Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Павел Митрофанов, Роман Рыбалкин

"Эксперт РА" присвоил индивидуальные рейтинги надежности 53 негосударственным пенсионным фондам. Финансовый кризис и новые вызовы рынка заставляют НПФ улучшаться и радикально повышать надежность системы.

Система негосударственного пенсионного обеспечения за последние несколько лет выросла с явления корпоративного уровня до масштабного и социально значимого элемента экономики. По состоянию на 1 июля 2008 года объем пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ вплотную приблизился к 500 миллиардам рублей (данные "Эксперт РА"), а число участников по добровольному пенсионному обеспечению составило 6,75 миллионов человек. Накопительную часть пенсии в НПФ перевели 3,6 миллионов человек. При этом еще в 2005 году количество вкладчиков в системе НПО не превышало 6 миллионов, накопительную часть в НПФ перевело всего 600 тысяч человек, а общий объем пенсионных средств под управлением негосударственных фондов составлял лишь 300 миллиардам рублей.

Реформа пенсионной системы, очередной этап которой связан с заменой ЕСН страховыми взносами, начиная с 2010 года, только повысит востребованность и значимость НПФ в системе пенсионного обеспечения. Важная особенность обновленной системы состоит в том, что максимальная годовая заработная плата, с которой будут отчисляться страховые взносы, по заявлениям чиновников составит 415 тысяч рублей в год. С зарплаты выше этого уровня страховые взносы взиматься уже не будут. Вместе с тем, уже сейчас по данным Минздравсоцразвития заработную плату не менее этого уровня получает 18% занятого населения. В случае если предельный уровень зарплаты не будет пересматриваться, практически все высокооплачиваемые работники – средний класс - не получат адекватного коэффициента замещения заработка пенсией. А значит, их наиболее вероятный путь – в один из негосударственных пенсионных фондов за дополнительной пенсией.

Социальная роль НПФ будет повышаться, а потому, с одной стороны, фонды должны быть готовы брать на себя возрастающую ответственность, а с другой стороны, быть привлекательными для населения, то есть – надежными.

Негосударственные, но надежные

Вообще на отечественном финансовом рынке НПФы – одни из наиболее надежных институтов. Сказывается их "корпоративность". Будучи созданными крупными компаниями для обслуживания в первую очередь своих социальных обязательств, фонды придерживаются консервативной стратегии управления средствами, и при этом располагают возможностью поддержки со стороны материнских структур. Как отмечает руководитель центра PR и рекламы НПФ электроэнергетики Оксана Астановская, "даже в периоды кризисов фонды имеют возможность исполнять свои текущие обязательства перед клиентами, поскольку доля текущих обязательств НПФ несоизмеримо мала по сравнению с общими объемами пенсионных средств. Кризис 1998 года наглядно продемонстрировал устойчивость системы негосударственного обеспечения: не было зарегистрировано ни одного факта банкротства НПФ".

В этом контексте результаты, которые мы получили в ходе присвоения рейтингов фондам-членам НАПФ, оказались вполне ожидаемыми: основная масса фондов оказалась в группе надежности с уровнем "выше среднего". Причем в присвоенных оценках уже учтен "фактор кризиса" – в виде повышенной ценности поддержки собственников и стабильности клиентской базы.

Под средним уровнем надежности обычно понимается рейтинг "В+" (достаточный уровень надежности). В то же время средний рейтинг по выборке участников проекта оказался на более высоком уровне – "В++". Смещенный в положительную сторону результат получился благодаря тому, что нижний эшелон фондов пока не принял участия в рейтинговании. По мере расширения аудитории проекта распределение результатов окажется ближе к нормальному – с минимальными рейтингами в группе С и модой на уровне "В+".

График 1. Большинство фондов с рейтингом – надежные. Распределение фондов по рейтинговым классам

Распределение фондов по рейтинговым классам

Источник: "Эксперт РА"

Однако, несмотря на все достижения отрасли, в сфере негосударственного пенсионного обеспечения существует ряд системных проблем, обострившихся в ходе кризиса и угрожающих развитию рынка. Прежде всего, обнаружилась прежде скрытая проблема в отношениях между НПФ и УК в области гарантий доходности. На растущем рынке у УК не возникало сложностей с обеспечением положительного результата управления. Но по итогам 2008 года многие УК столкнутся с отрицательным результатом по управлению пенсионными средствами. Отрицательная доходность может в свою очередь привести к возникновению у партнерских НПФ актуарного дефицита. А появление актуарного дефицита – нарушением закона в части обеспечения сохранности и доходности средств, полученных фондами, которое влечет за собой отзыв лицензии. "Техническое" решение проблемы рынком выработано: НПФ может пролонгировать договор с УК, избежав необходимости фиксировать убыток. Однако вопрос системного решения проблемы гарантированной доходности пока остается открытым.

Не менее остро на волне кризиса встал вопрос доверия к рынку со стороны населения. Исполнительный директор НПФ "Северная казна" Галина Пигалева подсчитала, что "из ожидаемых клиентов приходит только 20 процентов". Реакция населения ожидаема, хотя и не вполне рациональна: сейчас НПФ, не имея возможности "сидеть в деньгах", покупают сильно подешевевшие активы, причем делают это надолго. Можно утверждать практически наверняка, что на длинном временном горизонте (а других в пенсионных схемах практически не бывает) клиенты, пришедшие в систему НПО во время кризиса, окажутся в плюсе.

Проблемы рынка пенсионного обеспечения важны, но при этом решаемы. Кризис должен стать катализатором и ускорить процесс оздоровления как за счет действий госорганов и регулятора рынка, так и за счет усилий самих фондов и их профессиональных объединений.

По пути улучшений

Инфраструктура рынка также должна измениться. Очевидно, "длинные" средства пенсионных фондов должны активнее размещаться в строительных и инфраструктурных проектах через покупку паев ЗПИФов и инфраструктурных облигаций.

Большое значение для развития рынка имеет поощрение деятельности профессиональных профессиональных объединений. Их деятельность поможет стандартизировать работу НПФ, повысить прозрачность рынка, ввести отраслевые стандарты. В перспективе профобъединения могут взять на себя часть надзорно-контрольных функций.

Пока на рынке есть лишь одно крупное объединение – НП НАПФ. Однако, как отмечает Галина Пигалева из "Северной казны", "региональные ассоциации могли бы вступить в НАПФ в статусе коллективных членов", повысив авторитет организации.

Программа государственного софинансирования способна придать мощнейший импульс всему рынку пенсионного обеспечения. Однако без сопутствующей программы популяризации и продвижения этой системы проект будет обречен. По словам вице-президента НПФ "ГАЗФОНД" Дмитрия Коншина, "при должной информационной поддержке государства в течение первых лет 10-15% работающего населения могут выбрать эту систему". Иными словами, при том, что сейчас в системе обязательного пенсионного страхования занято около 10% работающего населения, сотрудничающего с НПФ, эти цифры за счет софинансирования могут возрасти примерно в 2 -2, 5 раза.

Должна быть пересмотрена система взаимоотношений между НПФ и УК, в частности, принципы выбора УК и стратегии размещения средств, переданных в доверительное управление. Если раньше основным фактором, определяющим взаимоотношения между НПФ и УК, была доходность от размещения средств за предыдущий период, то в эпоху кризиса внимание НПФ должна привлекать надежность управляющего и его долгосрочная способность приносить доход. Целесообразно законодательно закрепить отраслевые стандарты качества систем риск-менеджмента УК, работающих с пенсионными деньгами, а также требования к независимой оценке надежности.

Читайте дадее: Пенсионный базис