Рейтинговые действия, 16.04.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Бурятия на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 16 апреля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Бурятия на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Республика Бурятия (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 351 тыс. кв. км, административный центр – г. Улан-Удэ. Экономика региона является высокодиверсифицированной, её ключевыми секторами выступают промышленность, в том числе добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, а также оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение. Основную долю обрабатывающих производств составляют производство прочих транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов, производство бумаги и бумажных изделий.

Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2020 году, по предварительной оценке региона, составил 296,9 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2019 годом на 3,9% в текущих ценах, объем промышленного производства увеличился на 7,4% к уровню 2019 года. Наиболее выраженная положительная динамика наблюдалась в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых (115,7%), обрабатывающая промышленность (106,8%), производство машиностроительной продукции и строительство (106,9%). ВРП на душу населения в 2020 году по оценочным данным составил 301,2 тыс. рублей, увеличившись на 3,8 % к уровню 2019 года. Уровень безработицы снижался с 2017 по 2019 год; среднегодовое значение в 2020 году составило 10,5%. По итогам 2021 года в результате ослабления кризисных явлений на фоне коронавирусной пандемии ожидается снижение уровня безработицы до 9,8%. Показатели численности населения региона и её динамика оказывают сдерживающее влияние на рейтинг: численность населения по состоянию на 01.01.2021 составила 985,4 тыс. человек. За последние пять лет численность населения выросла на 3,1 тыс. человек. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 составил 0,742, что несколько ниже прошлогоднего значения.

Доля инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года находилась на уровне 15%. В 2020 году значение показателя в абсолютном выражении составило 47,5 млрд рублей. Наибольший объём средств был вложен в сфере транспорта (14,0 млрд рублей), обеспечения электроэнергией и паром (9,5 млрд рублей), добычи полезных ископаемых (5,8 млрд рублей), обрабатывающих производств (4,1 млрд рублей), связи (3,6 млрд рублей). По итогам 2021 года, согласно базовому сценарию региона, объём внебюджетных инвестиций ожидается на уровне 38,9 млрд рублей. Продолжится освоение ключевых инвестиционных проектов, таких как освоение Никольского каменноугольного месторождения, месторождений урана Хиагдинского рудного поля, Эгитинского месторождения плавикового шпата, Озерного месторождения полиметаллов, Калюмного участка Сыннырского месторождения и прочих. В 2020 году были также начаты новые проекты в рамках расширения территории опережающего развития «Бурятия».

Регион характеризуется невысокой собственной бюджетной обеспеченностью. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона по итогам 2020 года составила 32,8%, что на 6,7 п. п. ниже уровня 2019 года. В абсолютном выражении ННД регионального бюджета за 2020 год составили 28,2 млрд рублей или 96,9% утвержденного годового прогноза. Уменьшение доли ННД объясняется ростом трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам 2020 года общие доходы регионального бюджета выросли на 20%, ННД остались на уровне 2019 года. Имело место снижение поступлений по налогу на прибыль организаций (-17,9%), в первую очередь, от налогоплательщиков угольной отрасли из-за падения цен, а также в сфере транспорта из-за снижения числа пассажирских перевозок. С другой стороны, сохранение объёма ННД в 2020 году было обеспечено увеличением отдельных доходных источников, включая НДФЛ (+8,6% к 2019 году), акцизы (+2,6%), налог на имущество организаций (+5,6%), налог на добычу полезных ископаемых (+33,4%).

Объём безвозмездных поступлений от других бюджетов РФ в 2020 году увеличился на треть по сравнению с 2019 годом и составил 57,0 млрд рублей. По сравнению с 2019 годом объём дотаций увеличился на 23,6% до 27,1 млрд рублей, субсидий – на 60,1% до 15,1 млрд рублей. Значительный объём трансфертов был выделен для обеспечения сбалансированности бюджетов в целях компенсации снижения поступлений ННД в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, финансирования мероприятий по предупреждению и устранению последствий распространения Covid-19, а также мер по предотвращению её влияния на экономическую ситуацию в регионе. 

В 2020 году расходы бюджета выросли на 23% по сравнению с 2019 годом и составили 87,9 млрд рублей. 67% общего объёма бюджетных средств приходится на социальное развитие. Увеличение расходов обусловлено ростом расходов на оплату труда, реализацию национальных проектов, а также на реализацию мероприятий, связанных с осуществлением неотложных мер по предупреждению и устранению последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

Больше всего увеличились расходы на здравоохранение (прирост на 61,4% по сравнению с 2019 годом), социальную политику (+49,7%), образование (+6,3%). В 2020 году расходы по указанным сферам составили 58,5 млрд рублей, что на 31,2% больше прошлого года. Положительно оценивается гибкость расходов регионального бюджета: доля капитальных вложений в расходах по итогам 2020 года составила 13,9%.

Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2020 года дефицит бюджета составил 7,4% от ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись банковские и бюджетные кредиты. По оценке региона, в 2021 году бюджет будет также исполнен с дефицитом в размере 12% от ННД.

Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством позитивно. По состоянию на 01.01.2021 долг региона составил 13,9 млрд рублей или 49,4% от ННД. По итогам 2021 года ожидается прирост объёма заимствований на треть до 18,3 млрд рублей, или до 53,4% от ННД. Более существенное повышение долга и изменение пропорций относительно ННД может оказать давление на рейтинговую оценку. Рост долга будет связан с прогнозируемым дефицитом республиканского бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает высокая доля краткосрочного долга, подлежащего погашению в течение следующих 12 месяцев, которая составила 85,5% на 01.01.2021.

Полученный полугодовой бюджетный кредит в сумме 4,3 млрд рублей из федерального бюджета в декабре 2020 года позволил не привлекать региону банковские кредиты в конце истекшего года, существенно сэкономить на процентных расходах бюджета. Расходы на обслуживание регионального долга в 2020 году составили 1,5% от ННД, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Достаточная ликвидность бюджета обеспечивается поддержанием остатков средств на счетах, а также доступом к краткосрочным казначейским кредитам (после погашения полугодового бюджетного кредита, полученного в конце 2020 года) и открытым кредитным линиям.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 85,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 87,9 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Бурятия был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.10.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Бурятия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Бурятия принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Бурятия дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023