Эксперт | РА
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.

Сбор анкетСписок всех рэнкингов


 

Трудный выбор

Роман Романовский

Рынок лизинга пока не готов к усилению регулирования, хотя оно могло бы снизить масштаб рисков в отрасли

Рынок лизинга пострадал в период кризиса сильнее других сегментов финансового рынка. К примеру, сокращение объема уступленных требований на рынке факторинга составило в 2009г. 40,1%, а объем выданных банками кредитов малому и среднему бизнесу в 2009г. сократился на 26,5%. Сокращение лизингового рынка (объема новых сделок) при этом составило 56%. По данным открытых источников, с начала 2009 года было опубликовано около 40 заявлений о банкротствах лизинговых компаний, из них, по оценке "Эксперт РА", около 20-30% составляют рыночно-ориентированные публичные лизингодатели.

Целый ряд проблем, с которыми столкнулись лизингодатели в прошедшем году, заставили профессиональное сообщество задуматься о необходимости регулирования рынка. В частности, представители Подкомитета по лизингу ТПП РФ выступили с предложением разработки отраслевых стандартов деятельности лизинговых компаний и последующего создания на этой основе саморегулируемой организации (СРО) лизингодателей.

Польза от наличия эффективно работающей СРО очевидна: при установлении требований работы на рынке, улучшаются условия взаимодействия и функционирования всех его участников, так как в процессе контроля выполнения требований отсекаются недобросовестные игроки рынка (мошенники) и финансово неустойчивые компании. В конечном счете это приводит к повышению устойчивости всей отрасли и улучшению конкурентной среды.

Между тем, в настоящее время лишь немногие лизинговые компании готовы видеть в лице СРО регулятора, устанавливающего жесткие нормативы и правила работы для лизинговой отрасли. В подавляющем большинстве лизингодатели ожидают от СРО выполнения лоббистских функций, решения задач по улучшению законодательной базы, а также упрощению доступа к финансовым ресурсам и снижению их стоимости.

Против создания на рынке лизинга регулятора высказались 56% участников исследования (таблица 1).

Таблица 1. Большинство лизингодателей предпочитают свободу деятельности

Возможные параметры регулирования Мнения компаний
"да" "нет"
1 Необходим ли рынку лизинга регулятор (в целом, независимо от его формы)? 44% 56%
2 Испытывала бы лизинговая отрасль в 2009г. меньше проблем, если бы до кризиса действовало нормативное регулирование отрасли? 29% 71%
3 Целесообразно ли введение для ЛК норматива достаточности капитала? 44% 56%
4 Целесообразно ли введение для ЛК норматива ликвидности? 51% 49%
5 Целесообразно ли введение для ЛК норматива максимального риска на одного клиента? 44% 56%
6 Позволяет ли имеющееся у компании программное обеспечение оперативно сформировать разбивку активов и пассивов по срокам их погашения? 60% 40%

 Источник: "Эксперт РА" по данным анкетирования 73 лизинговых компаний

Нормативы раздора

Установление различных нормативов и стандартов деятельности является основным инструментом контроля рисков (и работы СРО как регулятора рынка).

В отношении лизинговых компаний актуальными являются нормативы достаточности собственных средств, ликвидности и концентрации сделок (максимального размера риска) на одного лизингополучателя.

Требования к размеру собственных средств могут устанавливаться в абсолютном (минимальный объем уставного капитала) или относительном выражении (отношение капитала к рисковым активам). В европейских странах распространена практика законодательного установления минимального объема уставного капитала для лизингодателей: в Албании это эквивалент 150 тыс. евро, в Бельгии – 124 тыс. евро, в Венгрии и Румынии - 200 тыс. евро, в Германии – 25 тыс. евро[1], в Испании – 5,1 млн евро1, в Италии – 600 тыс. евро (при балансовой стоимости активов компании менее 100 млн евро) или 5,16 млн евро1, в Сербии – 100 тыс. евро, во Франции – 2,2 млн евро (для независимых лизинговых компаний) или 5 млн евро (для банковских "дочек")1.

При этом на постсоветском пространстве требования более либеральны – на Украине, в Беларуси, Молдове и Казахстане, как и в России, законодательно не закреплен минимально необходимый для лизинговых компаний объем собственных средств. По оценкам "Эксперт РА", сегодня на российском рынке работает не менее десятка компаний с уставным капиталом, не превышающим 150 тыс. рублей, а также есть несколько компаний, чей уставный капитал составляет 10 тыс. рублей.

