Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка


На конец 2015 г. пенсионные накопления и резервы НПФ составляли пятую часть от объема инвестиций в основной капитал за 2015 год. К маю 2016 года пенсионные накопления НПФ достигли почти 2 трлн рублей, а с учетом пенсионных резервов объем рынка НПФ достиг 3 трлн рублей, или 3,7% от ВВП страны за 2015 год. До конца 2016 года изменения объема рынка не произойдет. Существенная часть пенсионных средств инвестирована в корпоративные облигации и акции российских компаний. На 31.12.2015 на эти инструменты приходилось 60% пенсионных накоплений и 39% пенсионных резервов. Отраслевая структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о том, что эти деньги могли бы обеспечить около 20% инвестиций в строительство, порядка 10% инвестиций в электроэнергетику и почти 5% в транспорт и связь.

Выводы

Сохранение ОПС и стимулирование НПО обеспечат экономику дополнительным источником инвестиций. В результате изъятия пенсионных накоплений в 2014–2016 годах в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей. Предложения ряда ведомств по очередной модернизации системы и ее переходу на добровольный принцип накоплений могут окончательно подорвать инвестиционный потенциал пенсионного рынка. В то же время успешный запуск системы досрочного НПО в короткие сроки сможет обеспечить отрасли приток дополнительных 600–700 млрд рублей до 2025 года. Добровольная накопительная система, развитие которой предлагается стимулировать после сворачивания системы ОПС, может стать заметным явлением на гораздо более длинном временном горизонте и лишь в условиях возобновления экономического роста и роста реальных доходов населения.

Риск-профиль рынка НПФ: остатки рисковых активов в портфелях, рост издержек на сохранение клиентской базы по ОПС и перестройку инфраструктуры в соответствии с требованиями регулятора. Главной причиной отзывов лицензий НПФ в 2015 году было наличие в портфелях пенсионных накоплений низкокачественных активов, приобретенных еще до повышения требований к этим активам в 2015 году. По оценке агентства, риск качества активов продолжает оставаться значимым и в 2016 году, в том числе у фондов, вступивших в систему гарантирования. Вторым заметным риском рынка является повышение издержек фондов. Один драйвер издержек – необходимость оплачивать усложнение инфраструктуры НПФ под возникающие требования регулятора к контролю рисков и качеству инвестпроцесса. Другой драйвер – масштабные перетоки клиентов между фондами, которые заставляют НПФ тратиться на компенсацию оттоков.

Позиции участников

Игнатьев Игнат Михайлович
Игнатьев Игнат Михайлович
директор департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты РФ:
Наши предложения в части досрочных пенсий очень просты. У нас в 2013 году введен дополнительный тариф. Этот тариф сейчас стоит предприятиям примерно 73 млрд рублей в год. Мы много раз предлагали на разных площадках (и в 2013 году практически даже осуществили этот проект) предоставить право выбора предприятиям платить либо этот тариф в ПФР, либо в негосударственные пенсионные фонды. Когда-то это предложение рассматривалось как альтернативное, но сейчас ввиду всех этих дискуссий, вполне возможно, это будет, может быть, даже единственное, безальтернативное реальное предложение.
Угрюмов Константин Семенович
Угрюмов Константин Семенович
президент НАПФ:
Все, что сегодня происходит в реформе пенсионной системы, реформой назвать нельзя, потому что целью реформы является какой-то положительный результат. А здесь речь идет скорее об уничтожении целых элементов пенсионной системы ради спасения бюджета Российской Федерации.
Сидоров Николай Владимирович
Сидоров Николай Владимирович
генеральный директор АО «НПФ «Будущее»:
У нас сейчас есть достаточно острая проблема – это проблема перехода клиентов из фонда в фонд, на которую мы тратим а) много интеллектуальных ресурсов; б) очень много экономических ресурсов. Это не дает никакой прибавки в целом нашей деятельности, поскольку какие деньги в системе есть, те и есть. А процедура перехода между фондами такова, что очень часто застрахованные лица сами до конца не понимают, в каком фонде они находятся. Это в том числе в контексте повышения доверия населения к пенсионной системе и эффективности нашей пенсионной системы в целом.
Сосков Вадим Викторович
Сосков Вадим Викторович
генеральный директор ООО «Управляющая компания «Капиталъ»:
В настоящий момент накопительный элемент в той конфигурации, в которой он оставлен, превращается в так называемый накопительный, пенсионно-олигархический капитализм. А добровольная система в результате приведет к тому, что с этого рынка негосударственные пенсионные фонды будут, если не выметены, то, во всяком случае, в рамках конкурентной борьбы будут не очень конкурентоспособными перед страховыми компаниями и банками. Потому что в рамках добровольной системы на этот рынок пускают фактически всех.
Охлопков Алексей Анатольевич
Охлопков Алексей Анатольевич
президент АО «Ханты-Мансийский НПФ»:
У нас эффективность достаточно низкая, риски гораздо выше, чем та доходность, которую экономика может отработать. Я вижу здесь очень сильный разрыв. Почему пенсионные фонды на рыночных условиях не хотят инвестировать в длительные проекты? Потому что не хватает доходности 3-5%. У нас риски выше. Экономика менее эффективна, чем она должна быть для пенсионных денег. На мой взгляд, в этом проблема.
Батаев Вячеслав Владимирович
Батаев Вячеслав Владимирович
советник генерального директора объединения «Желдортранс»:
Из 200 млрд, которые тратятся на досрочников, меньше половины обеспечивается за счет доптарифа. Остальная часть обеспечивается за счет ежегодного трансферта из бюджета от Министерства финансов. В нашем проекте [реформы] государство будет нести сначала 75%, будет участвовать в финансировании пенсий. Затем постепенно нагрузка на государство уменьшится до 39% за счет того, что подключаются работники со своими деньгами и работодатели со своим доптарифом, который они в любом случае платят сейчас в ПФР. За счет этого к 2030 году сформируется объем инвестиционных ресурсов на уровне 1 трлн рублей.

Значимость проекта

Специально для мероприятия RAEX («Эксперт РА) подготовило аналитическое исследование с итогами 2015 года на рынке НПФ, рэнкингами крупнейших НПФ и прогнозом развития рынка. На круглом столе были обсуждены основные проблемы развития отрасли, включая препятствующие факторы, и предложены варианты решения ряда ключевых для рынка НПФ проблем.





Статьи экспертов по теме
Спасение в надежности
18.11.2012 / Павел Митрофанов, Ольга Курятникова
Главным козырем пенсионного рынка в борьбе за накопительную систему должна стать надежность фондов.
Будущее пенсионного рынка
2013-12-18 10:13:52
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
26
мая
2015
Цель проекта: выработка первоочередных и стратегических мер по развитию рынка НПФ в контексте завершения пенсионной реформы
23
апреля
2014
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.