Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: (495) 225-34-44
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: (495) 225-34-44
e-mail: personal@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

VI Форум ведущих вузов России

 


КАРТА ПРОЕКТА
VI Форум ведущих вузов России
Рейтинги вузов 2018

Методологические подходы составления рейтинга вузов России

Ключевая миссия университетов – давать обучающимся знания, навыки и умения – остается неизменной и универсальной вне зависимости от времени или типа университета (научно-исследовательский вуз или вуз, фокусирующийся на подготовке бакалавров для рынка труда). Ключевые в приведенной триаде – именно знания, так как они способствуют формированию навыков и умений и являются главным и непреложным элементом образовательной и научной деятельности университетов, их основным вкладом в развитие общества. Знания – фундамент, на котором строится профессиональный, карьерный, научный и зачастую даже личностный рост выпускников вуза.

Наделить знанием, основанным на мыслительной работе, а не на заучивании, знанием, способным привести к генерации нового знания, – это высшая цель для ведущих университетов.

Цель составления рейтинга вузов – оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.

Рейтинг вузов RAEX – интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников вузов. В рейтинге не могут участвовать вузы творческой и спортивной направленности, а также вузы силовых ведомств. Оценке подлежат только головные вузы, их филиалы не рассматриваются составителями рейтинга.

Оценка вузов производится на основании анализа статистических показателей и результатов опросов следующих целевых групп: студенты и выпускники, представители академического и научного сообществ, представители компаний-работодателей. Источниками статистической информации являются данные анкетирования вузов, наукометрические показатели и данные из открытых источников. Для справки: в 2017 и 2016 годах в анкетировании приняли участие 144 вуза, в 2015 году – 133 вуза, в 2014 году – 125 вузов, в 2013 году – 118 вузов.

Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов:

  1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5).
  2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3).
  3. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес = 0,2).

Значение каждого из интегральных факторов определяется группами показателей, которые в свою очередь объединяют показатели, характеризующие ситуацию по важнейшим аспектам деятельности вуза. Веса групп в рамках рейтингового фактора «условия для получения качественного образования» составляют 0,25. Веса групп в рамках рейтингового фактора «востребованность работодателями» составляют 0,5. Веса групп в рамках рейтингового фактора «научно-исследовательская деятельность» распределены следующим образом: «научные достижения» – 0,5, «инновационная активность» – 0,3, «инновационная инфраструктура» – 0,2.

Вес каждого показателя в рамках групп одинаков, за исключением критерия 3 «Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах» и критерия 8 «Объем финансовых средств в расчете на одного студента».

По каждому показателю производится расчет индекса, характеризующего позицию вуза относительно других вузов. Расчет индексов по каждому показателю производится путем сравнения количественного показателя вуза со средним значением данного показателя по всем вузам, участвующим в рейтинге. Экстремально высокие значения количественных показателей, выявляемые экспертным путем, исключаются при расчете среднего показателя.

Индексы показателей рассчитываются по шкале от 1,0 балла (минимальная оценка) до 5,0 балла (максимальная оценка). При расчете индексов по итогам опросов целевых аудиторий используется аналогичная шкала.

Методика рейтинга регулярно обсуждается с представителями ведущих вузов России и дорабатывается с учетом высказанных мнений. В 2018 году при участии Консультационного совета также было принято решение об усовершенствовании ряда критериев рейтинга. Обсуждение предлагаемых агентством методологических изменений прошло в заочной форме с 15 февраля по 7 марта 2018 года.

Одним из векторов актуализации методики стала гармонизация критериев, используемых в рейтинге, с показателями, используемыми Минобрнауки РФ, что упростит сбор и верификацию данных. Например, в рамках критерия №7 «Процент студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом» с 2018 года решено учитывать только студентов, прошедших полноценное (не менее семестра или триместра) обучение в иностранных вузах, исключив краткосрочные стажировки и практики, подобно тому, как это делается в Мониторинге МОН.

Другой важной целью изменений стало повышение объективности рейтинга. В частности, было принято решение при расчетах рейтинга учитывать не только средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на бюджетной основе (критерий № 14), как это делалось ранее, но и результаты ЕГЭ студентов, поступивших на коммерческой основе. Корректировка критерия позволит более справедливо оценить уровень поступающих в вуз.

