en


Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

«Розничный» плюс

Руслан Коршунов

Прирост «розничных» сделок (около 44% за 9 месяцев 2014г.) не удержал рынок лизинг от падения – объем нового бизнеса снизился на 10%. Сокращение рынка продолжится и в 2015 году вследствие удорожания кредитов и роста проблемных активов.

По итогам 3 квартала 2014 года рынок лизинга продолжил сжиматься. Реализация отложенного спроса на обновление основных фондов (из-за неопределенности введения новых санкций) не произошла из-за ухудшения макроэкономической ситуации в стране. В результате, по оценкам «Эксперт РА», новый бизнес (стоимость имущества) за 9 месяцев текущего года составил около 522 млрд руб. (сокращение по отношению к 3 кварталам 2013г. - около 10%), а сумма новых лизинговых договоров – 754 млрд руб. (сокращение почти на 20%). Объем нового бизнеса за январь-сентябрь 2014г. показал отрицательные темпы прироста, чего не наблюдалось за первые 9 месяцев на протяжении последних трех лет (см. график 1).

 

Главная тенденция рынка лизинга первого полугодия – наращивание «розничных» сделок – продолжилась (прирост нового бизнеса к 9 месяцам 2013г. составил около 44%), этому поспособствовало сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите. Доля МСБ в структуре нового бизнеса за январь-сентябрь текущего года выросла до 53% (годом ранее около 33%), доля крупного бизнеса снизилась до 45% (66% годом ранее), на госучреждения теперь приходится 1,3% (+0,2 п.п.), а на физические лица (без ИП) - 0,5% (+0,4 п.п.). Индекс «розничности» подтверждает изменения в структуре рынка: по сравнению с 9 месяцами 2013г. он вырос на 9,5 п.п. (см. таблицу 1).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 9 мес. 2011 2011 9 мес. 2012 2012 9 мес. 2013 2013 9 мес. 2014 2014
(прогноз оптим./пессим.)
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 543 741 555 770 583 783 522 734/630
Темпы прироста (период к периоду), % 130,8 64,6 2,2 3,9 5,0 1,7 -10,4 -
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 920 1 300 965 1 320 940 1 300 754 1 050 / 900
Темпы прироста (период к периоду), % 119,0 79,3 4,9 1,5 -2,6 -1,5 -19,8 -
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 68 66 65 63 67 65 61 -
Индекс «розничности» 1, % 22 23 26 28 32 35 44,5 -
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 360 540 380 560 520 650 550 690
Объем профинансированных средств, млрд рублей 509 737 434 640 460 780 505 800/680
Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд рублей 1 600 1 860 2 350 2 530 2 650 2 900 2 950 3 200 / 3 050
Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата) - 55 798,7 - 62 356,9 - 66 689,1 - 73 993*
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % - 1,3 - 1,2 - 1,1 - 1

1 Индекс «розничности» рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.

* ФЗ N 216-ФЗ от 03.12.2012 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Источник: «Эксперт РА» (RAEX), по результатам анкетирования ЛК

Ориентир на автолизинг

Лидером рынка за 9 месяцев 2014г. вновь стал ВЭБ-лизинг (см. таблицу 2), объем нового бизнеса которого составил 85,7 млрд руб. (+8,7% к аналогичному периоду 2013г.). Второе место занял ВТБ Лизинг, поднявшись на одну позицию и продемонстрировав самые высокие темпы прироста среди компаний ТОП-10 (+67,5%). Третью позицию занимает компания Европлан, специализирующаяся на автолизинге. В совокупности на тройку лидеров за 3 квартала 2014г. приходится около 38% всего объема нового бизнеса (годом ранее – 32%).

За 9 месяцев 2014г. лидеры показали разнонаправленные тенденции. В результате если концентрация на крупнейшем игроке рынка возросла (доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 16,4%, тогда как за 9 месяцев 2013г. – 13,5%, а за 2012г. – 24%), то концентрация на топ-10 компаний наоборот снизилась (на них пришлось около 61% новых сделок против 54,3% за январь-сентябрь 2013г.).

