Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Рост требует инфраструктуры

Александр Гущин, Павел Митрофанов

НПФ уже создали социально значимую основу негосударственной системы накопительных пенсий. Для ее развития нужно изменить формат госрегулирования НПФ, повысить надежность участников и внедрять стандартизацию.

Благодаря активной работе на рынке обязательного пенсионного страхования (ОПС) пенсионным фондам удалось убедить уже более 12 млн человек перевести свои пенсионные накопления в НПФ. С учетом итогов переходной кампании 2011 года, которые еще не нашли отражения в годовой отчетности фондов, – более 15 млн.  В денежном выражении объем пенсионных накоплений в системе НПФ на конец 2011 года составил 400 млрд рублей, а в ближайшие годы размер сегмента ОПС может догнать негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), которое на конец прошлого года составило 700 млрд рублей. В 2011 году сегмент ОПС продемонстрировал рекордный прирост в 157%, и если темпы прироста пенсионных накоплений сохранятся, то НПО и ОПС могут сравняться по объемам уже в 2012 году. «Если сейчас доля пенсионных средств на финансовых рынках России составляет чуть более 3% ВВП, то в той же Польше – 14%, а крупных западных странах доходит до 80-90% ВВП: нам есть еще, куда расти», – уверен в перспективах рынка председатель совета НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Александр Жирков.

«Когда создавали накопительную часть, подчеркивалось, что эта система должна дать некий социальный минимум», – вспоминает генеральный директор УК «КапиталЪ» Вадим Сосков. Пока, несмотря на все успехи отрасли, даже до минимума далеко: на конец 2011 года средний счет в сегменте ОПС составляет 32 тыс рублей. Это пока мало даже с точки зрения текущего среднего размера назначенной пенсии (по данным Госкомстата на февраль она составляла 8,8 тыс рублей в месяц). Однако рост абсолютного размера накоплений на счетах людей – гарантия повышенного внимания и к судьбе этих денег, и к судьбе пенсионных фондов, которые этими деньгами управляют.

Растущая социальная значимость рынка должна подтолкнуть профессиональное сообщество к преодолению ключевых инфраструктурных барьеров, характерных в первую очередь для ОПС, но свойственных и всему пенсионному рынку. Нужно решить вопросы «размытого» госрегулирования и невысокой надежности многих НПФ. Без этого усилия, потраченные фондами на создание работоспособной частной системы пенсионных накоплений, рискуют быть потраченными впустую.

Преодолеть «законодательный пинг-понг»

На проблему регулирования пенсионного рынка «Эксперт» обращал внимание еще в 2011 году, когда остро встал вопрос принятия «закона о выплатах» (см. «В ожидании регулирования», «Эксперт» №18 (752) от 09.05.2011). За прошедший год ситуация принципиально не изменилась: доработка «законодательства о выплатах» тоже идет медленно.

В конце 2011 года Госдумой был экстренно принят закон о выплатах накопительной части пенсии, но его практическая применимость будет зависеть от дополнительного принятия нескольких десятков нормативных актов в течение 2012 года. За доработку пенсионного законодательства отвечают сразу четыре ведомства, и это серьезно повышает риск срыва сроков выплат пенсий по закону. «В настоящий момент необходимо решить технические задачи в «законе о выплатах», которые встали с появлением этого закона и которые не решены до сегодняшнего дня. В частности, появилось много новых терминов, которые требуют пояснения. Этим сейчас занимаются в Минфине, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и ФСФР», – рассказывает президент НП НАПФ Константин Угрюмов. «По нашим подсчетам, к 1 июля, когда должен начать действовать этот закон, должно быть подготовлено более 40 нормативных актов, приказов, регламентов и т.д. и даже принят еще один федеральный закон о страховании пенсионных накоплений – а пока всего этого, к сожалению, нет», – переживает Александр Жирков из НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант».

Выплаты по ОПС должны начаться уже летом и любые проблемы с ними могут нанести серьезный удар по репутации пенсионной индустрии. В свете этого пенсионному рынку от государства необходимо в кратчайшие сроки получить работающее законодательство о выплатах. «Принятие всего комплекса нормативных актов, регулирующих вопрос выплат накопительной части пенсии, в том числе внесение изменений в действующие нормативные документы, требует неотложного и активного взаимодействия всех участников рынка: и органов законодательной власти, и пенсионного сообщества, и регуляторов», – считает исполнительный директор НПФ «Телеком-Союз» Антон Островский. А исполнительный директор НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» Юрий Новожилов уверен: «Та работа, которую необходимо проделать фондам, не должна волновать будущих пенсионеров. Это наши проблемы, нам придется работать днем и ночью, и мы свою задачу в любом случае выполним».

Рынок видит способ решения проблем, связанных с межведоственными согласованиями, в создании профильного пенсионного ведомства. Большинство руководителей НПФ на апрельской конференции «Эксперта РА» «Будущее пенсионного рынка России» высказались за создание отдельного органа на базе ФСФР. «Единый регулятор необходим однозначно, но он нужен не столько даже для оперативного решения проблем с законодательством, а для того, чтобы было ведомство, ответственное за пенсионные фонды», – уточняет Константин Угрюмов из НП НАПФ. Наличие на рынке одного регулятора с функциями по надзору, решению стратегических и оперативных задач отрасли будет способствовать более стройному развитию рынка и предотвращению ситуаций, подобных той, что возникла при принятии и доработке «выплатного закона». В конечном счете пенсионному рынку нужно зарабатывать кредит доверия, а по наблюдению Юрия Новожилова из НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» «в сложившейся ситуации много моментов тонкой настройки и двоякой трактовки: в результате поскандалили бы, возможно даже посудились, но популярности рынку это не добавит».

