Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России
Таблица
Рэнкинг российских Факторов по объему уступленных им денежных требований в первом полугодии 2010 г

Наименование Фактора Объем денежных требований, уступленных Фактору в первом полугодии 2010 г., тыс. руб. Темпы прироста в первом полугодии 2010 г. по сравнению с первым полугодием 2009 года, %
1ОАО "Промсвязьбанк"54 842 1593.00
2ОАО "АЛЬФА-БАНК"17 489 653201.20
3Банк НФК (ЗАО)15 657 301-12.40
4ЗАО "ТрансКредитФакторинг"14 494 86456.80
5ОАО Банк «Петрокоммерц»11 923 954-24.70
6ООО ВТБ Факторинг11 481 219н/д
7ООО ФК "Лайф"10 749 05277.80
8ООО "БСЖВ Факторинг"10 425 00829.80
9ОАО АКБ "Металлинвестбанк"10 012 41817.60
10ЗАО ЮниКредит Банк7 685 81173.80
11ГПБ (ОАО)3 982 620-23.50
12ЗАО РФК2 302 127300.30
13ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)"2 080 602н/д
14ЗАО "Кредит Европа Банк"1 402 099н/д
15ООО "Факторинговая компания "Санкт-Петербург"1 313 99494.20
16КБ "РОСПРОМБАНК" (ООО)1 222 98018.00
17"ТКБ" (ЗАО)656 25110.40
18ЗАО АКБ "ЦентроКредит"623 329н/д
19ОАО "Нордеа Банк"439 619-53.30
20ООО "Эконом-факторинг"420 311126.70
21КБ "СДМ-БАНК" (ОАО)406 690-22.30

Таблица 1. Рэнкинг российских Факторов по объему уступленных им денежных требований в первом полугодии 2010 г.
Таблица 2. Рэнкинг российских Факторов по объему предосталенного финансирования в первом полугодии 2010 г.
Таблица 3. Рэнкинг российских Факторов по объему портфеля на 01.07.2010 г.
Таблица 4. Рэнкинг российских Факторов по объему уступленных им денежных требований в первом полугодие 2010 г., под которые не предоставлено финансирование, но оказаны иные услуги факторинга
Таблица 5. Рэнкинг российских Факторов по размеру факторингового вознаграждения, полученного за первое полугодие 2010 г.
Таблица 6. Рэнкинг российских Факторов по объему внутреннего безрегрессного факторинга в первом полугодии 2010 г.
Таблица 7. Рэнкинг российских Факторов по объему экспортного и импортного факторига в первом полугодии 2010 г.
Таблица 8. Рэнкинг российских Факторов по объему международного факторига в первом полугодии 2010 г.
Таблица 9. Рэнкинг российских Факторов по количеству обслуженных компаний в в первом полугодии 2010 года
Таблица 10. Совокупный объем рынка факторинга

 

Факторинг в исследованиях "Эксперта РА"

 

Мусиец Марина

Несмотря на рост рынка, доходы и маржа факторов снизились. Главная причина – обострение ценовой конкуренции.

Объем факторингового вознаграждения, полученного Факторами за первое полугодие 2010 года, сократился на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объемы уступленных требований выросли на 16%, а портфели Факторов показали прирост на 18%. Основных причин снижения факторингового вознаграждения две: принятие Закона о торговле и ценовая конкуренция между Факторами. В результате ставки за факторинговое обслуживание стали сопоставимы со ставками по кредитам.

Медленное восстановление

Объём рынка факторинга по итогам первого полугодия 2010 года составил 200 млрд руб., показав прирост относительно аналогичного периода прошлого года на 16%. Быстрое падение рынка в 2009 году (на 40%) сменилось медленным восстановлением в 2010 году. Закрепление законом о торговле максимальных отсрочек платежа по продовольственным товарам (см. таблицу 1) привело к тому, что для некоторых поставщиков факторинг вообще потерял привлекательность. Это несколько притормозило восстановление объемов рынка факторинга в первом полугодии 2010 года.

Таблица 1. Закрепление максимальных отсрочек платежа по группе продовольственных товаров учитывает интересы поставщиков

Группа продовольственных товаров Максимальная отсрочка платежа
Срок годности менее 10 дней Оплата не позднее чем в течение 10 дней со дня приемки таких товаров
Срок годности от 10 до 30 дней Оплата в срок не позднее, чем 30 дней со дня приемки таких товаров
Срок годности свыше 30 дней, алкогольная продукция, произведенная на территории РФ Оплата в срок не позднее, чем 45 дней со дня приемки таких товаров

Источник: «Эксперт РА»

«Безусловно, в качестве основного события на рынке факторинга в первом полугодии 2010 года  можно выделить вступление в силу нового Закона о торговле. Пока его влияние на факторинговый рынок оценить трудно – идет процесс перезаключения поставщиками договоров со своими контрагентами. Думаю, к концу года все будет понятнее», - считает Виктор Носов, вице-президент ОАО "Промсвязьбанк". Негативный эффект на объемы рынка факторинга от принятия  закона о торговле, по оценкам «Эксперта РА», по итогам 2010 года составит около 30-50 млрд. руб.

Наибольше темпы прироста объемов уступленных требований в первом полугодии 2010 года показали новички рынка Альфа-банк и Русская факторинговая компания (см. таблицу 2). Прорыв Альфа-банка связан, прежде всего, с активизацией работы с ритейлерами, входящими в X5 Retail Group (у Альфа банка и X5 Retail Group есть общие собственники). На шестую строчку по объемам уступленных требований удалось подняться еще одному новичку рынка - ООО ВТБ Факторинг. Отрицательные темпы прироста продемонстрировали одни из наиболее опытных игроков рынка - Банк НФК (ЗАО) (-12,4%), ОАО Банк «Петрокоммерц» (-24,7%) и ГПБ (ОАО) (-23,5%) и др. Доля лидера - ОАО «Промсвязьбанк» - в первом полугодии 2010 года сократилась на 3,5 п.п. относительно аналогичного периода прошлого года и составила  27,8%.