Исследование показало, что российские лизингодатели ни в моральном, ни в финансовом плане не готовы к введению норматива, устанавливающего минимальный уровень собственных средств (см. табл. 1). Большинство участников исследования (56%) высказались против применения данного норматива к лизингодателям.

Компании, считающие целесообразным введение норматива достаточности капитала, акцентируют внимание на поэтапности такой процедуры. "Установление данного норматива необходимо проводить в два-три этапа, - говорит Виктор Логинов, генеральный директор ООО "Альфа-Лизинг". - Первый этап – наблюдение за лизинговыми компаниями и определение ориентировочного уровня норматива, второй – установление норматива и наблюдение за его выполнением без применения санкций, а также наблюдение за процессами, происходящими в компаниях; и, наконец, третий этап – возможная корректировка норматива и придание ему статуса обязательного к соблюдению". Осуществление первых двух этапов суммарно может занять до пяти лет.

Большинство  лизинговых компаний считают также излишним введение норматива максимального уровня риска на одного клиента. Средний уровень концентрации задолженности на одного лизингополучателя (отношение задолженности клиента к собственным средствам) у участников исследования составил 440% (по данным 54 компаний), отдельные значения показателя колеблются от 0,7% у розничных ЛК до 3400% у компаний, сотрудничающих с крупным бизнесом. При этом даже среднее значение показателя (440%) превышает максимальный уровень соответствующего норматива в банковском секторе почти в 18 раз (таблица 2).

Таблица 2. Достаточность капитала лизинговых компаний втрое меньше, чем в банковском секторе

Показатель Значение в банковском секторе на 01.01.2010 г. Среднерыночное значение для ЛК на 01.10.2009 г.
Достаточность собственного капитала (отношение собственных средств к активам) 15,7% 5,4%*

(16,7%)

Уровень мгновенной ликвидности (отношение денежных средств к активам) 2,7%** 2,5%
Норматив максимального размера риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) max 25% (нормативное   значение Н6) 440%

* - среднерыночное значение составляет 16,7% при учете всех компаний; 5,4% - без учета 11 компаний, уровень достаточности у которых составляет 30-95%

** - учтены только денежные средства в банке без учета корсчетов в ЦБ и других банках

Источник: «Эксперт РА»

Единственным нормативом, за необходимость введения которого высказалось большинство лизингодателей (51%), является  требование к уровню ликвидности. Необходимо отметить, что в случае введения обязательных нормативов, и в особенности  касающихся ликвидности, у лизинговых компаний возрастут требования к системам автоматизации деятельности в связи с необходимостью регулярного расчета значений соответствующих показателей.

"Можно спрогнозировать, что в случае создания СРО одной из насущных проблем станет сбор финансовых показателей деятельности лизингодателей, - заявляет Владислав Горбунов,  директор по развитию компании "AXELIT". - Ежегодную процедуру контроля KPI в состоянии пережить любая компания. В отличие, скажем, от ежемесячного или более частого контроля: при современном уровне развития технологий в отрасли для многих компаний данные, скорее всего, будут либо недостаточно точными, либо слишком дорогими для получения".

С учетом всех противоречий между лизингодателями по вопросам регламентирования лизинговой деятельности (система распределения голосов в СРО, уровень различных нормативов, размеры членских взносов и т.д.), появление на рынке регулятора в виде саморегулируемой организации в самое ближайшее время вряд ли возможно. "Рынок лизинговых услуг представлен несколькими типами принципиально разных компаний – дочерними компаниями крупных банков, государственными лизинговыми компаниями, региональными лизингодателями, дочерними компаниями крупных мировых автопроизводителей, - подчеркивает  Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг". - Между компаниями каждой из перечисленных групп существуют серьезные различия в бизнес-моделях, условиях финансирования, степени контроля акционеров и т.д. Исходя из этого, создать общие правила регулирования (или саморегулирования) деятельности столь разных лизинговых компаний представляется крайне затруднительным". Нахождение компромиссов по острым вопросам, затрагивающим деятельность каждой компании, очевидно, потребует длительного времени.

Кроме того, потребуется время для осознания необходимости регулирования. Символично, что некоторые компании, сетуя на недостаточную прозрачность рынка, нехватку информации, необходимость улучшить мнение банков о них как о надежных заемщиках, одновременно выступают против наличия регулятора рынка и обязательных нормативов.



[1] Источник: Президент Ассоциации LeasEurope, профессор Рюдигер фон Фёлкерзамб




2009 год Малыши вырастут

Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!