Новости агентства, 29.11.2013

«Эксперт РА»: Рейтинг вузов – новый инструмент для модернизации образовательной системы России
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

29 ноября 2013 г.

27 ноября 2013 года состоялся первый международный форум вузов СНГ «Глобальная конкурентоспособность», организатором которого выступило рейтинговое агентство «Эксперт РА». Основными темами для обсуждения стали определение стратегических приоритетов для вузов стран СНГ, инструментов для повышения конкурентоспособности университетов и интеграции образовательных систем в международное пространство, а также сравнение подходов к формированию мировых и национальных рейтингов университетов. Всего в международном форуме вузов СНГ приняли участие около 300 представителей ведущих образовательных и экспертных организаций, крупных компаний,  а также органов власти.

Вальдемар Сивински, вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence отметил, что существование национальных и региональных рейтингов университетов подталкивает систему образования к качественному развитию: «Мы живем в новой информационной эре,  и рейтинги должны меняться постоянно, чтобы их можно было использовать для прогнозирования будущего образовательных систем».

Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» рассказал об особенностях рейтингования вузов: «Результаты любого рейтинга могут кардинально поменяться даже при, казалось бы, не очень значительной корректировке поставленной задачи. Например, наш рейтинг отвечает на вопрос: выпускников каких вузов охотно нанимают в лидирующие компании. Он составлен на объективном показателе - мониторинге профайлов в социальных сетях, а, рейтинг QS подготовлен на основании опросов работодателей. Сравнив рейтинги, мы обнаружили, что коэффициент корреляции между ними составил 0,36 – что означает отсутствие какого-либо сходства. То есть, предпочтения работодателей и их реальные действия в результате имеют мало общего».

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова отметил, что, существующие западные рейтинги в большинстве своем ориентированы на небольшие технологические университеты, где по-другому построен учебный процесс, другая профессорская нагрузка и стратегия развития, отличная от российской. Это является одной из причин низких позиций отечественных вузов в мировых рейтингах. При этом, по словам г-на Садовничего, не все ключевые направления работы университетов учитываются при составлении рейтингов: «Университет – это, прежде всего, центр образования, потом научно-исследовательский центр. То, что вуз это культурный центр  - не отражено ни в одном из существующих рейтингов», - считает ректор МГУ им. Ломоносова. По его мнению,  создание российского рейтинга, который будет признан и узнаваем мировым сообществом, является важной задачей и способно принести пользу российскому образованию.

О неоднозначном отношении к рейтингам заявил Владимир Мау, ректор РАНХиГС  при Президенте РФ: «Для начала нам надо понимать, зачем нам вообще нужен рейтинг, какие задачи мы хотим решить с его помощью. На мой взгляд, любой рейтинг нужен, прежде всего, для того, чтобы по его результат понять, какие параметры нам необходимо подтянуть».

Виктор Кокшаров, ректор УрФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, в свою очередь отметил, что «рейтинги – непосредственный инструмент влияния на государственную политику в области высшего образования», в том числе и на взаимное признание дипломов и  поддержку  конкретных университетов.  Именно поэтому, по словам Виктора Кокшарова,  «необходим рейтинг межнациональный, фокусирующийся хотя бы на конкретном географическом регионе, где есть общность образовательных связей, подходы к образованию, общее прошлое и традиции. Таким регионом является страны СНГ», - добавил он.

Что касается создания международного рейтинга вузов СНГ, работу над которым ведет работу «Эксперт РА», Чингиз Шамшиев, ректор Академии государственного  управления  при Президенте Кыргызской Республики считает это нелегкой задачей. Основная сложность при формировании рейтинга, по его мнению, может стать недостоверность данных, предоставляемых вузами. Поэтому правительства и межвузовские организации должны уделить решению этой проблемы особое внимание. Вместе с тем, как было отмечено на конференции, подготовка рейтинга вузов стран СНГ развивается динамичными темпами: в анкетировании приняли участие 60 вузов не из России, а в интернет-опросе уже приняли участие свыше 3,5 тысяч респондентов.

Активно обсуждались на форуме и новые инициативы по развитию образовательной системы. Так, Александр Повалко, заместитель министра образования и науки РФ, в ходе выступления особо подчеркнул необходимость развития университетских стартапов, отметив, что министерство оценивает эффективность вузов по трем ключевым продуктам: выпускникам, исследованиям и технологическим решениям, т.е. стартапам. Как отметил Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, ведущие вузы мира с недавнего времени широко используют модель инвестирования в стартапы, появившиеся в самих университетах. Он также добавил, что нельзя сбрасывать со счетов происходящую сегодня образовательную революцию: широкое распространение онлайн-образования и  появление онлайн-вузов. По прогнозам Пескова, через несколько лет «такие образовательные центры смогут выйти в топы мировых рейтингов» и составить реальную конкуренцию традиционным университетам.

Однако, по мнению Петра Чубика, ректора Национального исследовательского Томского политехнического университета, не все, чем обладает классическое университетское образование можно воссоздать онлайн: «Да, монополия на знание теперь принадлежит не только преподавателю, - сказал г-н Чубик. - И сохранить ее можно только с помощью научных исследований. В университетах необходимо создавать научно-образовательную среду, где преподаватель генерирует новые знания, а студент заинтересован в их получении. Сделать это виртуально, на мой взгляд, невозможно».

По завершению пленарной секции участники форума в рамках тематических секций обсудили наиболее острые для вузовской системы вопросы: альтернативу «англо-саксонской» модели идеального университета развитие проекта «5-100-2020», степень соответствия возможностей университетов ожиданиям работодателей.