en


Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

Неудобный «мягкий рынок»

Наталья Комлева

В 2011 году рынок был «мягким» лишь для компаний из топ-30 по взносам. Большинство страховщиков были вынуждены работать в условиях падения взносов и демпинга по тарифам и комиссиям.

На первый взгляд, итоги 2011 года на российском страховом рынке должны вселять оптимизм: объем взносов достиг 665 млрд. рублей, увеличившись на 19,2%. Подобные результаты страховщики демонстрировали лишь 5 лет назад - в 2007 году. В прошлом году также завершилась подготовка к введению второго масштабного обязательного вида страхования – страхования ответственности владельцев опасных объектов, началась реформа сегмента агрострахования с господдержкой, были скорректированы поправочные коэффициенты в ОСАГО.

Тем не менее, есть и тревожные сигналы: несмотря на рекордный рост взносов, усредненная рентабельность активов российских страховщиков упала до минимального за 3 года уровня. Этот парадокс для некоторых компаний можно объяснить убытками от вложений в фондовый рынок. Но есть и менее приятное объяснение: многие компании вновь избрали модель ускоренного наращивания взносов за счет демпинга. «Демпинг оказывает разрушительное влияние на прибыль страховых компаний, большинство из которых работает на уровне нуля, а то и с отрицательной доходностью. К сожалению, кризис не остудил головы ряда особенно активных в плане демпинга страховщиков», - сетует Геннадий Гальперин, генеральный директор «ВТБ Страхование».

VIP-проблемы

В 2011 году преимуществом от роста взносов воспользовались именно крупные страховые компании. Темпы прироста взносов у компаний из топ-30 на 7,5 п.п. превышали среднерыночные показатели (25,5% против 18,0% с учетом входящего перестрахования).

Опережающий рост взносов при ограниченных возможностях капитализировать прибыль способствовал возникновению проблемы с выполнением норматива по марже платежеспособности. Чтобы решить эту проблему, крупные компании вынуждены активизировать поиски стратегических инвесторов. Такая ситуация повышает вероятность крупных M&A на российском страховом рынке. «У ряда компаний из первой десятки проблемы с ликвидностью реально существуют уже сегодня. Но в риск банкротств в первой десятке я не верю - слишком «социальный» вопрос. А покупки и слияния проблемных компаний вполне могут быть. У каждого проблемного страховщика будет свой путь выживания», - отмечает Александр Григорьев, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах».

Еще один способ решения вопроса нехватки капитала – это привлечение долгосрочных заемных средств, то есть формирование квазикапитала. По данным «Эксперт РА» в 2011 году кредиты имели 5 компаний из топ-10 лидеров рынка. В частности, ООО «Росгосстрах» получило долгосрочный кредит у банка ВТБ в размере 18 млрд. рублей, РЕСО-Гарантия – кредит на 5 лет у ЕБРР в размере 110 млн. долл.

В обоих случаях ресурсы были взяты для решения долгосрочных задач развития - подготовки к выходу на IPO («Росгосстрах») и обеспечения сделки по покупке 25% акций ВСК (РЕСО-Гарантия).

Скрытое падение

Перераспределение взносов в пользу компаний из топ-30 негативно сказывается на финансовом положении остальных компаний. Лишь немногие средние и небольшие страховщики могли достойно конкурировать с лидерами рынка. В результате многочисленная группа аутсайдеров была вынуждены работать в условиях падения взносов. Темпы прироста премий компаний вне топ-30 составили ?4,3% по сравнению с 2010 годом. Наиболее заметное падение взносов в сегменте вне топ-30 произошло на рынке автострахования (?3% в страховании автокаско и -21,4% в ОСАГО).

В условиях сужения рынка вероятность финансовых затруднений у средних и небольших компаний остается высокой. В 2011 году прошла целая череда отзывов лицензий у средних по размерам страховых компаний (Ростра, Росстрах, Инногарант, Русские страховые традиции). Уже в 2012 году с рынка буквально исчезли «Региональный альянс» и «Первое РСО».