Еще один показатель «Количество студентов – победителей всероссийских студенческих олимпиад» заменен новым критерием «Количество побед студентов вуза в международных студенческих олимпиадах». Составители рейтинга изначально ставили цель учитывать победы именно в самых престижных международных студенческих олимпиадах и состязаниях. Однако до настоящего момента не существовало авторитетного списка таких олимпиад. В 2017 году с помощью экспертного и академического сообщества был сформирован перечень ведущих международных студенческих олимпиад. На текущий момент он включает в себя 17 олимпиад, отвечающих самым высоким квалификационным требованиям. Данный список не является окончательным и будет пополняться. Олимпиады, учитываемые в рамках обновленного критерия, перечислены в сноске к таблице «Критерии рейтинга вузов RAEX, 2018».

Помимо вышеперечисленного, исключен критерий «Доля обучающихся в текущем году по программам ВПО в рамках целевого обучения, по контракту с работодателем» (критерий № 26 в 2017 году). Измерение интенсивности взаимодействия вузов с работодателями в рамках целевого набора обучающихся решено ограничить критерием «Доля студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов» (№25 в 2017 году). Критерии во многом дублируют друг друга, при этом выбор сделан в пользу критерия, который находится в открытом доступе на сайте Мониторинга МОН и легче верифицируется.

Коррективам подверглись подходы к интернет-голосованию (проводится на портале Open Innovation Union – www.oiu.ru) по результатам которого формируется оценка вузов по репутационным критериям.

Ограничено максимальное число голосующих в рамках опроса представителей академического и научного сообщества. С 2018 года будут учитываться голоса только 50 представителей от каждого вуза, голосующих в рамках этих референтных групп. Это позволит минимизировать дисбаланс и получить более объективные результаты голосования.

Представители референтной группы «Работодатели» с 2018 года смогут проголосовать только по индивидуальной ссылке, воспользоваться которой будет возможно один раз. Адресное приглашение принять участие в опросе получат работодатели, интенсивно сотрудничающие с вузами. Список таких работодателей сформирован на основании данных, полученных от вузов. Это позволит исключить из голосования представителей компаний, не вовлеченных во взаимодействие с университетами.

Рейтинг вузов России RAEX успешно прошел международный аудит IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. Агентство RAEX (Эксперт РА) получило право использовать знак «Одобрено IREG» (IREG Approved), подтверждающий, что методология рейтинга вузов России, процедуры его подготовки и представление результатов отвечают высоким стандартам качества.