Не хватает надежности

Из-за того, что в краткосрочной перспективе объемы выплат пенсионных фондов невелики и полностью покрываются притоком денег, надежность пенсионных фондов на коротком горизонте не вызывает сомнения. Тем не менее, на системном уровне в отрасли заметны негативные изменения в плане финансовой устойчивости. 

Важным показателем надежности любой финансовой компании, в том числе и НПФ, является достаточность капитала – способность «закрывать» собственным капиталом обязательства перед клиентами. На пенсионном рынке с 2008 по 2011 гг. средняя достаточность капитала фондов сократилась вдвое (график 5). Причем многие фонды, ориентированные на рынок ОПС, не хотят увеличивать ИОУД (аббревиатура для обозначения капитала фонда) по причине того, что это снизит привлекательность пенсионного бизнеса для учредителей из-за удлинения срока окупаемости этих инвестиций.

График 5. Отношение ИОУД к пенсионным средствам снижается
Динамика объема ИОУД и соотношения ИОУД к пенсионным средствам

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР
* - оценка «Эксперт РА»

Тенденция к снижению продолжится после принятия новых требований ФСФР к качеству активов ИОУД фонда. Суть новых требований заключается в том, что при расчете ИОУД все активы, за счет которых он формируется, будут взвешиваться с определенным дисконтом в соответствии с их риском.

Проект требований к капиталу фондов, скорее всего, в конечной редакции будет изменен, поскольку ряд его положений вызывает вопросы у участников рынка. Например, в качестве одного из критериев надёжности активов прописаны требования к листингу, однако при этом отсутствуют требования к рейтингу эмитента. «Листинг – не панацея. Есть хорошие активы, не имеющие листинга, те же акции «Газпрома», например», – считает генеральный директор УК «Ингосстрах-Инвестиции» Фарид Юнусов. Но учитывая, что ИОУД многих фондов сформирован инвестициями в связанные стороны, проекты учредителей, или просто выдан в виде займов, они перестанут соответствовать даже минимальным лицензионным требованиям после введения новых требований.

Политика поддержания минимального требуемого капитала может отвечать задачам инвесторов НПФ, которые расценивают капитал как входной билет на рынок, где за год можно привлечь в управление несколько миллиардов рублей. Однако в интересах клиентов НПФ – сотрудничество с теми фондами, учредители которых готовы брать на себя повышенную ответственность и формировать капитал, существенно превышающий минимальные нормативные требования.

Инфраструктура через стандартизацию

Развитие стандартизации на пенсионном рынке позволит преодолеть две других инфраструктурных проблемы: контроля инвестиционных рисков и частично -мошенничества агентов. Так, в 2011 году НП НАПФ начало разработку отраслевого стандарта по риск-менеджменту. Помимо общей организации управления рисками в фонде, в стандарте прописаны меры по контролю рыночных, кредитных и операционных рисков. «В настоящий момент вопрос усиление роли риск-менеджмента как в УК, так и в НПФ с точки зрения качества управления наиболее актуален», – считает Фарид Юнусов из УК «Ингосстрах-Инвестиции».

Стандарт НАПФ будет способствовать развитию систем риск-менеджмента как в фондах, придерживающихся принципа самостоятельного контроля рисков, так и в фондах, перекладывающих риск-менеджмент на УК. Первые смогут доработать свои системы в соответствии с ведущими практиками на рынке, тогда как у вторых перед глазами будут материалы для аудита систем риск-менеджмента УК, с которыми фонды планируют сотрудничать. НП НАПФ активно развивает практику стандартизации на пенсионном рынке. «Мы хотим работать по понятным правилам, понятным технологиям. Это все, что мы просим, и готовы принять в этом активное участие», – говорит Юрий Новожилов. «Когда мы говорим о стандартизации, нужно понимать, что она возможна только при развитом саморегулировании рынка. У нас же законодательного саморегулирования нет», – недоволен Константин Угрюмов. На практике развитое саморегулирование означает, что для реальной эффективности отраслевых стандартов членство в СРО  должно стать обязательным для всех участников рынка.

График 1. Несмотря на высокие темпы роста, ОПС не достигло размеров НПО в денежном выражении
Динамика пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ, млрд рублей

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР
* - оценка «Эксперт РА»

График 2. …однако давно превысило НПО по количеству клиентов
Динамика клиентов НПФ по НПО и ОПС, млн. человек

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР
* - оценка «Эксперт РА»

График 3. Размер среднего счета растет как в НПО, так и в ОПС
Динамика среднего счета в НПО и ОПС, тыс рублей

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР
* - оценка «Эксперт РА»

График 4. Большинство участников рынка хотят видеть отдельный орган при ФСФР в качестве регулятора
Результаты ответа на вопрос «Кто должен стать «профильным регулятором НПФ?» в рамках конференции «Будущее пенсионного рынка – 2012»

Источник: «Эксперт РА»