Эксперт | РА
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.

Сбор анкетСписок всех рэнкингов


 

Малыши вырастут

Роман Романовский

Улучшение конъюнктуры на лизинговом рынке в 2010г. должно привести к существенному росту масштабов сотрудничества лизингодателей и компаний МСП

В 2009 году на рынке лизинга, по оценкам «Эксперт РА», с малым бизнесом было заключено новых сделок на сумму 52,6 млрд. руб., со средним бизнесом – на 56,4 млрд. руб. На фоне кризисных явлений в прошлом году в структуре лизинговых сделок существенно увеличилась доля лизингополучателей - крупных предприятий: с 49,8% до 64,4% (график 1). При этом доля малого бизнеса в структуре новых контрактов снизилась за год на 4,8 п.п., доля компаний среднего предпринимательства снизилась на 10,8 п.п. На наш взгляд такому снижению способствовали два фактора: во-первых, в начале года лизингодатели опасались финансировать мелкие компании из-за неясности перспектив их развития, во-вторых, представители крупного бизнеса получали поддержку со стороны государства и выглядели более надежными клиентами.

Однако, несмотря на наблюдавшееся в 2009г. снижение доли малого бизнеса в новых лизинговых сделках, интерес лизингодателей к финансированию субъектов МСП сохраняется и даже растет.

График 1. В 2009 году две трети лизинговых сделок были заключены с крупным бизнесом

В 2009 году две трети лизинговых сделок были заключены с крупным бизнесом

Клиентская оттепель

Со второй половины 2009 года на фоне снижения кредитных ставок лизингодатели начали восстанавливать свернутые программы лизинга и финансировать не самые ликвидные виды имущества. Автолизинговые компании еще во втором квартале стали смягчать условия для проверенных лизингополучателей, а также по наиболее  ликвидным предметам лизинга. К концу 2009 года процентные ставки по сделкам с малым и средним бизнесом снизились примерно на 5 процентных пунктов, сроки сделок увеличились с двух до трех-пяти лет, размер требуемого аванса снизился на 10-15 п.п. У лизинговых компаний с иностранным фондированием процентные ставки и предлагаемые сроки сделок в 2009 году не менялись, однако к концу года были смягчены критерии оценки бизнеса клиента и требования к его финансовому состоянию.

В то же время участники рынка отмечают, что смягчение кредитной политики в ближайшем будущем может произойти только в отношении надежных клиентов, подтвердивших свою платежную дисциплину. В целом лизинговые компании в течение еще какого-то времени будут оставаться консервативными при оценке потенциального лизингополучателя: кризис научил компании более качественно оценивать риски и управлять ими.

Тем не менее, заинтересованность в работе с сегментом МСП у лизинговых компаний достаточно высока. Малый и средний бизнес - особая группа клиентов. Они, как правило, обладают меньшим запасом "прочности" и в первую очередь ощущают на себе отсутствие финансирования, изменение кредитной политики банков. С другой стороны, работа с малым бизнесом позволяет компаниям диверсифицировать лизинговый портфель по отраслям и клиентам. Заинтересованность лизингодателей обусловлена и более высокой доходностью сделок с МСП по сравнению с сегментом крупных клиентов. Кроме того, небольшие клиенты более гибко и оперативно реагирует на внешние изменения и быстрее адаптируется к новым условиям.

"Для лизинговых компаний, изначально ориентированных на работу с сегментом МСП, небольшие предприятия  и индивидуальные предприниматели сохраняют свою привлекательность в любое время, вне зависимости от ситуации на рынке. Многолетний опыт сотрудничества позволяет таким лизингодателям правильно и квалифицированно оценивать приходящих клиентов и предлагать им наиболее выгодные и безопасные условия сотрудничества, тем самым обеспечивая своевременное выполнение лизингополучателем своих обязательств по договору лизинга", - подчеркивает Лариса Власова, генеральный директор компании "CARCADE Лизинг".

Наиболее интересны лизингодателям потенциальные клиенты из отраслей торговли, пищевой промышленности, перерабатывающих производств, полиграфии, строительства и сельского хозяйства.

Рост с поддержкой

Улучшение ситуации в экономике привело к росту заявок на лизинговое финансирование. "Спрос на лизинг со стороны предприятий МСП  начал расти, потребность в финансировании основных средств велика. Учитывая их значимость, лизинговые компании разрабатывают специальные программы, позволяющие  предложить малым и средним предпринимателям лучшие условия и  высокую скорость принятия решения  по сделкам", – отмечает Ирина Горшкова, начальник отдела управления рисками ГК "Балтийский лизинг".