Критерии рейтинга вузов RAEX, 2018 год

Данные Источник Вес, %*
1. УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Группа: уровень преподавания
1. Число штатных ППС на 100 студентов анкеты вузов 3,13
2. Процент штатных преподавателей – членов государственных академий наук национального уровня анкеты вузов 3,13
3. Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах данные опроса академических кругов 6,25
Группа: международная интеграция
4. Оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов данные опроса академических кругов 3,13
5. Доля иностранных студентов-очников, % анкеты вузов 3,13
6. Доля студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, в текущем учебном году анкеты вузов 3,13
7. Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения в 2016 / 2017 учебном году анкеты вузов 3,13
Группа: ресурсная обеспеченность
8. Объем финансовых средств в расчете на одного студента (за 2017 год), тыс. рублей анкеты вузов 5,00
9. Объем безвозмездной материальной помощи вузу от физических и юридических лиц в календарном году, тыс. рублей анкеты вузов 2,50
10. Индекс эндаумент-фонда (рассчитывается на основании объема целевого (эндаумент) фонда вуза и количества жертвователей средств для эндаумент-фонда с момента основания) анкеты вузов 2,50
11. Оценка представителями академических кругов уровня ресурсного обеспечения образовательного процесса данные опроса академических кругов 2,50
Группа: востребованность среди абитуриентов
12. Средняя базовая стоимость обучения на первом курсе по очным программам бакалавриата (тыс. рублей в год) анкеты вузов 3,13
13. Доля студентов, принятых на основании участия / победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний анкеты вузов 3,13
14.Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета в 2017 году на бюджетной основе анкеты 3,13
15. Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета в 2017 году с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами анкеты вузов 3,13
2. УРОВЕНЬ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ
Группа: качество карьеры выпускников
16. Оценка студентами и выпускниками качества прикладных знаний и навыков выпускников сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,67
17. Оценка студентами и выпускниками способности выпускников университета приобретать новые знания и навыки сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,67
18. Число выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших компаниях России (список RAEX-600) отчетность эмитентов и информация, предоставленная компаниями 1,67
19. Средний уровень зарплат выпускников вуза (тыс. рублей) данные мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ 1,67
20. Оценка работодателями качества прикладных знаний и навыков выпускников данные опроса компаний-работодателей 1,67
21. Оценка работодателями способности выпускников университета эффективно работать на управленческих и административных позициях данные опроса компаний-работодателей 1,67
22. Оценка работодателями возможностей выпускников вуза для карьерного роста данные опроса компаний-работодателей 1,67
23. Оценка студентами и выпускниками уровня преференций выпускников университета на рынке труда сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,67
24. Оценка студентами и выпускниками конкурентоспособности вуза сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,67
Группа: сотрудничество с работодателями
25. Доля студентов, проходивших в 2016 / 2017 учебном году подготовку на базовых кафедрах, организованных при вузе анкеты вузов 3,75
26. Доля студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов анкеты вуза 3,75
27. Объем средств, привлеченных вузом за счет реализации дополнительных профессиональных программ в отчетном году (тыс. рублей) анкеты вузов 3,75
28. Оценка работодателями интенсивности сотрудничества вуза с работодателями данные опроса компаний-работодателей 3,75
3. УРОВЕНЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Группа: инновационная активность
29. Количество малых инновационных предприятий, созданных при вузе с 2009 года, с выручкой накопленным итогом свыше 30 млн рублей анкеты вузов 0,75
30. Объем бюджета, привлеченного на НИОКР в 2017 году, млн рублей анкеты вузов 0,75
31. Удельный вес средств, полученных по итогам использования результатов интеллектуальной деятельности, % анкеты вузов 0,75
32. Объем финансирования по грантам, выделенным вузу РФФИ, РГНФ и РНФ начиная с 2014 года (млн рублей) анкеты вузов 0,75
33. Индекс вовлеченности обучающихся в НИОКР (рассчитывается на основе доли занятых в НИОКР обучающихся, а также среднего размера оплаты труда обучающихся по проектам НИОКР за год) анкеты вузов 0,75
34. Количество побед студентов вуза в международных студенческих олимпиадах** анкеты вузов 0,75
35. Оценка студентами и выпускниками потенциала научного творчества учащихся сведения из опросного листа для студентов и выпускников 0,75
36. Оценка академическим, научным и инновационным сообществом общего уровня научно-исследовательской активности вузов данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества 0,75
Группа: научные достижения
37. Количество публикаций за последние пять лет в научных журналах, индексируемых в зарубежных базах данных, на одного НПР расчеты RAEX на основании наукометрических показателей 1,67
38. Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, в среднем на одну статью, согласно зарубежным базам данных расчеты RAEX на основании наукометрических показателей 1,67
39. Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно зарубежным базам данных расчеты RAEX на основании наукометрических показателей 1,67
40. Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно РИНЦ расчеты RAEX на основании наукометрических показателей 1,67
41. Оценка представителями академического, научного и инновационного сообществ популярности научных публикаций сотрудников университета данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества 1,67
42. Оценка представителями академического, научного и инновационного сообществ успешности коммерциализации разработок университетов данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества 1,67
Группа: инновационная инфраструктура
43. Оценка представителями научного и инновационного сообществ инфраструктуры для научных исследований данные опроса научного сообщества 1,33
44. Количество работающих при вузе лабораторий, конструкторских и проектно-конструкторских подразделений анкеты вузов 1,33
45. Количество инновационных подразделений вуза анкеты вузов 1,33

* Веса указаны с округлением до сотой доли процента

** Список олимпиад:

1. ACM International Collegiate Programming Contest
2. International Mathematics Competition for University Students
3. SIAM Student Paper Competition & SIAM Student Paper Prizes
4. The Mathematical Contest in Modeling
5. The University Physics Competition
6. Green Brain of the Year Contest
7. The World Universities Debating Championships
8. Belgrade Business International Case Competition
9. John Molson Undergraduate Case Competition
10. McGill Management International Case Competition
11. Network of International Business Schools Worldwide Case & Business Plan Competitions
12. The Philip C. Jessup International Law Moot Court Competition
13. Moscow Workshops ACM ICPC (четвертьфинал ACM International Collegiate Programming Contest)
14. Northern Eurasia Programming Contest (полуфинал ACM International Collegiate Programming Contest)
15. Международная студенческая олимпиада по криптографии NSUCRYPTO
16. Международный инженерный чемпионат «Case-in»
17. Международный студенческий турнир естественных наук

