Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Удержаться на высоте

Руслан Коршунов, Роман Романовский

За счет мощного роста авиасегмента (+69%) рынок лизинга в 2013 году избежал сильного падения, но в текущем году авиализинг в лучшем случае покажет небольшое снижение (-10%). Органический рост для лизингодателей еще возможен в легковом и грузовом транспорте, в большинстве других сегментов будет стоять выбор между стагнацией и сделками M&A

Второй год подряд темпы прироста сделок на рынке лизинга близки к нулю (см. таблицу 1). В 2013 году номинальный объем нового бизнеса изменился незначительно (минус 1,5%), но с учетом инфляции можно говорить уже о заметном сокращении рынка в реальном выражении.

Несмотря на сокращение объема сделок в ж/д сегменте за последние два года (-17,6% в 2013 г., -13,8% в 2012г.), рынок лизинга избежал сильного падения. Если в 2012 году рынок поддержал «ВЭБ-лизинг» за счет ряда крупных сделок, то в 2013 году фактором поддержки стал рекордный за последние 7 лет объем сделок в сегменте авиатехники. Стоит отметить, что объем рынка, очищенный от сегментов ж/д и авиатехники, за прошлый год также кардинально не изменился (см. график 1).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
Объем нового бизнеса, млрд руб. 997,5 720 315 725 1300 1320 1300
Темпы прироста, % 149,6 -27,8 -56,3 130,2 79,3 1,5 -1,5
Стоимость предметов лизинга по новым заключенным сделкам за 2013г. без НДС, млрд руб. - 430 180 450 741 770 783
Темпы прироста, % - - -58,1% 150,0% 64,6% 3,9% 1,7%
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 294 402,8 320 350 540 560 650
Объем профинансированных средств, млрд руб. 537 442 154 450 737 640 780
Совокупный лизинговый портфель, млрд руб. 1202 1390 960 1180 1860 2530 2900
Доля лизинга в ВВП, % 3 1,7 0,8 1,6 2,3 2,1 1,9
Концентрация новых сделок на топ-10 компаний 40,4% 32,7% 50% 62,40% 66,50% 63% 65%
Индекс розничности[1] 32,6% 41% 25,2% 24% 23% 28% 35%

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

 
Новый бизнес (по стоимости имущества) – показатель, используемый для оценки объема лизингового рынка европейской лизинговой федерацией Leaseurope. Представляет собой сумму стоимости имущества по новым договорам лизинга, без учета НДС и финансовых надбавок. Особенность данного показателя в том, что его изменения (волатильность) зависят только от динамики инвестиций в экономике, и не подвержены влиянию таких факторов, как срок договора  лизинга, стоимость привлеченных ресурсов под сделку, включение в договор дополнительных услуг (например, страхование, монтаж и т.д.), размер маржи лизингодателя, размер аванса и проч.

Согласно показателю стоимости предметов лизинга по новым заключенным сделкам без НДС (данный показатель характеризует новый бизнес в трактовке европейской лизинговой федерации Leaseurope, см. врез), рынок продолжил слабый рост (+1,7%). Это может означать, что и в 2012 и в 2013 гг. сокращался размер финансовой надбавки по лизингу – снижался средний срок сделки, стоимость заемных ресурсов, маржа лизинговых компаний. В то же время столь низкий темп прироста также сигнализирует о стагнации рынка, поскольку темпы роста стоимости имущества, переданного в лизинг,  меньше уровня инфляции.

Ротация лидеров

Среди топ-3 участников рынка по объему новых сделок в 2013 году произошли изменения: «Сбербанк Лизинг» и «ТрансФин-М» улучшили свои позиции, поднявшись на 2-е и 3-е места соответственно (таблица 2). «ВЭБ-лизинг», несмотря на заметное сокращение нового бизнеса (-29,5% за 2013 год), сохранил лидирующую позицию. В сумме на эти три компании пришлось около 35% новых сделок (годом ранее около 37%, а в 2011 году – 43%). Концентрация новых сделок на 10 крупнейших компаниях выросла незначительно, составив около 65% по итогам 2013 года против 63% в 2012 году.

