Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Прошли точку невозврата

Михаил Доронкин

Возврат к докризисной модели роста банковского сектора невозможен. Перед российскими банками стоит задача диверсификации бизнеса, роль государства - создать стимулы к росту.

Острая фаза кризиса давно позади, но у участников рынка до сих пор нет общего понимания, как должен развиваться рынок, какова роль государства и частных банков

Казалось бы, построение стабильной банковской системы, отвечающей потребностям современной экономики, - задача, в решении которой заинтересовано и государство, и банки. Острая фаза кризиса давно позади, но у участников рынка до сих пор нет общего понимания, как должен развиваться рынок, какова роль государства и частных банков. Утвержденная стратегия развития банковского сектора до 2015 года декларирует интенсивный путь развития, но не предлагает конкретных механизмов, которые способны его обеспечить. Не отвечает этот документ и на вопрос, какова роль банковского сектора в создании в России международного финансового центра. Усилия Банка России и Минфина направлены на сдерживание инфляции, хотя ощутимое влияние на ее динамику оказывают немонетарные факторы.

Вместе с тем, ключевая проблема банковской системы сохраняется: ее масштабы не адекватны потребностям национальной экономики, она не в состоянии обеспечить ресурсами модернизацию страны. Не преодолены и внутренние диспропорции: дефицит долгосрочных ресурсов, «провалы» регулирования, высокая концентрация активов (см. график 1), в т.ч. на связанных сторонах.

График 1. У многих крупных банков соотношение крупных кредитных рисков к активам превышает 40%

Источник: «Эксперт РА» по данным отчетности банков на 01.04.11

 

Уже очевидно, что восстановление докризисной модели роста не просто нежелательно, оно невозможно. До кризиса высокая доходность позволяла банкам брать повышенные риски, а государство занималось в основном микропруденциальным надзором. Сегодня доходность традиционных сегментов банковского бизнеса снизилась, а государство осознало важность ограничения системных рисков. Нужны новые правила игры, которые обеспечат координацию действий кредитных организаций и органов власти. Рост банковского сектора должен опираться на мобилизацию сбережений населения и участие банков в реализации промышленной политики и, в меньшей степени, – на внешнее фондирование. При этом участие государства не должно ограничиваться сферой регулирования и надзора, важно создать стимулы к росту и обеспечить здоровую конкуренцию на рынке

Жестокие игры
Одним из наиболее заметных последствий кризиса стало снижение доходности на традиционном для большинства банков сегменте – кредитном рынке. По оценкам «Эксперта РА», чистая процентная маржа (без учета Сбербанка России) в 2010 году упала с 4,3% до 3,9% (см. график 2). Если же не брать в расчет кризисный 2009 год, когда фондирование было аномально дорогим, а убытки покрывались за счет масштабных вливаний капитала, снижение окажется еще более заметным: с 6,1% в 2008 году до 3,9%.

График 2. Чистая процентная маржа российских банков снижается на 0,5-0,7 п.п. в год

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

 

При этом банкам стало намного сложнее покрывать расходы, связанные с обеспечением деятельности. По нашим оценкам, за 2010 год отношение организационных и управленческих расходов к кредитному портфелю выросло с 3,1% до 3,4%, вплотную приблизившись к процентной марже. Кардинальной смены тренда в среднесрочном периоде не предвидится. Спрос на кредиты восстанавливается довольно медленно, а перспективы наиболее прибыльного сегмента – розничного бизнеса – не очевидны.

Во многом снижение доходности кредитования связано с возросшей активностью госбанков, прежде всего - Сбербанка России и Группы ВТБ. С одной стороны, сегодня госбанки фактически выступают локомотивами роста банковского сектора. Их деятельность обостряет конкуренцию за клиентов, что позитивно отражается на качестве обслуживания и стоимости кредитов, а также стимулирует частные банки совершенствовать свои бизнес-процессы. С другой стороны, экспансия госбанков подрывает здоровую конкуренцию на рынке банковских услуг. В период кризиса госбанки смогли переманить часть клиентской базы частных кредитных организаций благодаря бюджетным ресурсам, и масштабы такой поддержки были - за редким исключением - намного больше, чем помощь частным банкам.

График 3. За последние два года госбанки нарастили свое присутствие на рынке, доля же частных российских банков устойчиво снижалась

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

 

Из графика 3 видно, что в кризис госбанкам удалось существенно нарастить свою долю в активах, прежде всего, за счет сокращения доли крупных частных банков. Неудивительно, что по итогам прошлого года наиболее рентабельными оказались именно банки с государственным участием (см. график 4): их показатели более чем в 1,5 раза превысили результаты частных российских банков. Более того, вопреки рыночной тенденции, процентная маржа Сбербанка России в 2010 году по сравнению с предкризисным 2008 годом только выросла (с 6,2 до 7,9%). При этом крупнейший российский банк планирует развивать направления, которые ранее считались «вотчиной» частных кредитных организаций, - экспресс-кредитование и инвестиционный банкинг.