Приложение 1. Комментарии к критериям рейтинга

Наименование составляющей критерия Определение Особенности расчета
Количество штатных ППС Приведенная к числу полных ставок численность работников профессорско-преподавательского состава на 1 октября 2017 года, включая работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей) без работающих по договорам гражданско-правового характера. Приведенная к полной ставке сумма численности ППС в разделах 4.1.1 (основной персонал, строка 03, графа 10) и 4.1.2 (внешние совместители, строка 03, графа 10), указанная в разделах Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг). Не следует указывать информацию идентичную 4.1.1 Мониторинга МОН «профессорско-преподавательский состав – всего» (без внешних совместителей и работающих по договорам ГПХ)", т.к. внешних штатных совместителей в рейтинге RAEX (Эксперт РА) необходимо также учитывать (с учетом приведения к полной ставке). Приведение к числу ставок производится аналогично приведению показателя в рамках мониторинга Минобрнауки.
Научные работники Приведенное к числу ставок количество научных работников на 1 октября 2017 года, включая работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей) без работающих по договорам гражданско-правового характера. Соответствует показателям мониторинга. Приведенная к числу ставок сумма численности НР в разделах 4.1.1 (основной персонал, строка 12 и 10 графы) и 4.1.2 (внешние совместители), строка 12 графы 10 мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг).
Количество штатных преподавателей - членов государственных академий наук национального уровня Приведенная к числу ставок численность штатных преподавателей, являющихся академиками и членами-корреспондентами государственных академий наук национального уровня (Российская академия наук, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия образования, Российская академия художеств, Российская академия ракетных и артиллерийских наук), включая работающих на условиях штатного совместительства, без работающих по договорам гражданско-правового характера. Члены государственных академий субнационального уровня (субъектов федерации) не учитываются.
Общее количество обучающихся по программам аспирантуры, интернатуры и ординатуры Общее количество обучающихся всех форм обучения на всех курсах по программам подготовки кадров высшей квалификации в отчетном году. Рассчитывается как сумма строк 01-03 графы 11 из раздела 2.5.1 и значения численности обучающихся в интернатуре (справка 1 строка 04 раздела 2.5.1). Данные приводятся по очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Количество студентов Количество обучающихся по всем ООП бакалавриата, специалитета и магистерским программам всех форм обучения (включая обучение на бюджетной и платной основе) на 1 октября 2017 года. Не учитываются обучающиеся по программам аспирантуры, интернатуры и ординатуры Рассчитывается как сумма значений раздела 2.4.2 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг), графа 12, строка 04 и раздела 2.4.5 графы 12, строки 04 (численность иностранных граждан). Необходимо указать сумму значений по всем формам обучения (очной, очно-заочной и заочной форм).
Общее количество обучающихся Общее количество обучающихся всех форм обучения на всех курсах по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации в отчетном году. Рассчитывается как сумма значений раздела 2.4.2 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг), графа 12, строка 04; раздела 2.4.5 графы 12, строки 04 (численность иностранных граждан); раздела 2.5.1 (сумма строк 01-03 графы 11) и значения численности обучающихся в интернатуре (справка 1 строка 04 раздела 2.5.1). Необходимо указать сумму значений по всем формам обучения (очной, очно-заочной и заочной форм).
Количество иностранных студентов-очников Количество иностранных граждан, обучающихся по всем ООП бакалавриата, специалитета и магистерским программам очной формы обучения (включая обучение на бюджетной и платной основе) на 1 октября 2017 года. Количество иностранных граждан, обучающихся по всем ООП бакалавриата, специалитета и магистерским программам очной формы обучения (включая обучение на бюджетной и платной основе) на 1 октября отчетного года. Не соответствует разделу 2.4.5 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг), где учитываются только обучающиеся в соответствии с международными договорами, федеральными законами и квотой, установленной правительством РФ. Также не следует указывать информацию, идентичную пункту 2.4.3 и 2.4.5 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг), которая отображает количество поступивших и количество выпуска иностранных студентов. Также не учитываются листы формы 2.4.4, относящиеся к заочной и очно-заочной форме обучения.