 

Рэнкинг лизингодателей, построенный в соответствии с показателем стоимости имущества по новым сделкам, имеет некоторые отличия от рэнкинга по сумме лизинговых договоров. Так, среди топ-10 компаний «ВТБ Лизинг» по показателю стоимости имущества занимает 3-ю строку рэнкинга, а «ТрансФин-М», напротив, находится строкой ниже, занимая четвертое место. Более высокая позиция «ТрансФин-М» в рэнкинге по объему договоров лизинга объясняется наличием у компании значительного количества сделок с длительными сроками лизинга, что существенно повышает объем платежей. Подобная ситуация – более высокие позиции компаний с «длинными» договорами по дорогостоящему имуществу – характерна для всех участников рынка.

Место по новому бизнесу Компания Рейтинг кредитоспособности от "Эксперт РА"* Объем нового бизнеса в 2013г., млн. руб Сумма стоимости предметов лизинга по новым сделкам за 2013 год, млн. руб. Место по сумме стоимости предметов лизинга, за 2013 год Текущий портфель, млн. руб. Место по портфелю Объем полученных лизинговых платежей за 2013 год, млн. руб. Место по полученным платежам
01.01.2014 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2013
1 1 "ВЭБ-лизинг"   207 296,0 112 003,7 1 609 293,5 515 807.2 1 92 219,4 1
2 3 "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК) A++ 124 289,9 81 132,8 2 242 586,5 218 634.0 3 41 715,2 4
3 4 "ТрансФин-М" A+ (II) 123 787,0 40 523,2 4 202 980,1 121 690.5 4 14 960,8 10
4 2 ВТБ Лизинг   112 805,3 67 222,6 3 346 288,8 349 397.0 2 89 137,0 2
5 5 Газпромбанк Лизинг (ГК) A+ (I) 62 588,1 35 912,6 5 110 063,9 72 463.1 7 17 827,9 8
6 7 Europlan   60 947,2 н.д. - 49 231,7 40 884.7 10 - 138
7 6 "Государственная транспортная лизинговая компания"   59 220,5 35 447,0 6 131 606,7 90 282.1 5 15 522,3 9
8 8 "Газтехлизинг"   42 195,3 19 760,9 7 111 958,8 117 499.3 6 45 581,6 3
9 13 Балтийский лизинг (ГК)   28 627,5 19 351,0 8 28 548,6 23 425.7 13 22 361,9 6
10 9 Альфа-Лизинг (ГК)   27 974,6 17 637,6 10 72 165,1 63 090.0 9 14 900,8 11
11 14 CARCADE Лизинг   27 660,5 17 858,5 9 23 428,5 16 693.5 17 20 926,1 7
12 15 "Сименс Финанс"   23 967,8 н.д. - 19 930,7 19 517.2 20 - 137
13 18 ОЛК "РЕСО-Лизинг" A+ (II) 16 406,2 9 435,7 16 14 021,8 11 224.3 25 12 823,2 13
14 16 "КАМАЗ-ЛИЗИНГ" (ГК)   16 371,4 11 525,8 11 6 349,6 4 687.4 38 8 960,8 17
15 10 "Росагролизинг"   16 333,1 н.д. - 81 379,9 58 707.2 8 - 136
16 17 «РЕЙЛ1520» A (I) 15 593,0 н.д. - 20 602,0 15 187.0 19 - 135
17 19 "Элемент Лизинг" A+ (II) 14 553,7 9 898,1 14 11 815,5 8 938.1 27 7 500,2 20
18 11 Лизинговая компания УРАЛСИБ A+ (III) 13 777,0 9 629,0 15 29 891,0 32 844.0 11 13 388,0 12
19 26 "ЮниКредит Лизинг" и "Локат Лизинг Руссия"   13 453,2 11 375,8 12 15 442,3 14 450.1 24 6 907,0 22
20 23 Интерлизинг (ГК)   12 058,9 8 167,6 17 15 665,0 12 711.6 22 9 311,4 16
21 21 СТОУН-XXI (ГК) A (I) 10 528,6 7 149,3 18 9 221,5 8 139.7 31 9 442,7 15
