en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Проекты методологий Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Перевод кредитных рейтингов по национальной шкале иностранного государства в национальную рейтинговую шкалу РФ
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

ЦБ и риски укрупнения банков

Сезон отпусков в этом году не предвещал особых событий. Процентные ставки снижались, ликвидность зашкаливала, в июне ЦБ не отозвал ни одной банковской лицензии – впервые за четыре года. Но, как всегда, спокойствие оказалось обманчивым. Введение временной администрации в банк «Югра», отзыв лицензии, нехорошие слухи про банки, входящие в топ-15 по активам, привели к вымыванию ликвидности с рынка, возврату к почти забытым однодневным репо, а также оптовой распродаже облигаций всех частных банков. Не исключая системообразующие. Слухи о массированной национализации крупных банков, которые раньше можно было встретить разве что у радикалов, появились у вполне респектабельных авторов и комментаторов.

Огосударствление банковской системы, выдавливание частных и иностранных банков из многих операций, рост недоверия клиентов – не столько продукт реальных проблем, сколько последствие политики регулятора. Да, скорее всего, это не было целью регулятивных и законодательных решений.

Но меньшее число более крупных банков действительно проще контролировать. Корпоративные клиенты, нервничающие из-за риска, что у их банка отзовут лицензию, переводят свои расчетные операции в госбанки, даже частные клиенты, застрахованные АСВ, опасаются «тетрадок» (забалансового учета) и стараются нести крупные вклады туда, пусть и под более низкий процент.

Ужесточение требований к размещению средств – в рамках и управления рисками институциональных инвесторов, и зачистки рынка рейтинговых услуг – также вызывалось благими намерениями, но результатом стала дискриминация негосударственных участников и сужение их возможностей для фондирования. При этом сверхвысокие реальные процентные ставки и ужесточение требований резервирования не позволяют улучшить качество кредитных портфелей, таким образом, для «частников» круг замыкается.

Простота надзора регулятора над государственными и квазигосударственными банками и в целом укрупнение банковской системы формируют едва ли не большие риски.

Во-первых, концентрация кредитных рисков в банках too big to fail повышает ответственность государства и государственных корпораций в случае проблем. Зарубежный опыт доказывает, что квазигосударственные банки, особенно при отсутствии альтернатив, управляются существенно хуже частных. И в таких случаях санация будет более масштабной, а государство не сможет прятаться за ограничением ответственности. Поучительный случай Международного банка Азербайджана показывает, что государство в итоге вынуждено брать на себя все обязательства – при таком акционере готовых соглашаться на bail-in не наблюдается.

Во-вторых, рост концентрации на рынке финансовых услуг делает их более дорогими для бизнеса и населения. Отличные финансовые результаты Московской биржи хороши для ее акционеров (в том числе и регулятора) и очень плохи для инвесторов и рынка в целом, ибо это следствие ее монопольного положения внутри России. Такие же процессы на кредитном рынке в сочетании с высокими ставками еще больше стеснят возможности бизнеса для развития, а населения – для снижения долгового бремени. Активная экспансия Сбербанка в электронную торговлю и другие небанковские сферы должна вызывать не радость, а вопросы – ибо это непрофильная деятельность, поддерживаемая его квазисуверенным статусом.

В-третьих, политика укрупнения оставляет регионы без собственных банков. С точки зрения текущего надзора это проще, но, например, для федеральных банков даже крупные райцентры неинтересны. Крупные игроки, как правило, не размениваются на мелочи и не учитывают местную специфику – что, кстати, было основной претензией к иностранным рейтинговым агентствам при реорганизации рейтингового рынка в России, особенно для нестандартной клиентуры. В результате снижается доступность финансовых услуг, растут издержки и трудности для юрлиц, а граждане выдавливаются в МФО и монолайнеры с запредельными ставками, которые в отличие от «крупняка» могут себе позволить дойти до каждого населенного пункта.

В-четвертых, в условиях усиления санкций против квазигосударственных структур их доминирование на банковском рынке увеличивает тяжесть последствий от любых внешних шоков для всей системы, российских корпораций и частных лиц.

Чтобы не усугублять проблемы банковской системы, от регулятора требуется не только повышение прозрачности механизмов надзора, но и более четкая артикуляция своих намерений – в том числе по ограничению огосударствления банковской системы и экономики в целом (если, конечно, реальная цель не обратная). Координация действий различных подразделений и с другими ведомствами, подготовка нормативных документов при изменениях законодательства заранее, а не в последний момент также были бы правильными шагами. Наконец, распространение практик саморегулирования на банковский сектор сможет снять часть нагрузки с ЦБ. Однако шагов в этом направлении не делается, зато идет активная работа по превращению отраслевых организаций в абсолютно лояльные регулятору. Наверное, это тоже упрощает согласование документов, но достаточно вредно в долгосрочной перспективе.

Снижение роли негосударственного бизнеса крайне опасно. Общепризнано, что монополизм вреден, государственный монополизм вреден вдвойне, но почему-то никаких действий по развороту этих процессов в российской финансовой системе не наблюдается. Хотелось бы увидеть от регулятора не только закручивание гаек, но и внедрение равных условий для участников вне зависимости от их близости к государству, отношений с регулятором или собственником. Или как минимум признания рисков существующей парадигмы. Любая сингулярность, согласно законам физики, заканчивается Большим взрывом.

Источник


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!