Количество студентов, прошедших обучение за рубежом Количество студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра) в 2016/2017 учебном году. Учитываются все студенты (обучающиеся по очной форме обучения по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета), которые прошли обучение за рубежом (в том числе, в странах СНГ) не менее семестра (триместра) в завершенном учебном году.
Количество студентов очной формы обучения, зачисленных на 1 курс Количество зачисленных на первый курс по всем программам ООП бакалавриата и специалитета очной формы обучения (включая обучение на бюджетной и платной основе) на 1 октября 2017 года. Соответствует разделу 2.4.1 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг), относящемуся к очной форме обучения. Сумма строк 01 и 02 графы 5.
Количество студентов, принятых на основании участия/победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний Количество студентов, зачисленных на первый курс бакалавриата и специалитета на все программы ООП очной формы обучения на основании участия/победы в олимпиаде без вступительных экзаменов. Соответствует разделу 2.4.1 Мониторинга МОН (Форма № 1-Мониторинг) по очной форме обучения (без коэффициентов заочной и очно-заочной формы обучения). Учитывается сумма строк 01 и 02 граф 23-24.
Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз в 2017 году на бюджетной основе Средневзвешенный балл ЕГЭ зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета на бюджетной основе . Средневзвешенное значение: средний балл по каждой специальности и направлению подготовки (приведенный в расчете на один предмет!) умножается на количество принятых студентов по общему конкурсу на бюджетной основе, после чего сумма произведений по каждой специальности и направлению подготовки делится на общее количество, зачисленных в вуз по общему конкурсу. Учитываются обучающиеся на очных программах обучения за счет бюджетов бюджетной системы РФ. Поступившие вне конкурса (по результатам олимпиад, льготного приема и др.) в расчетах не учитываются.
Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз в 2017 году с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами Средневзвешенный балл ЕГЭ зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами. Средневзвешенное значение: средний балл по каждой специальности/направлению подготовки (приведенный в расчете на один предмет!) умножается на количество принятых студентов по общему конкурсу, после чего сумма произведений по каждой специальности делится на общее количество зачисленных в вуз по конкурсу. Учитываются только обучающиеся с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами. Поступившие вне общего конкурса: с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема в расчетах не учитываются.
Средняя базовая стоимость обучения на 1-м курсе по очным программам бакалавриата Средняя базовая стоимость платного обучения на 1-м курсе по очным программам бакалавриата (тысяч рублей в год). Указывается средняя стоимость платного обучения на 1-м курсе по очным программам бакалавриата по данным на 1 октября отчетного года (для граждан РФ). Рассчитывается как среднее арифметическое: годовой бюджет заключенных с первокурсниками контрактов на обучение по всем очным программам бакалавриата, деленный на количество обучающихся по таким контрактам. В случае отсутствия программ бакалавриата, учитывается стоимость платного обучения по программам специалитета.
Количество студентов, зачисленных по результатам целевого приема на 1 курс на очную форму обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов Количество студентов, зачисленных на 1 курс бакалавриата и специалитета по результатам целевого приема на очную форму обучения по всем ООП бакалавриата и специалитета (включая обучение на бюджетной и платной основе) на 1 октября 2017 года. Соответствует разделу 2.4.1 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг), относящемуся к очной форме обучения. Графа 10, сумма строк 01 и 02.
Количество студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, в текущем учебном году Количество студентов очной формы обучения (бакалавриат, специалитет и магистратура), обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, в текущем учебном году. Соответствует разделу 2.4.9. Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг), сумма строк 01-03 графа 6 (численность обучающихся по очной форме обучения на этих программах).
Объем финансовых средств вуза, тыс. руб. Объем бюджетных и внебюджетных средств организации, полученный за отчетный (календарный) год, тыс. руб. Соответствует разделу 6.1 (графа 3, строка 1 или сумма строк 02 и 06) из формы Мониторинга МОН (Форма № 1-Мониторинг).