22 27 "РТК-ЛИЗИНГ" A (II) 10 286,2 6 556,3 19 22 220,1 17 127.5 18 5 267,2 24
23 39 Брансвик Рейл   9 625,9 н.д. - 28 546,4 31 043.4 14 8 565,4 19
24 22 Райффайзен-Лизинг   9 406,0 6 433,0 20 15 535,0 15 645.0 23 8 644,0 18
25 25 Система Лизинг 24   9 155,6 6 060,5 21 8 724,1 7 215.2 33 4 835,9 27
26 47 "ЗЕСТ" (ГК)   8 471,0 4 851,0 22 11 668,0 6 827.2 29 3 488,0 34
27 32 "ЮГРА-ЛИЗИНГ" A (I) 7 332,8 4 162,4 24 9 091,5 6 175.6 32 2 956,5 37
28 - "МКБ-лизинг" A+ (I) 6 615,0 4 108,0 25 11 812,0 - 28 5 912,0 23
29 30 "МТЕ Финанс"   6 356,2 3 461,7 28 25 048,5 22 984.2 16 1 681,1 56
30 29 "Дойче Лизинг Восток"   6 255,8 4 514,7 23 16 544,7 14 765.5 21 4 975,3 26
31 33 "Универсальная лизинговая компания"   5 920,0 3 811,0 26 6 883,0 6 367.0 35 4 257,0 29
32 24 "Сибирская лизинговая компания" (Москва)   5 156,1 2 869,1 32 12 389,0 11 004.3 26 3 367,9 35
33 41 Ураллизинг   4 843,3 3 246,5 29 3 864,9 3 267.0 55 3 154,3 36
34 43 "Северная Венеция" (ГК)   4 818,8 2 632,2 34 10 398,6 11 943.5 30 5 216,3 25
35 42 "Альянс-Лизинг"   4 523,2 3 049,5 30 4 283,1 3 725.2 51 2 925,5 38
36 73 "Транслизинг-сервис"   4 505,0 11 306,0 13 4 238,0 869.0 52 7 165,0 21
37 40 "Русская лизинговая компания"   4 375,0 2 532,0 35 4 750,0 4 471.6 48 2 139,0 48
38 36 "Тюменская агропромышленная лизинговая компания"   4 323,1 3 574,1 27 6 006,3 5 349.4 39 3 756,7 33
39 34 "Фольксваген Груп Финанц"   4 319,9 3 035,0 31 4 161,9 4 006.7 53 3 900,7 30
40 - "Свое дело-Лизинг"   3 917,2 2 669,6 33 3 252,1 - 62 2 528,1 42
41 45 "СОЛЛЕРС-ФИНАНС"   3 775,6 2 482,8 37 3 352,3 2 856.8 61 2 324,5 45
42 28 Балтинвест A (III) 3 699,0 2 385,6 38 5 765,7 5 589.9 40 2 805,1 39
43 - "ГФТ-Инжиниринг"   3 531,2 2 217,3 39 3 513,0 - 60 900,4 78
44 48 "Нефтегазмашлизинг"   3 455,0 2 487,0 36 5 054,0 3 549.5 46 2 213,0 47
45 60 "Санкт-Петербургская лизинговая компания"   3 410,3 2 180,0 40 4 311,4 2 869.0 50 1 313,0 59
46 51 ЯрКамп Лизинг   3 293,7 1 474,3 53 4 798,9 4 286.9 47 2 033,5 52
47 - "ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЛИЗИНГ"   3 150,9 2 121,8 41 5 454,1 - 42 419,4 103
48 53 "РМБ-Лизинг"   3 065,1 1 768,6 48 3 775,1 3 471.0 57 2 349,4 44
49 55 "ЧелИндЛизинг"   2 975,1 1 961,3 44 3 843,9 3 225.5 56 1 839,6 54
50 52 "Лизинговая компания "Дельта" A+ (III) 2 941,9 2 020,1 43 3 160,7 2 440.2 63 2 286,7 46
51 50 "Приволжская лизинговая компания" A (II) 2 851,4 2 046,2 42 5 063,8 4 305.1 45 2 098,4 49
52 46 "Металлинвеслизинг"   2 777,2 1 714,4 49 6 413,3 6 178.8 36 3 839,1 31
53 49 "ЭКСПО-лизинг" A (I) 2 748,0 1 816,0 46 4 100,3 4 144.8 54 2 803,8 40
54 68 Ивеко Капитал Руссия   2 683,8 1 786,3 47 3 578,8 3 075.3 59 2 079,3 50
55 37 "Ютэйр-Лизинг"   2 534,7 1 938,4 45 5 686,9 4 168.0 41 2 718,0 41
56 69 "Эксперт-Лизинг" (Челябинск)   2 497,1 1 702,1 51 2 440,8 1 511.1 69 1 249,6 65
57 - "Росдорлизинг"   2 381,3 н.д. - 4 569,1 - 49 - 134
58 57 "ИКБ Лизинг" A+ (II) 2 291,0 1 711,0 50 3 773,0 3 465.5 58 1 683,0 55