График 4. В 2010 году госбанки показали рентабельность более чем в 1,5 раза выше, чем частные российские банки

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

 

Перспективы выживания
Выход для частных российских банков – развивать кредитование в относительно свободных рыночных нишах, а также активно наращивать долю продуктов и услуг, приносящих комиссионный доход.

Выход для частных российских банков – развивать кредитование в относительно свободных рыночных нишах и наращивать объем комиссионных услуг.

Среди относительно свободных рыночных ниш - синдицированное кредитование реального сектора в сферах,  связанных с повышенными рисками: кредитование инвестиционных проектов, жилищного строительства, инновационных предприятий, стартапов. Данная стратегия, с одной стороны, позволяет банкам-кредиторам разделить риски, с другой – открывает доступ к крупным компаниям с большим числом контрагентов - потенциальных клиентов. Для небольших банков из одного региона такие совместные проекты могут стать альтернативой объединению. Слияние – процесс весьма трудоемкий и может негативно отразиться на способности банков оперативно реагировать на действия конкурентов. В рамках же синдицированного кредитования банки смогут лучше понять специфику бизнеса партнера и оценить эффективность дальнейшей интеграции.

Новые возможности для расширения продуктовой линейки и роста доли комиссионных доходов открывает сегмент торгового финансирования и документарных операций. В кризис массовое снижение кредитных рейтингов банков повлекло за собой сокращение лимитов со стороны иностранных партнеров, и данный сегмент практически «замер». Сегодня работу в этом сегменте активизировали и госбанки, и частные банки (Райффайзенбанк, Транскапиталбанк, ЛОКО-банк и др.). Важным стимулом для торгового финансирования будет и планируемое создание при Внешэкономбанке агентства по страхованию экспортных кредитов. Предоставление экспортных/импортных аккредитивов и гарантий не только генерирует стабильно растущие комиссионные доходы, но и позволяет получать дополнительную процентную маржу. При этом большое число вариантов структурирования сделок позволяет банку предложить целый спектр продуктов, учитывающих специфику бизнеса конкретного клиента.

Региональным банкам, масштабы бизнеса которых не позволяют финансировать крупные международные сделки, в стремлении диверсифицировать структуру доходов следует обратить внимание на сегмент обслуживания VIP-клиентов. Сегменты состоятельных клиентов у крупных и малых банков очень слабо пересекаются: что для небольшого банка крупный вкладчик, то для федерального игрока – «типичный» клиент. При этом для VIP-клиентов в регионах значимым становится не бренд банка, а возможность предоставления индивидуальных сервисов, прямой доступ к руководству банка, личные знакомства с акционерами банка, понимание специфики бизнеса. В отличие от региональных игроков, крупные участники не готовы предоставить данному типу клиентов достаточный для них уровень сервиса в связи с необходимостью централизации принятия решений.

Существенно повысить стабильность банковского рынка позволит использование механизмов контрциклического регулирования и дифференцированного надзора

Под чутким руководством
Государству также следует приложить усилия для обеспечения здоровой конкуренции на рынке, без чего невозможно активно вовлечь банки в процесс модернизации экономики. При этом сотрудничество банков и государства должно выстраиваться на основе идеологии частно-государственного партнерства (ЧГП). Двухуровневая модель рефинансирования (на примере РосБР1 и АИЖК) и система гарантийных фондов уже зарекомендовали себя в качестве эффективных инструментов стимулирования кредитной экспансии. Помимо активизации деятельности банков, рост масштабов ЧГП позволит диверсифицировать активы банков и снизить концентрацию крупных кредитных рисков в системе. Данные механизмы должны быть активно задействованы в сферах, где необходимо долгосрочное видение. Прежде всего, это касается финансирования крупных инвестиционных проектов (обновление основных фондов, внедрение инноваций) и старт-апов, которые сегодня практически не охвачены кредитованием. При этом крайне важно уделить особое внимание расширению участия в подобных проектах небольших региональных банках, тем самым открывая для них новые «рынки сбыта» и стимулируя рост клиентской базы. В случае масштабных проектов участие региональных фининститутов должно быть также обеспечено за счет механизмов синдицированного кредитования.

1С июня 2011 года переименован в ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства»  («МСП банк»)

Необходимо расширять взаимодействие кредитных организаций и с Внешэкономбанком. Сегодня значительная часть проектов, осуществляемая этим институтом развития, финансируется напрямую, что искажает конкуренцию на банковском рынке. Финансовые ресурсы Внешэкономбанка могут размещаться в банках как на конкурсной основе, так и с использованием механизмов выкупа активов (кредитного портфеля) и пассивов (облигаций). При этом данные средства должны носить целевой характер и направляться на долгосрочные проекты в приоритетные для экономики отрасли.

Для полноценного вовлечения банков в финансирование долгосрочных проектов важно мобилизовать внутренние источники фондирования и повысить их стабильность. Сегодня единственный источник подобного финансирования – средства клиентов (организаций и граждан), поскольку в отличие от развитых экономик роль пенсионных и страховых фондов в России крайне незначительна: общий объем их средств не превышает 6% совокупных активов банков. Ключевые меры должны быть сконцентрированы на расширении спектра малорискованных финансовых инструментов путем введения вкладов с ограничениями на досрочное изъятие, развития целевых вкладов и рынка депозитных сертификатов. Повышению устойчивости ресурсной базы будет способствовать расширение круга объектов, охватываемых системой страхования вкладов, и повышение максимальной суммы страхового возмещения для долгосрочных (в том числе безотзывных) вкладов.