 

Доля железнодорожной техники в сумме новых договоров значительно снизилась: с 37% за 9 месяцев 2013г. до 23,6% за 9 месяцев 2014г. Продемонстрировал отрицательную динамику и драйвер 2013 года - авиализинг (доля его снизилась с 15,8% до 10,1%). Рост прочих сегментов (отличных от ж/д-и авиатехники) суммарно составил около 13%. Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за январь-сентябрь 2013г. она достигала 21,8%, то за аналогичный период 2014г. – уже 32,3% (см. таблицу 3).

Таблица 3. ТОП-10 сегментов рынка лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2014, % Доля в сумме новых договоров за 9 мес. 2014, % Доля в сумме новых договоров за 9 мес. 2013, % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента по сумме новых договоров за 9 мес. 2014, % Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2014, %
Железнодорожная техника 25,4 23,6 37,0 -48,9 46,7
Грузовой автотранспорт* 16,5 17,3 12,3 12,8 7,3
Легковые автомобили 15,2 15,0 9,5 27,0 5,5
Авиационный транспорт 12,3 10,1 15,8 -48,5 17,4
Строительная и дорожно-строительная техника 11,0 11,0 7,6 15,9 4,6
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 2,7 3,1 2,8 -12,5 2,4
Сельскохозяйственная техника и скот** 2,7 2,9 3,1 -26,2 2,4
Недвижимость (здания и сооружения) 1,7 2,1 0,6 174,7 2,1
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 1,6 1,8 1,7 -14,2 2,3
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,1 1,0 0,8 3,1 0,4
Суда (морские и речные) 1,1 1,4 0,8 39,8 2,1
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 1,0 1,2 0,3 246,5 0,3
Оборудование для ЖКХ 0,8 0,9 0,4 71,8 0,5
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов 0,7 0,7 0,7 -16,8 0,5
Полиграфическое оборудование 0,4 0,4 0,2 70,1 0,2
Энергетическое оборудование 0,3 1,2 0,5 91,6 1,3
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,04 0,9 0,1 1395,4 0,30
Прочее оборудование 5,3 5,5 5,9 -25,8 3,8

* Без учета компаний Скания Лизинг и ВФС Восток.

** При оценке доли сегмента экспертно учтена и компания Росагролизинг.

Источник: «Эксперт РА» (RAEX), по результатам анкетирования ЛК

Жертвуя маржой

Главными вызовами для лизинговых компаний в 2014 году, как и прогнозировалось «Экспертом РА» годом ранее, стали удорожание кредитных ресурсов и снижение уровня платежеспособности клиентов.

Снижение ликвидности в банковском секторе, а также сокращение доступа к западным долговым рынкам, негативно сказались на стоимости пассивов для лизинговых компаний (см. график 3). Последние, столкнувшись с удорожанием и сокращением объемов фондирования, все чаще отказывают клиентам в финансировании долгосрочных проектов. В условиях нестабильности курса рубля и роста ставок по заемным средствам лизингодатели отдают предпочтение сделкам с короткими сроками и небольшими объемами финансирования, спрос на которые обеспечивают представители малого и среднего бизнеса. Из-за сворачивания крупных сделок и значительного удорожания длинных кредитов, наращивание сделок с МСБ, по оценке «Эксперта РА», продолжится и в 4 квартале 2014 года. Однако рост сделок с МСБ, по нашим прогнозам, не сможет изменить динамику рынка и не удержит его от дальнейшего сокращения. Кроме того, в случае рецессии экономики представители малого и среднего бизнеса будут испытывать серьезные проблемы с уплатой лизинговых платежей, что может привести к росту уровня проблемной задолженности на рынке.

 

Несмотря на повышение ставок по кредитам и рост объема просроченных платежей, около 60% компаний, участвовавших в исследовании, не ужесточили условия и не повышали ставки по лизинговым договорам в июле-сентябре текущего года. Как правило, к ним относятся лизингодатели, не испытывающие серьезных проблем с ликвидностью (госкомпании и дочерние компании банков). Компании с высоким уровнем маржи (см. график 4), частью которой они могут пожертвовать ради удержания старых и привлечения новых клиентов, также не пересматривали условия договоров.

По оценкам «Эксперт РА», наибольшую маржу имеют лизингодатели, у которых основная часть портфеля приходится на строительную технику, легковой и грузовой автотранспорт (максимальная маржа от 10% до 15%). Компании, предоставляющие в лизинг железнодорожную технику, продемонстрировали наименьшую маржу (минимальная маржа около 1,5%). Причина - невысокие тарифы на отдельные виды вагонов в условиях их профицита, а также преобладание в сегменте сделок между крупными лизингодателями и лизингополучателями. Между тем, несмотря на риски снижения рентабельности бизнеса, большинство лизинговых компаний не планирует сокращать издержки в ближайшей перспективе, ссылаясь на проведение оптимизации расходов после кризиса 2008-го года.

График 4. Средняя маржа в разрезе собственников лизингодателей



Источник: «Эксперт РА» (RAEX), по результатам анкетирования ЛК

В поисках фондирования

Сокращение банковского кредитования в финансировании крупных лизинговых проектов в связи с ограничением доступа госбанков к западным рынкам капитала, подтолкнуло лизингодателей к поиску альтернативных источников средств.

Крупные лизинговые компании присматриваются к банкам Азиатско-Тихоокеанского региона или Ближнего Востока. «ГТЛК уже вышла на азиатский рынок, и мы планируем активизировать свою работу в этом направлении. В октябре ГТЛК и Промышленный и коммерческий банк Китая заключили соглашение о финансировании приобретения трех новых Вoeing 777-300ER для «Аэрофлота». Также мы с интересом смотрим и на арабский рынок капитала», - говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК.

Небольшие «розничные» компании, компенсируя недостаток средств, все активнее участвуют в региональных программах по поддержке малого и среднего бизнеса и планируют в 2015 году расширять сотрудничество с МСП Банком. Все больше в финансировании сделок лизингодатели (без госучастия в структуре собственности) используют собственные средства (+7 п.п. по сравнению с 9 месяцами 2013г.).

Такой источник как облигации (в т.ч. обеспеченные) при текущей конъюнктуре долгового рынка выглядит непривлекательным. Однако, стоит отметить, что облигациями активно пользовался лидер рынка - ВЭБ-лизинг (за 9 месяцев компания привлекла около 24 млрд руб.). Если сравнивать структуру фондирования сделок в целом по рынку и без учета госкомпаний, то можно увидеть, что доля облигаций с учетом госкомпаний составила 13,3%, а без них 4,3%, что примерно соответствует прошлому году. Тем не менее, для выхода на долговой рынок большего количества лизинговых компаний, экономика России должна преодолеть стагнацию.

 

Укротить кредитный риск

При отсутствии проблем в банковском секторе лизингодатель при нехватке ликвидности, связанной с ростом просроченных платежей, может привлечь банковские кредиты. В текущих условиях, когда объемы фондирования сократились и стали дороже, невысокое качество лизингового портфеля может серьезно угрожать финансовой устойчивости лизинговой компании.    

Согласно данным анкетирования средняя доля проблемной задолженности по рынку составила не менее 10% на 01.10.2014, против 3,5% на 01.10.2013. Лизингополучателями, для которых характерен наибольший рост просроченной задолженности, в 2014 году выступают компании, основная деятельность которых - строительство и грузоперевозки. У первых проблемы связаны с завершением строительства крупных инфраструктурных объектов, а у вторых как со снижением объема грузоперевозок, так и с ответными санкциями России. «Одним из наиболее проблемных сегментов сегодня стали логистические перевозки. В связи с санкциями и ответными мерами российского Правительства большинство логистов столкнусь с рядом сложностей, - отмечает Владимир Добровольский. - Компании, которые занимались перевозкой польских яблок или мороженого мяса из Евросоюза, сейчас пытаются переориентироваться на азиатский рынок».

При сегодняшнем состоянии экономики недочеты в системах риск-менеджмента могут стать фатальными для лизинговых компаний в ближайшие годы. Для снижения кредитного риска актуальным становится вопрос обеспеченности сделки: получение дополнительных поручительств (например, собственников лизингополучателя), качество залога и его страхование. Надежным обеспечением для сделок также является недвижимость: из-за государственной регистрации сделок затруднен незаконный вывод такого обеспечения.

В случае дальнейшего нарастания проблемных активов худшим результатом может стать уход отдельных компаний с лизингового рынка либо продажа портфелей. Ряд лизингодателей, обладающих значительными объемами финансовой поддержки, уже присматриваются к портфелям других участников рынка. Наибольшей популярностью будут пользоваться портфели с высокой долей ликвидного имущества (в первую очередь автотранспорт), а также с оборудованием от надежных и крупных поставщиков, что сможет заложить основу партнерским отношениям для наращивания портфеля в будущем. Поэтому в лизинговой отрасли возможна консолидация активов в рамках отдельных сегментов оборудования уже в 2015 году.

Далеко не уедем

Согласно негативному прогнозу «Эксперт РА» на 2014г., новый бизнес не превысит 630 млрд руб.. Пессимистичный прогноз предполагает, что ключевой сегмент рынка – ж/д техника -  сократится на 35% по отношению к 2013г. По мнению Агентства, в четвертом квартале не произойдет значительного обновления парка вагонов, т.к. это невыгодно операторам в условиях снижения перевозок. В связи с ожиданиями рецессии в экономике страны и серьезным ослаблением курса национальной валюты «Эксперт РА» считает данный прогноз базовым.

Позитивный сценарий подразумевает сокращение нового бизнеса на 5%, при этом его объем составит не более 750 млрд руб. В этом случае предполагается рост автолизинга на 15% и сокращение ж/д сегмента на 20%.

Таблица 4. В 2014 году новый бизнес может сократиться на 20%

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Прогноз прироста на 2014 год (негатив./позитив. прогноз), % Прирост в абсолютном выражении, млрд рублей (негатив./позитив. прогноз) Влияние на общий прирост нового бизнеса (негатив. прогноз), п. п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (позитив. прогноз), п. п.
Железнодорожная техника Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление № 41 от 20.01.2014). Вступление в силу технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов посредством лизинга для ОАО «РЖД». Сокращение ж/д перевозок, насыщение рынка, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен на сырьевую продукцию -35 / -20 -94,9 / -54,2 - 12,5 -5,6
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление № 1212 и пр.), возможная замена и модернизация авиапарка Замораживание/прекращение сделок с иностранными авиахолдингами из-за введенных санкций (например, «Добролет») -15 / -10 -17,5 / -11,7 - 2,3 -1,2
Грузовые и легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, обновление автопарков за счет скидок по утилизации и Тrade-In Снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей -5 / 15 -9,7 / 29,2 - 1,3 3,0
Прочие сегменты Отсутствие крупных государственных инвестпрограмм, падение потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий -15 /-6 -30,0 / -2,0 - 3,9 -1,2
Итого прирост по рынку -20,0 -5,0

Источник: «Эксперт РА» (RAEX)

При реализации негативного прогноза «Эксперт РА» на 2015 год темпы прироста нового бизнеса будут в пределах минус 10-25% (в случае дальнейшего падения доли  ж/д- и авиасегментов на 10-20% и 5-15% соответственно). Данный прогноз также подразумевает значительное снижение темпов роста автолизинга (до 5%), т.к. падение продаж автомобилей продолжится и в следующем году, несмотря на возобновление госпрограммы по утилизации старых автомобилей.

Позитивный прогноз на следующий год подразумевает снижение напряженности в банковском секторе (прекращение роста процентных ставок). На лизинговый рынок может благоприятно повлиять начало запуска крупных масштабных госпроектов (чемпионат мира по футболу 2018, газопровод «Сила Сибири», инфраструктурные объекты Крыма и пр.). При этом, несмотря на увеличение доли «розничных» сделок в структуре новых договоров, они не смогут компенсировать сокращение крупных сегментов рынка (ж/д- и авиатранспорт). В результате снижение нового бизнеса в 2015 году может составить не более 5-10%.

По оценке «Эксперт РА», точкой роста лизинговой отрасли в ближайшие 2-3 года мог бы стать лизинг импортозамещающего оборудования. Согласно анкетированию, в среднем доля импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний за 9 месяцев 2014 года составила около 55% (годом ранее около 60%), при этом в ряде отраслей его доля составляет не менее 70%. Обострение внешнеполитической ситуации и введение экономических санкций в отношении ряда стратегических отраслей России подтолкнули Правительство РФ и крупные госкомпании к разработке программ, направленных на развитие импортозамещающих производств. Однако лизинг импортозамещающего оборудования сможет оказать поддержку рынку не ранее конца 2015 года и только лишь при успешной реализации госпрограмм по развитию отечественного производства.

2 В январе – октябре 2014 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 12,7%, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!