Кроме того, понимая важность малого бизнеса для экономики, государство создает в различных формах программы поддержки субъектов МСП, в том числе через механизмы лизинга. Одной из наиболее масштабных таких программ является реализуемая Российским Банком Развития Государственная программа финансовой поддержки МСП.

На 1 апреля 2010г. ОАО "РосБР" в рамках данной Программы сотрудничает с 44 лизинговыми компаниями. Совокупный открытый лимит кредитования этим компаниям составляет около 4,9 млрд руб., из них уже реализовано сделок более чем на 1,1 млрд руб. Кроме того, еще около 40 компаний подали заявки на участие в программе финансирования, и ожидают их рассмотрения. Целевой аудиторией Программы являются организации малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность не менее 1 года, с устойчивым финансовым положением и не имеющие задолженности по налогам и сборам. Финансирование предоставляется под предметы лизинга третьей и выше амортизационной группы, в объеме от 150 тыс. до 60 млн руб.

Несмотря на существенный объем выделенных средств, указанная программа поддержки МСП пока не может дать взрывного роста количества лизинговых сделок с субъектами малого бизнеса. Ограничения на организацию массового лизингового продукта накладывают необходимость  согласования контрактов с банком и требование предоставления ежеквартального отчета о проведенных сделках. В то же время, возможно, эти ограничения будут устранены: банк регулярно идет на диалог  с лизинговыми компаниями и готов разрабатывать новые кредитные программы.

Расширяя возможности поддержки, в марте 2010 года РосБР представил лизингодателям новый продукт "Лизинг для начинающих предпринимателей", в рамках которого оформить сделку могут субъекты МСП, существующие менее 1 года, при этом финансируется один предмет лизинга в объеме до 30 млн. руб. Кроме того, банк анонсировал возможность запуска продукта по рефинансированию лизинговых сделок, а также по возвратному и импортному лизингу.

"Меры, реализуемые государством по поддержке организаций МСП на федеральном уровне через государственные лизинговые компании и РосБР, а также на региональном уровне через субсидирование процентной ставки, на наш взгляд, являются важным шагом как с точки зрения стимулирования развития этих предприятий, так и нормализации ситуации на российском финансовом рынке в целом", - отмечает Олег Литовкин, генеральный директор "Лизинговой компании УРАЛСИБ". - Это позволит объединить усилия и создать эффективную инфраструктуру по финансированию предприятий малого и среднего бизнеса через механизм лизинга, поддерживая в условиях кризиса предпринимательскую активность бизнеса во всех регионах РФ".

Стимулирующие меры для субъектов МСП, аналогичные проводимым в РосБР, прорабатываются также в Министерстве промышленности и торговли. В частности, осуществляется разработка программы, нацеленной на поддержку малого бизнеса через механизм лизинга путем софинансирования авансового платежа. Предполагается, что целевой группой данной программы станут начинающие малые предприниматели, намеревающиеся приобрести в лизинг оборудование, произведенное на территории России.

Проводимые государством программы нацелены на облегчение доступа к финансированию для компаний МСП, а также на снижение уровня удорожания предметов лизинга, что позволяет воспользоваться лизинговой услугой существенно большему числу потенциальных лизингополучателей. Этот фактор в совокупности со значительными потребностями малого бизнеса в финансировании и заинтересованностью лизингодателей в работе с сегментом МСП, должен привести  к существенному росту масштабов сотрудничества лизинговых компаний и малого бизнеса.

Лизинговые компании со своей стороны рекомендуют субъектам МСП тщательно выбирать финансового партнера. Необходимо учитывать не только удорожание в графике лизинговых платежей, но и финансовую устойчивость своего будущего лизингодателя, его репутацию, опыт работы и положение на рынке (в том числе в сегменте малого бизнеса, таблица 1). Подтверждением надежности и финансовой устойчивости лизинговой компании может служить наличие у нее соответствующего рейтинга. Кроме того, всегда стоит обращать внимание на дополнительные возможности, предлагаемые лизинговой компанией в рамках одного пакета услуг. Это может быть либо расширенный сервис, повышающий комфорт и качество обслуживания клиента, либо комплексные программы лизинга, включающие в себя кроме услуги финансирования дополнительные опции для потенциального клиента.

Таблица 1. ТОП-20 лизингодателей, работающих с малым бизнесом

ТОП-20 лизингодателей, работающих с малым бизнесом

Открыть таблицу в новом окне


2009 год  

Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!