На шаг впереди
Помимо стимулирования банковской активности значимой целью государства в посткризисных условиях становится обеспечение здорового роста сектора за счет повышения стабильности системы. С этой целью российским денежно-кредитным властям следует активно внедрять практику контрциклического регулирования. В частности, введение повышенных норм резервирования по средствам, привлеченным из-за рубежа, – один из возможных механизмов, который поможет снизить чрезмерную волатильность трансграничных потоков капитала и будет стимулировать формирование финансовой системы, ориентированной на мобилизацию внутренних сбережений. Контрциклический эффект будет иметь повышение требований к достаточности капитала при признаках перегрева экономики и их снижение в период спада. Следует сохранить в качестве резервных часть антикризисных инструментов (беззалоговые кредиты ЦБ РФ, субординированные депозиты ВЭБа), что позволит регуляторам быстрее реагировать в случае угрозы системного банковского кризиса.

Драйверами роста банковского рынка в 2011-2012 гг. будут выступать кредитование малого и среднего бизнеса, а также розничный бизнес в сегментах ипотеки и автокредитования.

Одно из эффективных направлений по ограничению системных рисков – введение элементов дифференцированного надзора, предполагающего установление особого режима контроля над системообразующими банками. Для поддержания здоровой конкуренции возможно повышение требований к нормативу достаточности капитала для чрезмерно крупных банков с установлением определенного «переходного» периода. Подобный путь избрала, например, Швейцария: к 2019 году достаточность капитала двух крупнейших банков UBS и Credit Suisse должна составлять не менее 19%.

Рост по инерции?
Мы не ожидаем возврата банковского сектора к докризисной динамике в среднесрочной перспективе. Экономика демонстрирует очень умеренный рост, инвестиционная активность достаточно слабая, спрос на кредитные ресурсы восстанавливается медленно. При этом стоимость кредитов в отдельных  сегментах уже достигла минимума, в связи с чем опережающий рост портфелей на «традиционных» рынках возможен только за счет снижения требований к риск-менеджменту. Однако памятуя о последствиях недавнего кризиса, большинство банков вряд ли пойдет на принятие повышенных рисков. В связи с этим мы придерживаемся более консервативного, чем озвучивали представители Банка России, прогноза по ключевым показателям развития сектора на 2011 год. Вместе с тем, во второй половине 2012 года высока вероятность активизации банковского бизнеса вследствие снятия эффекта политической неопределенности и притока капитала в страну. По нашим оценкам, совокупные активы банковского сектора в 2011 году вырастут на 17%, в 2012 году – прибавят еще 18-40% (см. график 5).

Драйверами роста будут выступать кредитование малого и среднего бизнеса, а также розничный бизнес в сегментах ипотеки и автокредитования. Потенциал, в частности, рынка кредитования МСБ характеризует динамика индекса «Траст Индекс МСБ». «Итоги последней волны исследования, подготовленного НАФИ и «Экспертом РА» и в мае 2011 года, показали, что предприниматели негативно оценивают бизнес-климат российской экономики, однако ожидают его улучшение уже в ближайшие полгода, - отмечает Надия Черкасова, председатель правления НБ «Траст». – Текущее значение индекса составляет всего 76 пунктов (из 200 возможных), а прогнозное – 83 пункта». Динамика индекса демонстрирует позитивное восприятие субъектами МСБ текущего уровня доступности финансовых ресурсов. При этом наиболее позитивные ожидания характерны для организаций Москвы, Приволжского и Северокавказского федеральных округов.

На рынке потребительского кредитования банки могут столкнуться с конкуренцией со стороны микрофинансовых организаций, а в корпоративном сегменте - со стороны факторинговых компаний. Спрос на банковские услуги будет ограничиваться и постепенной переориентацией крупных клиентов на трансграничное фондирование. В то же время, на фоне слабой динамики кредитования мы ожидаем роста активности банков в отношении долговых бумаг эмитентов второго и третьего эшелона. Данный инструмент может рассматриваться участниками рынка как более «ликвидный» аналог беззалогового кредитования.

Динамика развития сектора на долгосрочном горизонте будет во многом определяться государственной стратегией на банковском рынке. Если государство займет активную позицию, будет вовлекать банки в реализацию промышленной политики, ограничивая при этом системные риски, темпы роста банковских активов могут приблизиться к 30%. В этом случае доля активов банковского сектора в ВВП к концу 2015 года превысит уровень 100%. В случае сохранения статус-кво рынок будет демонстрировать сдержанные темпы роста в 17-40% в 2011-12 гг. и менее 15% в последующие годы.

График 5. В ближайшие 2 года банковский сектор будет демонстрировать умеренные темпы роста

Источник: оценка «Эксперт РА», данные Банка России