Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Рынок лизинга: итоги 2017 года и перспективы развития

 


КАРТА ПРОЕКТА
Рынок лизинга: итоги 2017 года и перспективы развития

Объем лизингового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум. Драйверами рынка стали ж/д сегмент, который продемонстрировал рост впервые с 2011 года, а также автолизинг. Госсубсидирование продаж грузовых автомобилей и реализация отложенного спроса привели к увеличению числа лизинговых сделок и, как следствие, росту сегмента МСБ на 52%. Помимо розницы поддержку рынку оказал авиасегмент за счет сделок оперлизинга, доля которого по итогам прошлого года достигла на рынке 21%.

Согласно прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2018-м развитию лизинга будут способствовать дальнейшее снижение кредитных ставок и программы господдержки, однако из-за высокой базы предыдущего года темп роста рынка замедлится до 20%.

Основные выводы

Объем нового бизнеса за 2017 год вырос на 353 млрд рублей (+48% по сравнению с 2016-м) и впервые в истории превысил 1 трлн рублей. Сумма новых лизинговых договоров по итогам прошлого года увеличилась на 41% и достигла 1,6 трлн рублей, что позволило лизинговому портфелю вырасти на 8% и составить 3,4 трлн рублей на 01.01.2018. Росту лизингового рынка способствовали программы господдержки в транспортных сегментах, а также продолжающееся с 2016 года снижение ключевой ставки, что привело к увеличению объема профинансированных средств за счет банковских кредитов. Всего среди участников анкетирования снижение объемов нового бизнеса показали менее 30 компаний, на которые приходится около 4% рынка.

Автолизинг и ж/д техника выступили драйверами роста рынка в 2017 году. Наибольший рост за год показала ж/д техника, объем которой в 2017-м вырос больше чем в два раза, при этом доля сегмента в объеме нового бизнеса увеличилась на 8 п. п., до 21%. Такой интенсивный рост сегмента стал результатом программы утилизации старых вагонов, что привело к дефициту подвижного состава и, как следствие, повышению спроса на новые вагоны. Объем лизинга автотранспорта прибавил 43% по сравнению с 2016 годом за счет госпрограммы по субсидированию лизинга грузовых автомобилей. В итоге впервые за последние три года доля грузовых автомобилей превзошла долю легковых, составив 57% от объема нового бизнеса в автосегменте.

Поддержку рынку оказал оперлизинг, который по итогам 2017-го составил 21% от объема нового бизнеса (против 16% годом ранее). Рост оперативного лизинга произошел преимущественно за счет крупных корпоративных сделок лидеров рынка с авиа- и ж/д техникой, что привело к увеличению доли договоров длительностью свыше трех лет с 60 до 67% в новом бизнесе за последние три года. В то же время в сегменте оперлизинга наблюдается небольшое снижение концентрации на крупнейших игроках: в 2016 году на три крупнейшие компании приходился 81% от всего объема нового бизнеса, а в 2017-м – 73%. Вместе с тем тенденция по деконцентрации является временной, поскольку большинство лизинговых компаний неактивно внедряет оперлизинг в свою продуктовую линейку в связи с низким спросом розничных клиентов на краткосрочную аренду.

Количество заключенных лизинговых сделок за 2017 год превысило 190 против 145 тыс. в 2016-м. Увеличение числа сделок было обусловлено ростом на 52% объема нового бизнеса с субъектами МСБ. Кроме того, позитивно на количестве заключенных лизинговых договоров сказался рост диверсификации источников продаж на протяжении последних четырех лет. Если в 2013 году в прямых продажах лизинговые сделки занимали более 95%, то в 2017-м на долю данного канала пришлось около 80%, при этом продажи в офисах банков и через агентов заметно увеличились, составив 8 и 4% соответственно. Ожидания участников анкетирования по дальнейшему развитию каналов продаж связаны прежде всего с ростом интернет-продаж, уровень проникновения которых на текущий момент не превышает 2% сделок.

Согласно прогнозу RAEX (Эксперт РА), объем лизингового рынка в 2018 году вырастет на 20%. По мнению агентства, объем нового бизнеса продолжит расти и по итогам текущего года составит более 1,3 трлн рублей. Однако рекордные темпы прироста автосегмента замедлятся из-за снижения объемов госсубсидирования, но, несмотря на это, автолизинг останется крупнейшим сегментом и прибавит 25%. Замена парка подвижного состава в 2018-м продолжится, но гораздо меньшими темпами, чем в прошлом году, что обеспечит увеличение ж/д сегмента на 20%, а авиализинг за счет сделок по аренде, прежде всего, отечественных самолетов вырастет на 15%. Прочие сегменты прибавят 15% вследствие дальнейшего снижения стоимости фондирования лизинговых сделок.

Негативный прогноз предполагает, что рынок вырастет на 10% и составит 1,2 трлн рублей. При реализации данного прогноза автосегмент прибавит не более 15% вследствие замедления роста автопродаж, а авиализинг покажет аналогичные темпы прироста в случае переноса ряда сделок на 2019 год. Объем нового бизнеса с ж/д техникой увеличится не более чем на 10% из-за снижения профицита полувагонов в связи с разрывом договорных отношений крупных игроков, а прочие сегменты вырастут на 5%, при этом объемы лизингового рынка по-прежнему будут сильно зависеть от темпов роста экономики РФ и реализации госпрограмм с применением лизинга.