59 38 "МСП Лизинг" A+ (I) 2 269,8 1 353,0 57 5 351,0 5 692.6 44 1 085,1 71
60 77 "Гознак-лизинг" A (III) 2 158,0 1 456,0 56 2 878,4 3 201.3 66 483,0 96
61 62 "ТРАНСЛИЗИНГ"   2 100,4 1 593,2 52 6 403,3 6 403.3 37 1 671,1 57
62 82 "Банк Интеза" и "Интеза Лизинг"   1 927,0 1 470,0 54 2 245,0 2 261.0 71 1 258,0 64
63 56 "ВСП-Лизинг"   1 883,0 942,0 66 2 917,0 4 713.0 65 1 270,0 62
64 67 "Петербургская Лизинговая Компания" B++ 1 842,0 1 459,0 55 2 439,5 2 490.4 70 1 493,5 58
65 59 "ДЭНМАР-ЛИЗИНГ" B+ 1 828,6 1 196,0 59 3 132,4 2 379.2 64 1 079,7 72
66 71 "Петролизинг-Менеджмент" A (II) 1 712,3 1 150,2 60 7 601,2 8 356.8 34 2 052,2 51
67 78 "Опцион-ТМ"   1 673,6 1 134,4 61 1 964,5 1 717.1 73 1 010,8 75
68 31 "Лизинком"   1 669,9 1 063,3 64 5 449,4 6 482.4 43 2 411,4 43
69 72 «Национальная Лизинговая Компания»   1 569,7 1 066,2 63 1 171,4 1 224.0 88 1 070,2 73
70 70 "ЭкономЛизинг" A (III) 1 543,4 970,4 65 1 666,0 1 496.5 75 1 189,4 68
71 64 "Лизинг-Трейд"   1 534,0 1 248,0 58 2 064,0 2 457.1 72 1 923,4 53
72 - "Восток-Лизинг"   1 533,6 1 092,2 62 1 105,4 - 89 951,9 76
73 65 "ЛИКОНС"   1 517,1 938,2 67 1 597,8 1 605.9 77 1 120,6 69
74 92 "ОФК-Лизинг" A (III) 1 350,0 823,0 69 1 210,0 716.8 85 559,0 90
75 61 "Объединенная лизинговая компания" A+ (III) 1 314,6 890,7 68 2 769,1 2 661.9 68 1 037,8 74
76 79 "БЭЛТИ-ГРАНД"   1 234,5 775,8 71 1 418,3 1 346.3 80 823,3 81
77 75 "Столичный Лизинг"   1 214,3 821,3 70 1 174,5 1 371.0 86 1 267,9 63
78 84 "ТаймЛизинг"   1 095,8 755,7 72 1 580,0 1 445.0 78 719,6 82
79 88 "Уралпромлизинг" (ГК)   1 061,2 694,0 74 1 297,5 1 178.8 82 857,4 79
80 135 "КОНТРОЛ лизинг" A (III) 1 039,2 719,4 73 744,2 54,4 108 144,6 125
81 - "Горлизинг"   999,0 663,0 75 745,0 - 107 456,0 100
82 - "Тройка Лизинг"   959,0 597,0 79 865,6 - 102 269,1 116
83 93 "БелФин" B++ 935,1 629,5 76 1 104,6 1 090.3 90 617,1 86
84 - "Солид-Лизинг"   917,0 604,0 78 812,5 - 106 531,7 92
85 81 Югорская лизинговая компания   912,3 497,1 88 1 085,6 1 196.4 91 830,5 80
86 - "Лизинг-М"   896,5 587,3 81 1 417,1 - 81 1 097,4 70
87 - Перволизинг (ГК)   890,4 409,7 95 904,2 - 100 285,1 114
88 - "ПК-Финанс"   887,8 592,0 80 1 615,2 - 76 520,0 93
89 83 "ЛИЗФАЙНЭНС"   873,8 545,5 85 1 774,9 2 277.6 74 1 273,5 60
90 87 «Межрегиональная инвестиционная компания» A (III) 872,9 587,3 82 923,2 994.7 98 646,4 85
91 101 "РЭБ Лизинг"   869,3 550,0 84 1 057,5 679.2 92 491,4 95
92 110 РЛизинг B++ 860,9 495,6 90 903,3 534.0 101 396,0 107
93 89 "Лизинг Стандарт" (ГК)** A (II) 849,1 540,4 86 1 173,1 1 557.9 87 663,8 83
94 66 "ШРЕИ ЛИЗИНГ"   841,0 623,0 77 1 038,0 - 95 1 272,0 61
95 104 "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" A+ (III) 815,5 496,9 89 1 038,3 1 219.7 94 470,6 98
96 - "Технология-Лизинг Финанс"   793,0 506,0 87 845,0 - 103 320,0 111
97 85 "ЛК "ЛИАКОН"   789,6 489,6 91 983,0 1 468.8 96 1 223,5 66
98 94 Лизинговая Компания "Версус"   747,4 475,5 92 918,3 885.6 99 561,6 89