Объем безвозмездной материальной помощи вузу от физических и юридических лиц в календарном году, тыс. руб. Объем безвозмездной материальной помощи вузу от физических и юридических лиц в календарном году, тыс. руб. Финансирование включает прямые договора пожертвований от физических и юридических лиц и другие формы спонсорской помощи.
Объем целевого фонда (эндаумент-фонда) вуза Объем целевого фонда (эндаумент-фонда), создание которого регулируется федеральным законом № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 года. Указывается в тыс. рублей. Предоставляются данные по объему эндаумент-фонда на 31 декабря отчетного года, либо (при наличии более свежих данных) - на 1 марта отчетного года. Необходимо предоставить номер записи ЕГРЮЛ, подтверждающей создание эндаумент-фонда. Не следует учитывать любую другую спонсорскую помощь юридических и физических лиц. Если эндаумент-фонд в вузе не создан, то в соответствующей графе ставится "0", несмотря на наличие любых других средств, привлеченных от спонсоров.
Количество жертвователей средств для эндаумент-фонда вуза Количество физических и юридических лиц, ставших жертвователями целевого фонда (эндаумент-фонда). Предоставляются данные по количеству жертвователей на 31 декабря отчетного года, либо (при наличии более свежих данных) на 1 марта отчетного года.
Количество студентов, проходивших в 2016/2017 учебном году подготовку на базовых кафедрах, организованных при вузе Количество студентов, проходивших в 2016/2017 учебном году подготовку на базовых кафедрах и в иных структурных подразделениях, обеспечивающих практическую подготовку учащихся и созданные в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14 августа 2013 г. N 958 "Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы". Структурные подразделения, которые удовлетворяют следующим условиям и требованиям, прописанным в приказе № 958 от 14 августа 2013 года: 1) соответствие реализуемой образовательной организацией образовательной программы профилю деятельности организации; 2) наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности структурного подразделения; 3) обеспечение проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, в структурном подразделении; 4) обеспечение организацией условий для подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и иных видов работ, предусмотренных образовательной программой, в том числе участие в формировании тем выпускных квалификационных работ и иных работ, обеспечение научного руководства и рецензированию выпускных квалификационных работ и иных работ, безвозмездное предоставление обучающимся доступа к информации, необходимой для подготовки выпускных квалификационных работ; 5) создание безопасных условий обучения; 6) соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 7) наличие решения педагогического совета (ученого совета) образовательной организации о создании структурного подразделения; 8) наличие договора о создании структурного подразделения, заключенный между образовательной организацией и организацией. При расчете критерия учитываются обучающиеся по ООП бакалавриата, специалитета и магистратуры всех форм обучения (не учитываются обучающиеся по программам аспирантуры, интернатуры и ординатуры).
Объем средств, привлеченных вузом за счет реализации дополнительных профессиональных программ в отчетном (календарном) году, тыс. руб. Объем средств, привлеченных вузом за счет реализации дополнительных профессиональных программ в отчетном (календарном) году, тыс. руб. Соответствует разделу 6.1 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг), значение графы 9, строки 6 (объем средств, поступивший за счет реализации дополнительных профессиональных программ).
Количество МИП, созданных при вузе с 2009 года, с выручкой накопленным итогом свыше 30 млн. руб. Количество малых инновационных предприятий, созданных при вузе с 2009 года, с выручкой накопленным итогом свыше 30 млн. руб. Частично соответствует данным, представленным в разделе 3.1 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг), справка 3, строка 18. Отличие - в анкете для RAEX (Эксперт РА) следует указывать только те МИП, выручка которых накопленным итогом (за годы существования) превысила 30 млн. рублей.
Объем бюджета, привлеченного на НИОКР в отчетном году Объем бюджета, привлеченного на НИОКР за календарный год, тыс. руб. Соответствует разделу 3.1 (графа 12; строка 1) формы ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования (форма Федеральной службой государственной статистики, утвержденная приказом № 635 от 15 декабря 2015 года).
Объем средств, полученных по итогам использования результатов интеллектуальной деятельности Объем средств, полученных по итогам использования результатов интеллектуальной деятельности за календарный год, тыс. руб. Соответствует строке 01, графа 12 раздела 6.1 Мониторинга МОН (Форма № 1-Мониторинг).
