Новости агентства, 03.06.2010

«Эксперт РА»: объем нового бизнеса по страхованию жизни в 2009 году достиг 8,5 млрд рублей
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

03 июня 2010 г.

«Эксперт РА»: объем нового бизнеса по страхованию жизни в 2009 году достиг 8,5 млрд рублей

Несмотря на кризис и падение реальных взносов по страхованию жизни, лайфовые компании продолжают заключать новые договоры – объем нового бизнеса по страхованию жизни в 2009 году достиг 8,5 млрд рублей, говорится в исследовании «Рынок страхования жизни в 2009 году: эта трудная жизнь», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Всего по официальной статистике объем взносов по страхованию жизни составил 15,7 млрд рублей, снизившись по сравнению с 2008 годом на 18,6%.

Падение реальных премий по страхованию жизни отмечается уже на протяжении двух кризисных лет: -2,6% в 2008 году по сравнению с 2007 годом и -16,8% в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Доля схем в страховании жизни продолжила сокращаться и достигла в 2009 году 12,9%.

Несмотря на падение рынка страхования жизни, в 2009 году более половины взносов по этому виду страхования было получено по договорам, заключенным в этом году. Положительные темпы прироста страховых премий в 2009 году показал сегмент рискового розничного страхования жизни, не связанного с кредитованием.

По прогнозам «Эксперт РА», в 2010 году объем рынка страхования жизни составит 14,6 млрд рублей, сократившись по сравнению с 2009 годом на 7%.

«Наибольший вклад в падение внесет корпоративное страхование жизни (-10%), объем розничного страхования жизни (включая кредитное страхование) сократится на 6%. При этом взносы, полученные по новому бизнесу, не упадут, а останутся на уровне 2009 года», – отмечает Алексей Янин, руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА».

На данный момент в России отсутствуют какие-либо внутренние предпосылки для поступательного развития рынка долгосрочного страхования жизни. Кризис привел к росту неопределенности в экономике и финансовой сфере, сужению горизонта планирования и увеличению субъективной ставки дисконтирования у населения. Банкротства страховых компаний и выбранная рядом страховщиков тактика задержки страховых выплат в видах иных, чем страхование жизни, снизило доверие населения к страховщикам.

По мнению аналитиков «Эксперт РА», исходя из сложившейся ситуации, российский рынок накопительного страхования жизни может развиваться только экстенсивно – в результате решительной и последовательной политики государства. Стимулирование рынка страхования жизни должно идти по двум направлениям: создание значимых налоговых льгот и формирование гарантийного фонда, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страхования жизни и снижению при этом рисков вложений в этот инструмент. Не менее важное условие развития рынка страхования жизни – это стабилизация экономики и снижение уровня инфляции. Для того чтобы все эти меры осуществлялись последовательно и сбалансированно, необходимо принятие долгосрочной стратегии развития рынка страхования жизни.

Согласно исследованию «Эксперт РА», усредненный показатель рентабельности активов российских страховщиков жизни в 2009 году составил -19,0%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 9,9 п.п. Основной спецификой компаний - инвестиционных проектов является крайне высокие расходы на ведение дела на развитие агентской и филиальной сети, на рекламу и маркетинг. Кроме того в долгосрочном страховании жизни значительная доля агентской комиссии платится при заключении договора, а премии поступают в течение всего срока его действия. В результате усредненное значение доли расходов на ведение дела у страховщиков жизни находится на крайне высоком уровне, хотя и постепенно снижается (95,6% в 2007 году, 85,6% в 2008 году и 70,2% в 2009 году).

Усредненные значения рентабельности инвестиций страховщиков жизни также существенно превышают аналогичные показатели для страховщиков «не-жизни» (13,6 против 8,8% в 2009 году). Ведь рентабельность инвестиций для лайфовых компаний является целевым показателем, на котором могут быть основаны их конкурентные преимущества.

 

Источник: ФССН, «Эксперт РА»