99 - "Роделен"   703,8 574,6 83 1 054,5 - 93 418,0 104
100 95 "Лентранслизинг"   625,4 373,0 98 813,1 806.8 105 472,4 97
101 96 «Первая Лизинговая Компания» (Тверь)   616,0 412,0 93 981,0 958.0 97 611,0 87
102 107 "Центр-Транс"   615,5 397,4 96 546,1 299.0 118 345,9 109
103 90 "Ладья"   608,0 369,7 99 1 272,5 1 180.7 83 542,4 91
104 117 "ПЕТЕРБУРГСНАБ"   597,0 411,9 94 724,5 570.9 110 366,2 108
105 106 "Владимирская лизинговая компания"   577,0 358,6 101 616,1 469.8 112 428,2 102
106 - "ПТК-лизинг"   518,8 314,9 104 565,3 - 116 201,3 117
107 76 "Абсолют Лизинг" (ГК)   515,9 386,1 97 1 540,2 2 170.7 79 1 211,6 67
108 127 "Ресурс-Лизинг" (Тюмень)   509,0 331,7 102 598,9 232.6 114 118,4 128
109 99 АС ФИНАНС (ГК)   496,0 362,0 100 741,0 750.2 109 465,0 99
110 - "Энерголизинг"   474,0 303,0 105 555,0 - 117 199,0 118
111 116 "МСБ-Лизинг"   427,0 292,0 106 435,0 378.0 123 279,0 115
112 111 "АСПЕКТ"   402,2 264,7 108 707,8 650.9 111 300,9 112
113 100 "Техноспецсталь-Лизинг"   390,8 255,0 110 506,9 602.0 119 396,7 106
114 105 "Банк "Вологжанин" *** A (III) 384,6 325,9 103 609,2 633.1 113 413,4 105
115 115 "Аквилон-Лизинг" A (III) 384,4 247,3 111 435,6 452.7 122 294,0 113
116 125 Челябинский филиал АО "Халык-Лизинг"   370,1 258,0 109 367,9 228.0 125 184,6 120
117 - "Лизинг-Медицина"   348,0 276,0 107 321,0 - 127 187,0 119
118 63 "Ак Барс Лизинг"   329,7 221,2 112 2 785,5 3 644.7 67 653,3 84
119 103 "Экспресс-Волга-Лизинг" B++ 327,4 211,9 114 461,4 647.6 120 432,7 101
120 113 "Строительно-дорожные машины трейдинг"   313,9 216,8 113 315,6 415.1 128 502,3 94
121 86 "Яков Семенов" (ГК)   302,2 192,7 115 1 254,3 1 940.4 84 930,1 77
122 - "НПБ-Лизинг"   262,0 159,0 117 590,0 - 115 169,0 121
123 121 РЕГИОН   252,4 165,6 116 817,5 1 302.7 104 581,6 88
124 - "Межрегиональная лизинговая компания"   234,1 146,6 118 333,8 - 126 145,4 124
125 127 "РесурсЛизинг" (Москва)   210,3 132,9 119 269,1 232.6 129 134,6 126
126 - "Мэйджор Лизинг"   184,6 84,9 125 403,0 - 124 339,3 110
127 131 "Русский Лизинговый Центр"   182,0 118,0 121 149,0 126.8 135 98,0 129
128 130 "Независимая Лизинговая Компания"   177,6 120,9 120 165,1 130.0 134 78,1 130
129 123 "ЛК Пруссия" (ГК)   166,1 112,2 122 189,6 196.1 133 152,5 123
130 124 "Центр-Лизинг" (Липецк)   130,0 86,3 124 216,8 260.7 132 155,3 122
131 114 "Проминвест" (ГК)   119,9 90,6 123 436,4 1 090.3 121 11 157,5 14
132 129 "ЭкспертЛизинг" (Пенза)   118,9 83,2 126 234,7 178.4 131 120,9 127
133 126 "Пензенская лизинговая компания"   94,6 70,6 127 245,7 207.5 130 30 577,0 5
134 134 "Анлагелизинг"   73,2 45,0 128 62,1 55.5 137 44,9 132
135 133 "Технолизинг"   66,2 43,1 129 107,4 135.5 136 73,0 131
136 12 "БИЗНЕС-АЛЬЯНС" (ГК)   48,0 33,7 130 27 917,2 32 841.8 15 4 784,6 28
137 - "ЛизПлан РУС"   41,0 33,6 131 38,6 - 138 2,4 133
138 20 "Ильюшин Финанс Ко."   - - 132 29 585,1 46 189.4 12 3 772,1 32

* - в скобках - подуровень рейтинга
** - рейтинг «А» присвоен «Межотраслевой лизинговой компании».
*** - кредитный рейтинг банка

Доминирующие позиции государственных компаний в сегментах, затрагивающих транспортную систему страны, являются одной из особенностей современного российского рынка лизинга. Однако в общем объеме новых сделок доля госкомпаний продолжает снижаться (42,4% за 2013г., 47,2% - 2012г., 52% - 2011г.).

 

Сегментом-лидером по-прежнему остается ж/д техника - 34,6% от объема новых сделок в 2013 году (график 4). Лизинг грузовых авто показал высокие темпы прироста в прошедшем году (15,1%) и сохранил второе место. Рекордный объем авиасделок в 2013 году увеличил долю сегмента на рынке с 8,7% до 14,9%. Небольшой рост в сегменте строительной техники был, пожалуй, последним рывком в подготовке к Олимпиаде в Сочи.

 

Меж двух огней

Развитие рынка лизинга в текущем году будет определяться тем, как лизингодатели смогут решить проблемы роста стоимости фондирования и снижения платежеспособности клиентов.

Ввиду  происходящих событий в банковском секторе (отзывы лицензий, перебои в работе платежных систем по экономическим и политическим причинам) будет актуальна проблема доступа к фондированию, обострившаяся еще в 2013 году. Банковские кредиты по-прежнему преобладают в структуре источников финансирования деятельности лизинговых компаний, в 2013 году их доля составляла 66,4% (график 5). На текущий момент с проблемами в фондировании уже столкнулись региональные лизинговые компании: по их отзывам круг банков, предоставляющих кредиты, сократился. Поэтому неудивительно, что ряд компаний из регионов в 2014 году надеется не на рост, а хотя бы на сохранение имеющегося объема портфеля.

 

Вместе с тем, сокращение объемов кредитования может изменить предпочтения заемщиков банков в пользу лизинга, что увеличит число потенциальных лизингополучателей. В этом случае в выигрыше окажутся лизингодатели, имеющие свободный доступ к финансированию, в частности за счет поддержки мощного собственника.

В условиях замедления экономики и сокращения ликвидности перед лизингодателями будет остро стоять вопрос сотрудничества с дилерами и производителями имущества, которые являются для них одним из крупных каналов продаж. В то же время вендоры на фоне текущей экономической ситуации будут предпочитать работать с ограниченным количеством компаний, являющихся наиболее надежными и готовыми сотрудничать по программам с более жесткими условиями. «У поставщика физически не может быть больше пяти-восьми лизинговых компаний-партнеров. Если их больше - увеличиваются организационные издержки, больше объем сопутствующих договоров. Задача этих пяти-восьми компаний – сделать так, чтобы поставщику не нужно было больше ни к кому обращаться», - говорит Олег Литовкин, генеральный директор «Лизинговой компании УРАЛСИБ».

Стагнация в российской экономике будет негативно сказываться на платежной дисциплине лизингополучателей в 2014 году, что может привести к росту просроченной задолженности. Так, лизингодатели уже отмечают рост просрочки в 4кв. 2013г., причиной которой клиенты компаний нередко называют задержки оплаты от бюджетных организаций по выполненным договорам.

Кроме того, снизились возможности лизинговых компаний по своевременному выявлению ухудшения финансового состояния  клиента - отмена ежеквартальной подачи отчетности в налоговые органы снижает ее регулярность и уровень достоверности. Недобросовестные клиенты могут воспользоваться этим, что также отразится на росте дефолтности портфеля. Особенно это важно, если предмет лизинга имеет невысокую ликвидность.

По оценкам «Эксперт РА», средний уровень просроченной задолженности в лизинге за 2013 год в сегменте небольших сделок составил около 3-4%, в сегменте крупных сделок – около 1-1,5%. Риск ухудшения платежной дисциплины лизингополучателей в 2014 году подтверждается результатами опроса участников рынка: три четверти респондентов ждут роста просрочки по договорам в рублях (см. график 6). По валютным договорам негативных ожиданий гораздо меньше  – после кризиса 2008 года многие лизингодатели снизили долю валютных сделок в своих портфелях. Стоит заметить, что в феврале-марте текущего года часть клиентов, опасаясь девальвации, нарастила покупки активов за счет собственных средств. Поэтому спрос на лизинговое имущество в текущих условиях высокой волатильности валютного курса будет неравномерным.

 

Очевидно, что конкуренция на стагнирующем рынке будет расти, и лизингодатели для сохранения объемов контрактов вынуждены будут смягчать требования к лизингополучателям. Либерализация требований, снижение платежеспособности клиентов и значительный временной разрыв между датами подготовки финансовой отчетности в совокупности будут способствовать ухудшению качества общего портфеля по рынку и росту числа судебных исков к клиентам. При этом на сегодняшний день лизингодатели зачастую не могут эффективно защитить свои интересы ввиду совершенно разной практики судебных решений по лизинговым спорам, нередко складывающейся не в пользу лизингодателей.

Сочетание факторов роста конкуренции, удорожания фондирования, снижения платежеспособности клиентов и реализации юридических рисков может вынудить отдельные компании уйти с рынка еще до конца 2014 года за счет либо закрытия бизнеса, либо продажи активов конкурентам. Поскольку возможности органического роста в 2014 году будут ограничены, компании, нацеленные на быстрый рост, повысят активность в сфере покупки портфелей.

Без явного драйвера

С учетом замедления роста ВВП страны (с 3,4% в 2012г. до 1,3% в 2013г., согласно данным Росстата) и ожиданий рецессии в экономике в текущем году, наращивание объема нового бизнеса в лизинге в 2014 году маловероятно. «Макроэкономическая конъюнктура вносит свои коррективы в развитие лизинговой отрасли, и существенного роста рынка в 2014 году не ожидается. В лучшем случае прогнозируется увеличение не более чем на 3-5%. В условиях замедления темпов роста российской экономики, лизинг  представляется более эффективным способом финансирования в сравнении с традиционным  кредитованием, поэтому очевидно, что такой вид финансирования будет накапливать потенциал в качестве выгодного и надежного инструмента модернизации основных фондов  предприятий. При этом выгодного как для коммерческих, так и государственных организаций», - говорит Дмитрий Ерошок, генеральный директор «Сбербанк Лизинг».

 

Поддерживать рынок в 2014 году будут грузовой и легковой транспорт. Важным фактором здесь является ликвидность имущества, к тому же часть государственных программ, направленных на развитие грузоперевозок, дает дополнительные стимулы для роста сегмента лизинга грузового автотранспорта. Кроме того, некоторые лизинговые компании рассчитывают на то, что клиенты начнут обновлять транспорт, приобретенный в 2010-2011гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3-5 лет).

 

Таблица 3. Определяющее влияние на рынок лизинга в 2014 году будут оказывать ж\д и авиализинг

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Динамика сегмента 2013 г. Прогноз прироста на 2014г. (пессим/оптим. прогноз), % Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п.
Железно-дорожная техника Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление №41 от 20.01.2014). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов посредством лизинга для ОАО «РЖД» Возможное продление срока службы вагонов, сокращение ж/д перевозок, насыщение рынка вагонов, -17,6% -14% / 0% -5,6 0,0
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление №1212 и пр.), замена и модернизация авиапарка Конкуренция со стороны иностранных лизинговых компаний (нерезидентов) 68,6% -30% / -10% -5,1 -1,7
Легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, перераспределению потребительских предпочтений от банковского кредита в сторону финансового лизинга снижение объемов перевозок, падение объема продаж автомобилей 13,5% -5% / 12% -0,7 1,4
Грузовые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, перераспределению потребительских предпочтений от банковского кредита в сторону финансового лизинга снижение объемов перевозок, падение объема продаж автомобилей 33,0% -6% /10% -1 1,7
Строительная техника Реализация утвержденных проектов строительства федеральных автодорог Высвобождение и выход на локальные рынки строительной техники, ранее задействованной в масштабных госпроектах, снижение объемов жилищного строительства 79,5% -20% / -11% -1,8 -1,0
Прочие сегменты   Сокращение инвестпрограмм, сокращение объема роста экономики -60,1% -15% /-7% -0,8 -0,4
Итого прирост по рынку -15 0

Источник: «Эксперт РА»

По прогнозам «Эксперт РА», оптимистичный сценарий развития рынка лизинга возможен при росте реального ВВП (в пределах 1-2%), стабильном курсе рубля (на уровне 35-36 руб. за доллар) и неухудшении ситуации с ликвидностью в банковском секторе. В этом случае мы ожидаем слабое сокращение авиасегмента, сохранение позиций сегмента ж/д-техники и умеренный рост автолизинга (см. таблицу 3). При таком сценарии прирост объема новых сделок будет близок к нулю. Но, ввиду общей динамики промышленного производства (сокращение в январе составило 0,2%, слабый рост в феврале - менее 1%) и оттока капитала (согласно прогнозу Министерства экономического развития, отток за первые три месяца 2014 года составит около 65-70 млрд долл.), наиболее вероятен пессимистичный сценарий.

Активные меры ЦБ РФ по борьбе с инфляцией могут негативно сказаться на объемах банковского кредитования реального сектора экономики. В марте текущего года ключевая ставка Банка России уже была повышена (с 5,5% до 7%). А в случае дальнейшего роста потребительских цен повышение банковских ставок на 1-1,5% не заставит себя долго ждать. В пользу пессимистичного сценария развития рынка говорит также и рост политических рисков, хотя пока невозможно оценить, насколько сильно санкции ЕС и США (если они будут введены) отразятся на отдельных отраслях экономики России. Согласно пессимистичному  прогнозу Агентства, если рост реального ВВП будет нулевым либо даже слабо отрицательным (-0,5%), а также будет сильный отток капитала (более 90 млрд долл.) и дальнейшее ослабление курса рубля (до 37-39 руб. за доллар), мы увидим падение объема сделок с авиатехникой (примерно на 30%) и подвижным составом, будет отсутствовать рост и в других сегментах. При реализации данного сценария сокращение лизингового рынка может составить до 15%, а объем нового бизнеса не превысит 1,1 трлн руб.

 

1 Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и дорожно-строительную технику (вкл. строительную спецтехнику на колесах), сельскохозяйственную технику и скот.