Новости агентства, 17.12.2010

На начало 2010 года совокупный капитал российских институтов развития составил около 1,2 трлн рублей
Поделиться
VK

PDF  

На начало 2010 года совокупный капитал российских институтов развития составил около 1,2 трлн рублей

17 декабря 2010 г.

Сегодня в России представлен практически весь спектр институтов развития, известных в мире. На начало 2010 года совокупный капитал российских институтов развития составил около 1,2 трлн рублей (почти 3% ВВП за 2009 год), говорится в исследовании «Российские институты развития: региональный аспект», проведенном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Действующая система включает в себя организации, ориентированные на поддержку малого бизнеса (РосБР, фонды поддержки МСБ), стимулирование экспорта (Росэксимбанк) и жилищного строительства (АИЖК), развитие передовых технологий (Роснано, Российская венчурная корпорация), а также международного инвестиционного сотрудничества (Евразийский банк развития). Разнообразны и используемые российскими институтами развития механизмы реализации своих задач: двухуровневая модель финансирования предоставления государственных гарантий и поручительств, страхование, консультации, гранты, участие в разработках. Для эффективного воздействия на структуру экономики существующая капитализация российских институтов развития должна быть доведена до уровня в 5-6% ВВП, при этом распределение средств должно определяться эффективностью конкретного института.

Несмотря на все еще небольшой объем деятельности, РосБР и АИЖК в целом эффективно выполняют поставленные перед ними задачи. Вместе с тем отдача от части крупных проектов (Роснано, Российская венчурная компания) практически незаметна в масштабах всей экономики. Для повышения качества работы системы институтов развития необходимо значительно расширить масштабы деятельности более эффективных институтов (в т. ч. за счет перераспределения части ресурсов), повысить прозрачность и оперативность принятия решений, упростить принципы работы институтов развития, а также наладить координацию их деятельности, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Наряду с федеральными структурами институтов развития инициативу начинают проявлять и комплексные инструменты экономического стимулирования, созданные региональными и муниципальными властями. Пока это единичные случаи. Однако они есть и демонстрируют хорошую динамику. Так, власти Калужской области, создав при помощи ВЭБа индустриальный парк под конкретного инвестора – Volkswagen, сейчас имеют на территории региона шесть таких парков, где наряду с производством автокомпонентов развиваются кластеры биотехнологий, фармацевтики, ядерной медицины. До 2012 года они создадут 22 тыс. новых рабочих мест. На каждый рубль вложений институтов развития здесь, по расчетам, будет привлечено более 15 рублей частных инвестиций.

Опыт Татарии и Липецкой области показывает, что большую роль в развитии экономики регионов может сыграть и такая форма стимулирования, как и особые экономические зоны: в Елабужском районе (Татарстан) демонстрирует успехи промышленно-производственная зона, где располагается производство автомобилей и автокомпонентов, химическое и нефтехимическое производство, а в Грязинском районе Липецкой области – зона с производством строительных материалов, бытовой техники, торгового оборудования.

Таким образом, становление региональных институтов развития дает новый стимул для развития региональных экономик и позволяет региональным властям более эффективно влиять на тенденции регионального развития. Этот опыт тем более важен, что кризис выявил чрезмерную зависимость ряда городов и территорий от состояния дел какой-то одной отрасли, а иногда и одного конкретного предприятия. Региональные институты развития позволяют эту зависимость, как минимум, ослабить.

Согласно данным исследования, проведенного «Экспертом РА», объем средств, которыми располагали институты развития регионального уровня на начало 2010 года, составлял порядка 83,25 млрд рублей.

Распределение средств институтов развития по регионам

Топ-10 регионов РФ по совокупному капиталу региональных институтов развития в 2009 году

Регион Региональные фонды содействия развитию МСБ Региональные венчурные фонды Корпорации развития Ипотека ОЭЗ Итого
млн рублей
Республика Татарстан 265,6 1 100,0 0,0 507,3 10 015,0 11 888,0
Московская область 417,9 280,0 0,0 187,2 6 080,0 6 965,0
Липецкая область 74,0 0,0 0,0 57,0 5 584,0 5 715,0
Калужская область 77,6 0,0 5 200,0 435,2 0,0 5 712,0
г. Москва 704,3 1 600,0 0,0 292,2 3 105,0 5 701,5
Красноярский край 205,0 120,0 3 000,0 1 189,2 0,0 4 514,2
г. Санкт-Петербург 401,7 600,0 0,0 1 836,5 1 457,0 4 295,2
Томская область 81,4 120,0 0,0 471,2 2 955,0 3 627,6
Республика Саха (Якутия) 81,3 0,0 3 000,0 104,3 0,0 3 185,6
Свердловская область 296,2 280,0 0,0 1 428,9 0,0 2 005,1

Источник: «Эксперт РА»