Объем финансирования по грантам, выделенным вузу РФФИ, РГНФ и РНФ за 4 года Объем финансирования по грантам, выделенным вузу РФФИ, РГНФ и РНФ за 4 полных календарных года (в рейтинге 2018 года - с начала 2014 по конец 2017 года, тыс. рублей). Указывается совокупный объем грантов (тыс. рублей), полученных вузом от РФФИ, РГНФ и РНФ за 4 года. Учитывается только непосредственный объем финансовых средств, перечисленных вузу (например, если грант был предоставлен нескольким участникам).
Количество обучающихся, занятых в НИОКР на платной основе Количество обучающихся, вовлеченных в течение календарного года в НИОКР на платной основе. Учитываются обучающиеся по всем программам бакалавриата, специалитета, магистерским программам, программам подготовки аспирантов (ординаторов, интернов) всех форм обучения. Занятые в НИРС на безвозмездной основе не учитываются. Рассматриваются обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры (а также по программам интернатуры и ординатуры в медицинских вузах). Не учитывается фонд оплаты труда по другим видам деятельности (например, ФОТ аспирантов на образовательную деятельность).
Объем оплаты труда обучающихся по проектам НИОКР за год, тыс. руб. При расчете оплаты труда учитывается не только ФОТ штатных сотрудников, но и оплата труда обучающихся за НИОКР по договорам ГПХ, а также премии и специальные стипендии, выплачиваемые обучающимся за участие в НИОКР. Указывается в тыс. руб. Не следует учитывать оплату труда, не относящегося к выполнению НИОКР, например заработную плату аспирантов за образовательную, либо другую работу на кафедре.
Количество публикаций за последние 5 лет в научных журналах, индексируемых в зарубежных базах данных Количество публикаций за последние 5 лет в научных журналах, индексируемых в базах данных Scopus. Применительно к рейтингу 2018 года - за период с начала 2013 года по конец 2017 года. Учитывается только публикации индексируемые в базе данных Scopus (WoS и другие базы данных не являются равноценной заменой).
Количество цитирований за последние 5 лет, согласно зарубежным базам данных Общее количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет (согласно базе данных Scopus). Применительно к рейтингу 2018 года - цитирование в период с начала 2013 года по конец 2017 года статей, опубликованных за данный период. Нет прямого соответствия мониторингу МОН: рассматриваемым является период 5 лет, а не один год, как в справке 5 раздела 3.2.4 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг). Самоцитирование исключается из расчета.
Количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет, в РИНЦ Общее количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет, (согласно РИНЦ) Применительно к рейтингу 2018 года - цитирование в период с начала 2013 года по конец 2017 года статей, опубликованных за данный период. Отчетным считается период 5 лет, а не один год, как в справке 5 (строка 23), раздела 3.2.4 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг). Самоцитирование исключается из расчета.
Количество работающих при вузе лабораторий, конструкторских и проектно-конструкторских подразделений Количество работающих при вузе лабораторий, конструкторских и проектно-конструкторские подразделений, включая научно-исследовательские лаборатории, учебно-научные лаборатории, учебно-научно-производственные лаборатории, научно-образовательные центры. Соответствует разделу 3.1, графа 3, суммы строк 03 - 04 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг).
Количество инновационных подразделений вуза Учитываются: подразделения научно-технической информации, опытная база (опытно-экспериментальные производства), патентно-лицензионные подразделения, бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования научным оборудованием и экспериментальными установками, центры инновационного консалтинга. Соответствует разделу 3.1, графа 3, суммы строк 5-15 Мониторинга МОН (форма № I-Мониторинг).



Исследования по теме
Результаты опроса участников IV Международного форума вузов «Конкурентоспособность вузов и глобализация: вызовы, ресурсы, опыт»
17.06.2016
Только 8% участников опроса считают, что российские вузы сегодня можно назвать глобальными игроками. Переход российских университетов в разряд глобальных игроков сопряжен с преодолением множества трудностей: главным образом, это нехватка академической свободы и сильная зависимость от бюрократического аппарата государства (так считают 30% респондентов), языковой барьер сотрудников и студентов вузов (20%) и недостаточное финансирование со стороны государства (20%).
Статьи экспертов по теме
Вождь лилипутов
19.06.2013 / Дмитрий Гришанков
Министр образования старательно пытается поставить российские университеты в затылок университетам развивающихся стран. Упорно не замечая, что ведущие высокотехнологичные корпорации мира оценивают их на уровне лидеров.
Рэнкинги по теме