Таблица 2. Наибольшие темпы прироста объемов уступленных требований в первом полугодии 2010 года показал Альфа-банк и Русская факторинговая компания

Рэнкинг российских Факторов по объему уступленных им денежных требований в первом полугодии 2010 г

Открыть таблицу в новом окне
Наименование Фактора Объем денежных требований, уступленных Фактору в первом полугодии 2010 г., тыс. руб. Темпы прироста в первом полугодии 2010 г. по сравнению с первым полугодием 2009 года, %
1ОАО "Промсвязьбанк"54 842 1593.00
2ОАО "АЛЬФА-БАНК"17 489 653201.20
3Банк НФК (ЗАО)15 657 301-12.40
4ЗАО "ТрансКредитФакторинг"14 494 86456.80
5ОАО Банк «Петрокоммерц»11 923 954-24.70
6ООО ВТБ Факторинг11 481 219н/д
7ООО ФК "Лайф"10 749 05277.80
8ООО "БСЖВ Факторинг"10 425 00829.80
9ОАО АКБ "Металлинвестбанк"10 012 41817.60
10ЗАО ЮниКредит Банк7 685 81173.80
11ГПБ (ОАО)3 982 620-23.50
12ЗАО РФК2 302 127300.30
13ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)"2 080 602н/д
14ЗАО "Кредит Европа Банк"1 402 099н/д
15ООО "Факторинговая компания "Санкт-Петербург"1 313 99494.20
16КБ "РОСПРОМБАНК" (ООО)1 222 98018.00
17"ТКБ" (ЗАО)656 25110.40
18ЗАО АКБ "ЦентроКредит"623 329н/д
19ОАО "Нордеа Банк"439 619-53.30
20ООО "Эконом-факторинг"420 311126.70
21КБ "СДМ-БАНК" (ОАО)406 690-22.30

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет Факторов

Несмотря на рост рынка, объем факторингового вознаграждения, полученного Факторами за первое полугодие 2010 года, сократился на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Я думаю, что рынок стабилизируется либо на уровне существующих процентных ставок либо чуть выше. Сейчас Факторы топчутся на грани рентабельности этого бизнеса» - считает начальник банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк» Михаил Окунев.

Причин снижения факторингового вознаграждения две. Во-первых, закрепление максимальных отсрочек платежа по продовольственным товарам привело к сокращению среднего срока оборачиваемости дебиторской задолженности. Средний срок сделки в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 19 дней и составил 53 дня. Это не могло не сказаться на объемах факторингового вознаграждения, поскольку около 70-80% комиссий Факторов составляет именно комиссия за пользование заемными ресурсами. Во-вторых, снижение ставок по факторингу стало следствием накала ценовой конкуренции между Факторами. Среди новых игроков рынка преобладают дочерние компании крупных банков, они имеют доступ к дешевым банковским пассивам и оказывают сильное давление на цену услуги. «Сейчас для универсальных банков задача разместить короткую ликвидность стала более важной, чем правильный подсчет себестоимости и необходимость зарабатывать. Как только эта ликвидность рассосется, ставки пойдут вверх. Факторинг по ставке рефинансирования это очередной анекдот для мировой факторинговой индустрии», - комментирует Роман Огоньков, Председатель Правления банка НФК (ЗАО).

Не было бы счастья

Принятие закона о торговле привело к снижению спроса на факторинг со стороны поставщиков продуктов питания. Частично это снижение компенсируется ростом спроса на факторинг со стороны поставщиков непродовольственных товаров. После установления потолка отсрочки платежа по продуктам питания, у торговых сетей ухудшилась ситуация с ликвидностью. Чтобы избежать кассовых разрывов, ритейлеры вынуждены просить своих поставщиков непродовольственных товаров увеличивать отсрочки платежа, которые, в свою очередь, все чаще обращаются за факторингом.

Закрепление максимальных отсрочек платежа по продовольственным товарам создает стимул развитию электронного факторинга, поскольку он ускоряет получение финансирования от Фактора. Большинством Факторов отмечается потенциал региональных рынков, при этом наличие электронного факторинга облегчает региональную экспансию, поскольку не требуется физического присутствия Фактора в том регионе, в котором находится клиент. «С учетом развития факторинговых услуг в регионах можно сказать, что за электронным факторингом будущее. Если офис клиента или дебитора находится далеко от офиса факторинговой компании, то доставка отгрузочных документов, подтверждающих поставку товара, занимает долгое время, а без таких документов фактор не может выплатить финансирование своему клиенту. Электронный факторинг снимает проблему удаленного расположения поставщика, покупателя и фактора» - полагает Елена Гладких, генеральный директор ЗАО «Русская факторинговая компания».

О предоставлении электронного факторинга пока заявляет ограниченное число Факторов. Наибольшая доля клиентов, обслуживающихся посредством электронного факторинга, у Банка НФК (72%), у остальных Факторов она пока составляет менее 10%. Большинство Факторов пока настораживает перспектива судебного разбирательства при электронном факторинге. «В случае формирования положительной для факторов арбитражной практики по данному вопросу электронный факторинг получит широкое распространение», - прогнозирует Александр Морозов, Начальник управления факторинга ОАО «Банк «Петрокоммерц».

Электронный факторинг - технология, при которой сведения о денежных требованиях, подтвержденные электронной цифровой подписью клиента, в электронном виде поступают фактору по защищенным каналам связи




  Рэнкинг факторинговых компаний, 2010 год