Позиции участников

Моисеев Сергей Рустамович
Моисеев Сергей Рустамович
советник первого заместителя председателя Банка России
Государством в лизинговый сектор, в капитал компаний вложено свыше 300 млрд рублей. От вас требуется стать официальными лизинговыми компаниями и наладить учет. Вот и всё, что требуется. Все другие в России на финансовых рынках, – начиная от пенсионных фондов и заканчивая брокерами и форекс-дилерами, – живут совершенно в других условиях. Ведь у вас никаких нормативов нет, резервов нет, давления нет, ограничения, как у МФО, по процентным ставкам нет. Вас просто объединяют в одну семью. Вы все официально станете лизинговыми компаниями, у вас будет прозрачный учет. Ну что вам еще надо?
Шулепов Евгений Борисович
Шулепов Евгений Борисович
Член Комитета Госдумы по финансовому рынку
В тех условиях, в которых сегодня находится банковский бизнес (а мы за последние два года потеряли более 350 банков), лизинговый бизнес становится одним из не индикаторов, а уже драйверов развития экономики. На сегодняшний день это в основном авиатранспорт, железнодорожный транспорт, но мы видим динамику и по легковому транспорту. На наш взгляд, сегодня надо обратить внимание на несколько другие отрасли народного хозяйства, которые тоже показывают хорошую динамику. Это и сельское хозяйство, и строительный бизнес, и оборудование для деревообработки.
Кожевников Александр Николаевич
Кожевников Александр Николаевич
генеральный директор ООО «МКБ-лизинг»
Два фактора [в лизинге в 2017 году] работали на российскую промышленность. Во-первых, основным драйвером роста был железнодорожный транспорт, который производится в России и, собственно говоря, зарубежных производственных мощностей практически не осталось. А вторая часть – это то, что делает Минпромторг, используя механизм лизинга как наиболее прозрачный из всех финансовых инструментов, механизм инвестиций в основные фонды предприятия в тех направлениях отраслей, которые он собирается развивать. Механизм лизинга позволяет соблюдать полную «целёвку», и уровень мошенничества при этом крайне низкий.
Добровольский Владимир Павлович
Добровольский Владимир Павлович
заместитель генерального директора ПАО «ГТЛК»
Что будет с санкциями? Как будет себя вести экономика России в 2018 году? Соответственно, также себя будет вести и лизинг. И как бы мы ни говорили, что наша экономика локальная, она не особо связана с международными рынками – она очень связана. Вот это основные риски для лизинговой отрасли.
Киркоров Алексей Николаевич
Киркоров Алексей Николаевич
вице-президент ОЛА, финансовый директор АО «Сбербанк Лизинг», Президент союза «Национальный лизинговый союз»
Переход на единый план счет – это достаточно серьезные расходы. Да, они посильны целому ряду компаний на рынке. Но для компаний, которые являются небольшими, нужно будет сделать какие-то особые правила, особые упрощения, чтобы они вынесли это бремя.
Царев Евгений Маркович
Царев Евгений Маркович
председатель подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП Лизинговый Союз»
Наша позиция по поводу принятия закона [«О лизинге»] в отрыве от изменений в Гражданский кодекс, в законодательство такая: не временной разрыв, а сначала изменения в Гражданский кодекс, только потом мы можем говорить о каких бы то ни было законопроектах регулятивного характера. Кроме всего прочего, потому что они вообще не несут никакого ярко выраженного экономического эффекта. Никто не просчитал, никто не доказал, что введение этого законопроекта настолько необходимо, что оно приведет к какому-то экономическому эффекту.
Калинкин Максим Юрьевич
Калинкин Максим Юрьевич
заместитель генерального директора АО «Газпромбанк Лизинг»
Мы не ожидаем, что будет резкое снижение [производства железнодорожной техники] – оно загружено на год-полтора вперед. Есть плановые показатели, связанные с выбытием парка, есть поддержка со стороны Минпромторга. Программа, которая сейчас существует, в первую очередь направлена на поддержку выпуска специального парка. Эта точечная поддержка будет продолжена.
Курдомонов Дмитрий Владимирович
Курдомонов Дмитрий Владимирович
управляющий директор компании «Хомнет Лизинг»
Что делать, чтобы снизить [негативные] эффекты [от перехода на ЕПС и МСФО]? Не откладывать все на последний момент, решить вопрос с операционной системой можно, не дожидаясь принятия закона, не дожидаясь ЕПС. Второе – актуализировать систему бухгалтерского учета. Потому что для старых версий никто не будет выпускать никакого учета по единому плану счетов. И прямо сейчас решать, а есть ли у вас реально в наличии эти бухгалтеры, которые знают учет по МСФО. Нет? Значит, идти сейчас их обучать.

Значимость проекта

На круглом столе представители регулятора (Банка России) и крупнейших лизинговых компаний провели дискуссию о наиболее спорных моментах реформы отечественной лизинговой отрасли, а также обсудили перспективы ее развития в макроэкономическом контексте.





Исследования по теме
Рынок лизинга по итогам 2017 года: движение вверх
18.04.2018
Объем лизингового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум.
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках XVI Всероссийской конференции «Лизинг в России – 2017: новый рубеж
11.01.2018
Роста нового бизнеса своих компаний в 2018 году ожидают 84% представителей рынка.
Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2017 года: новый рубеж
06.12.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Статьи экспертов по теме
Превосходя ожидания
07.12.2017 / Павел Жолобов
Объем лизингового бизнеса за январь — сентябрь текущего года вырос на 58%, достигнув 710 млрд рублей
Книга рекордов лизинга
11.10.2017 / Павел Жолобов
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка