить до 20%). Необходимость сокращать этот разрыв между фактической и бумажной доходностью ведет к сужению возможностей фондов по финансированию своей деятельности, в том числе – по развитию и совершенствованию систем риск-менеджмента, необходимых для контроля деятельности управляющих компаний.

Всего, по оценкам «Эксперт РА» в течение 2011-2012 гг. рынок могут покинуть от 25% до 35% участников – итоговая ситуация во многом будет зависеть от того, обозначит ли регулятор новую линию отсечения по ИОУД, а также то, будет ли облегчен процесс слияния фондов – сейчас, по оценкам участников рынка, прохождение всех процедур может занять до одного года. Результатом сокращения числа НПФ станет повышение качества рынка, поскольку более крупные участники смогут позволить более качественно организовать инвестиционный процесс, снизив тем самым риски вкладчиков и застрахованных лиц.

Собственная система риск-менеджмента НПФ, контролирующая деятельность УК, является единственным решением проблемы ответственности на рынке.

Убытки, показанные в 2008 г. от размещения пенсионных средств управляющими компаниями, привели к серии процессов между НПФ и УК по поводу минимально гарантированной доходности, которая была закреплена в договорах. Несмотря на решения судебных органов в пользу НПФ, большая часть участников рынка предпочла либо не доводить дело для суда, либо заключить мировое соглашение. Причина большого числа компромиссов – незначительный объем собственных средств УК не позволит компенсировать убытки в случае ее банкротства.

Несмотря на расширение возможностей НПФ по самостоятельному размещению пенсионных резервов, фонды вряд ли превратятся в крупных самостоятельных инвесторов: пассивное инвестирование в госбумаги и размещение средств на депозитах в крупных банках не позволит им демонстрировать высокий уровень доходов, а инвестирование в ПИФы так или иначе вынудить их пользоваться услугами УК.

Таблица 1. Некоторые изменения количественных ограничений инвестирования пенсионных резервов

Открыть таблицу в новом окне
  В старой редакции В новой редакции
Максимальная доля средств, размещаемая на депозитах в банках 0.5 0.8
Максимальная доля средств на депозитах в одном банке 0.1 0.25
Максимальная доля ценных бумаг, выпущенных субъектами Российской Федерации 0.7 0.8
Максимальная доля муниципальных облигаций 0.7 0.8
Максимальная доля корпоративных облигаций 0.7 0.8
Максимальная доля паев ПИФ 0.5 0.7
Максимальная доля ценных бумаг, выпущенных вкладчиками Фонда 0.05 По 5% на бумаги, выпущенные каждым вкладчиком
Источник: «Эксперт РА»

В то же время, увеличение максимально возможной доли самостоятельно размещаемых средств позволит НПФ упрочить свою переговорную позицию в диалоге с УК, не только при заключении договоров на управление пенсионным резервами, но и в тех случаях, когда речь пойдет о пенсионных накоплениях – УК вряд ли захотят терять сегмент рынка. Это позволит навязать УК внешний контроль, который может быть оформлен как приложение к договору о доверительном управлении. Подобная схема снизит риски НПФ, поскольку именно они несут ответственность перед вкладчиками и лицами, застрахованными по ОПС.

В то же время, создание собственной системы риск-менеджмента – дорогое удовольствие, которое могут позволить себе лишь крупнейшие фонды.

Портфели фондов становятся все более консервативными. В поисках надежных, но доходных вложений НПФ нарастили долю депозитов и субфедеральных ценных бумаг в портфелях пенсионных накоплений. Консервативность портфелей в дальнейшем будет расти – в том числе в результате вложения средств в инфраструктурные проекты.

По данным «Эксперт РА» на протяжении 2009 г. консервативность портфелей НПФ продолжала сохраняться на прежнем уровне: НПФ, переложившие существенную часть своих средств на депозиты коммерческих банков и расчетные счета, по всей видимости, не дали своего согласия на инвестирование средств в более рискованные инструменты, что фактически привело к отсутствию каких-либо существенных изменений в агрегированной структуре пенсионных резервов: доля акций в портяелях фондов осталась на уровне в 12%, а доля средств на счетах в банках и депозитов увеличилась лишь незначительно – с 17% до 23%, в основном за счет корпоративных облигаций.

Таблица 2. Невзвешенная структура пенсионных резервов по выборке, в %

Открыть таблицу в новом окне
  на 31.12.2008 на 30.09.2009
Денежные средства на банковских счетах 3.02 5.8
Банковские депозиты и депозитные сертификаты российских банков 14.11 15.18
Государственные ценные бумаги Российской Федерации 1.46 0.97
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 8.1 8.71
Муниципальные ценные бумаги 2.6 0.65
Облигации российских хозяйственных обществ 36.4 29.37
Акции российских ОАО 12.34 13.66
Ипотечные ценные бумаги 0.03 0.2
Паи паевых инвестиционных фондов 6.65 7.22
Недвижимость 1.12 0.68
Прочие направления размещения 14.17 16.08
Источник: Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

При расчете невзвешенных долей использовалась информация, предоставленная 22 негосударственными пенсионными фондами, а также результаты обзора рынка, подготовленного Агентством по итогам 2008 г.
Показатель «Прочие направления размещения» несколько искажен в связи с высокой долей инвестирования в векселя отдельных фондов, а также отражения в соответствующем разделе денежных счетов на расчетных счетах УК.

Пенсионные накопления, агрегированная структура которых меняется медленнее в связи с более редкими поступлениями средств в фонды, по сравнению с НПО, также стали размещаться фондами все более и более консервативно: так, если на конец 2008 г. по данным «Эксперт РА» на депозиты в коммерческих банках и деньги на расчетных счетах приходилось не более 7% пенсионных накоплений, то уже на 01.10.09 доля таких инструментов превысила 17%. В то же время, размещение средств на депозитах свидетельствует, по сути, об отказе УК от управления рисками (т.к. список банков, в которых можно размещать пенсионные накопления, ограничен и представлен преимущественно крупными банками; при этом большая часть средств концентрируется в государственных банках).

Другой тенденцией, наметившейся на рынке пенсионных накоплений, является рост доли субфедеральных облигаций, что их сравнительно высокой доходностью при фактических низких рисках на фоне широкой финансовой поддержки федеральными властями регионов.

Таблица 3. Невзвешенная структура пенсионных накоплений по выборке, в %

Открыть таблицу в новом окне
  на 31.12.2008 на 30.09.2009
Денежные средства на счетах в кредитных организациях 1.25 6.36
Денежные средства в банковских депозитах 5.19 9.52
Государственные ценные бумаги Российской Федерации 1.97 2.01
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 15.2 19.08
Облигации российских эмитентов 46.74 40.44
Акции российских эмитентов 11.61 10.82
Паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов 0 0
Ипотечные ценные бумаги 0.05 0.22
Прочие активы 13.75 11.54
Источник: Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

На протяжении 2010 года структура инвестиционных портфелей НПФ останется столь же консервативной, как и сейчас. В среднесрочной перспективе немногие участники рынка будут готовы наращивать долю акций из боязни получить убытки в случае падения рынка. Подобная консервативность сохранится и в среднесрочном периоде – роста доли акций в портфелях фондов следует ожидать не ранее начала экономического роста.

В поисках доходности фонды, скорее всего, будут опробовать новые инструменты, в том числе – в объекты инфраструктуры, надежность которых повышается за счет низкой эластичности спроса на услуги компаний по доходу, а также в связи с контрциклическим характером динамики рыночной стоимости акций подобных компаний.

Крупнейшие НПФ по объему пенсионных резервов на 01.10.09, млн. руб.

Открыть таблицу в новом окне
Название НПФ Объем пенсионных резервов
1 ГАЗФОНД 244058
2 Благосостояние 96095
3 Ханты-мансийский НПФ 23029
4 НПФ Электроэнергетики 18798
5 НПФ Транснефть 17 073*
6 ЛУКойл-Гарант 11503
7 Телеком-Союз 11068
8 НЕФТЕГАРАНТ 9619
9 НПФ "Норильский никель" 7997
10 СтальФонд 6 125*
11 Национальный НПФ 5955
12 Алмазная осень 5 823
13 РЕГИОНФОНД 3 557
14 НПФ "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ" 3 286*
15 НПФ "Сургутнефтегаз" 2 786*
Источник: «Эксперт РА»
* - по данным ФСФР на 01.07.09

Крупнейшие НПФ по объему пенсионных накоплений на 01.10.09, млн. руб.