Не по доброй воле

Банкротства страховых компаний негативно влияют на имидж страхового сообщества в глазах их потенциальных клиентов. Именно поэтому практически не растет добровольный спрос на услуги страховых компаний. В 2011 году, как и пять лет назад, основными драйверами роста российского страхового рынка были вмененные виды страхования – сегмент банкострахования и квазигосударственные виды страхования.

В 2012 году тенденция сохранится. «Драйвером  по-прежнему останется автострахование и ипотечное страхование, которое показало существенный рост по итогам первого квартала. Кроме того, мы ожидаем развития кредитования малого и среднего бизнеса, и, как следствие, увеличения объемов страхования этого сектора», - прогнозирует Сергей Рябцов, член совета директоров Группы Ренессанс Страхование.

Изменить имидж страхового рынка и повысить добровольный спрос на страхование в среднесрочной перспективе смогут лишь целенаправленные действия государства - создание гарантийных фондов и существенные изменения в сфере защиты прав страхователей. Сами страховщики могут повлиять на развитие добровольного страхования через создание СРО, поддерживающих и продвигающих обязательные для своих членов минимальные стандарты качества страховых услуг.

Ставка на вмененные и обязательные виды страхования не способствует повышению качества страховых услуг, а также делает рынок зависимым от динамики объемов банковского кредитования. По прогнозу «Эксперт РА», в 2012 году темпы прироста российского страхового рынка могут достигнуть 18-22%. В случае если проблемы с ликвидностью в банковском секторе перерастут в кризис, объем рынка составит 750 млрд. рублей, увеличившись на 12-14%.

Открыть Америку

С 1-го января 2012 года в России было введено обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов, в конце апреля 2012 года во втором чтении был принят законопроект о страховании ответственности перевозчиков. Но потенциальный объем этих рынков не превышает десятков млрд. рублей. В долгосрочном периоде с точки зрения объемов взносов гораздо более перспективными сегментами являются практически отсутствующие в России накопительное страхование жизни и розничное медицинское страхование.

В 2011 году появился повод для сдержанного оптимизма относительно будущего рынка страхования жизни. Выход Сбербанка России с мощным лоббистским ресурсом на рынок страхования жизни через покупку «СК «Альянс Лайф» может стимулировать введение налоговых льгот в этой сфере.

Определенные перспективы открываются также и в сегменте медицинского страхования. С вступлением в силу нового закона об ОМС у граждан появилась возможность выбирать страховую медицинскую организацию. В результате бизнес по ОМС стал розничным. «Мы  активизировали деятельность по привлечению новых застрахованных лиц, вырабатываем новые подходы по проведению активных рекламных кампаний, повышению эффективности своей деятельности», – подтверждает Татьяна Кайгородова, заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах».

В этих условиях страховые медицинские организации задумались над использованием инфраструктуры по ДМС как платформы для расширения бизнеса по ОМС. Следующий логический шаг – создание совместных продуктов по ОМС и ДМС. Чтобы его сделать, нужны значительные изменения – на законодательном, финансовом и техническом уровнях. «Нужно сделать взаимоотношения в рамках ОМС и ДМС более понятными и прозрачными. Необходимо дать страховщикам возможность распределять финансовые потоки между ОМС и ДМС», - подчеркивает Дмитрий Ионов, заместитель директора департамента корпоративных продаж ОАО «СГ МСК».

 

Динамика годовых показателей рентабельности.

Рентабельность бизнеса российских страховщиков упала до минимального уровня за последние 3 года.

Источник: «Эксперт РА»

 

Динамика годовых темпов прироста взносов

В 2011 году темпы роста взносов компаний из топ-30 на 30 п.п. превысили аналогичный показатель для остальных компаний.

Источник: «Эксперт РА»

 

Динамика страховых премий

В 2012 году, по прогнозам «Эксперт РА», рынок может достигнуть 800 млрд. рублей.

Источник: ФСФР, прогноз «Эксперт РА»


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!