Открыть таблицу в новом окне
Название НПФ Объем пенсионных накоплений
1 Благосостояние 15 388
2 ЛУКойл-Гарант 10826
3 НПФ Норильский никель 4992
4 ГАЗФОНД 4786
5 НПФ Электроэнергетики 3821
6 Большой ПФ 3608
7 Социум 3346
8 Ханты-мансийский НПФ 2116
9 Русь 2019
10 НПФ Сберегательного банка 1952
11 Национальный НПФ 1326
12 СтальФонд 1 304*
13 Социальное развитие 1233
14 НПФ "ПРОМРЕГИОНСВЯЗЬ" 1 175*
15 НПФ "Райффайзен" 1091
Источник: «Эксперт РА»
* - по данным ФСФР на 01.07.09

Обзор подготовили:
Роман Рыбалкин,
Эксперт направления инвестиционных рейтингов

Павел Митрофанов,
Руководитель направления инвестиционных рейтингов

Павел Самиев,
Заместитель генерального директора



Исследования по теме
Будущее пенсионного рынка: фонды готовятся к ИПК
24.05.2017
К концу 2016 года объем рынка НПФ достиг 3,2 трлн рублей, а за счет переходной кампании в начале 2017-го приблизился к 3,5 трлн рублей. Закат эпохи обязательного пенсионного страхования (ОПС) и ожидание запуска системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) вынуждают фонды ставить рекорды продаж ОПС: ПФР получил 12 млн заявлений о выборе фонда по итогам 2016 года. При этом пересмотр планов развития НПФ для работы с ИПК затруднен нерешенным вопросом правовой корректности «автоподписки» людей на участие в системе, невысокими шансами на государственное софинансирование, а также ограниченными возможностями для маркетинга фондов.
Будущее пенсионного рынка: от повышения надежности к повышению эффективности
26.05.2015
С начала 2014 года наблюдается значительное улучшение качества риск-менеджмента и инвестиционного портфеля НПФ. На фоне успешного запуска системы гарантирования пенсионных накоплений это свидетельствует о повышении надежности системы НПФ. К концу апреля 2015 года более 83% от всего объема накоплений и застрахованных лиц находились в системе гарантирования. Теперь регуляторам НПФ и фондам предстоит разработать меры по повышению эффективности системы. Из-за ужесточения требований к инвестиционной политике фондов на фоне высокой инфляции и проблем в экономике НПФ становится труднее обеспечивать доходность выше инфляции. На среднесрочном горизонте 2009–2014 годов накопленная доходность фондов опережает инфляцию лишь на 2 п. п. Смягчение рейтинговых требований к облигациям и субординированным депозитам, которые могут составлять пенсионные накопления, поможет повысить эффективность системы НПФ.
Прогноз развития рынка НПФ на 2015 год: Рынок готовится к росту
14.01.2015
«Разморозка» пенсионных накоплений за 2013 год обеспечит рынку НПФ рост более чем на 0,5 трлн рублей в 2015 году. Но приток накоплений может сопровождаться дальнейшим усилением регулирования рынка за счет требований к УК, управляющим накоплениями НПФ. Ближайшим вызовом для участников рынка станет резко ухудшившаяся после повышения ключевой ставки ЦБ до 17% ситуация на долговом рынке. В 2015 года фондам и УК предстоит пересмотреть свою инвестиционную политику в отношении порядка 450 млрд рублей пенсионных накоплений, инвестированных в корпоративные облигации, чтобы обогнать инфляцию.
Статьи экспертов по теме
Регулятор повышает надежность
19.05.2014 / Вероника Иванова
Большинство НПФ готово выполнить новые требования ЦБ и продолжить работать в системе пенсионных накоплений.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Будущее пенсионного рынка
2013-12-18 10:13:52
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
25
мая
2016
Цель проекта: обсуждение мер по развитию отрасли НПФ как стратегического инвестора
26
мая
2015
Цель проекта: выработка первоочередных и стратегических мер по развитию рынка НПФ в контексте завершения пенсионной реформы
23
апреля
2014
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.