Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Оперлизинг заявил о себе

Роман Романовский

На фоне сокращения финансового лизинга на 7%, объем оперативного вырос за 9 месяцев 2013 года вдвое. Пока оперлизинг - нишевый продукт, но через 2-3 года может стать одним из драйверов лизингового рынка.

В третьем квартале 2013 года лизинговый рынок немного отыграл падение первого полугодия. Если за январь-июнь сокращение рынка составило впечатляющие 17%, то по итогам трех кварталов оно снизилось примерно до 3%. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2013 года составил 940 млрд. руб. (таблица 1).

Динамика крупнейших сегментов рынка – ж/д транспорта и авиатехники – при этом отличалась от первых двух кварталов года: если ж/д сегмент отвоевывал утерянные позиции, то  авиасделки в третьем квартале увеличились незначительно. Тройка лидеров железнодорожного сегмента за июль-сентябрь заключила новых сделок в сумме более чем на 100 млрд. руб. В результате доля ж/д сегмента по сравнению с 1 полугодием 2013 выросла на 3 п.п. (хотя в абсолютном выражении сегмент сократился по отношению к 9 месяцам 2012 на 33%), а доля авиатехники уменьшилась также на 3 п.п. (таблица 2).

Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг» - 159 млрд руб. (таблица 3). «ТрансФин-М», вошедший в тройку лидеров в 1 полугодии 2013 г., поднялся по итогам 9 месяцев с 3-го на 2-е место. Компания в 2013 году активно наращивает масштабы бизнеса, регулярно заключая крупные сделки и поглощая других участников рынка (в частности, в сентябре 2013 приобретена занимающаяся оперативным лизингом компания «КЛК-Ч»). Значительные темпы прироста сделок продемонстрировал «Сбербанк Лизинг» (3-е место в рэнкинге), среди контрактов которого 26% занял оперативный лизинг авиатехники.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2009 г. 9 мес. 2010 г. 2010 г. 9 мес. 2011 г. 2011 г. 9 мес. 2012 г. 2012 г. 9 мес. 2013 г. 2013 г.
Объем нового бизнеса, млрд руб. 315 420 725 920 1300 965 1320 940 1390 / 1210

Темпы прироста (период к периоду), %

-56,2 127 130,2 119 79,3 4,9 1,5 -2,6 5 / -8

Концентрация новых сделок на топ-10 компаний

50% 58% 62% 68% 67% 65% 63% 67% -

Индекс розничности*,%

25% 28% 24% 22% 23% 26% 28% 32% -
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 320 228 350 360 540 380 560 520 690
Объем профинансированных средств, млрд руб. 154 258 450 509 737 434 640 460 680
Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд руб. 960 1040 1180 1600 1860 2350 2530 2650 3230/ 3050

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

*- Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.

 

 

Таблица 2. Сделки в крупнейших сегментах перераспределились от ж/д техники к авиатранспорту

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе за 9М2013, % Доля в новом бизнесе за 9М2012, % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2013, %
Железнодорожная техника 37,0% 54,0% -33,2% 50,72%
Авиационный транспорт 15,8% 3,0% 412,8% 15,14%
Грузовой автотранспорт* 12,3% 10,3% 16,4% 6,27%
Легковые автомобили 9,5% 8,3% 12,0% 4,20%
Строительная техника 5,7% 3,5% 57,9% 3,18%
Сельскохозяйственная техника** 3,1% 0,4% 731,6% 0,40%
Оборудование для нефтедобычи 2,1% 2,3% -9,5% 2,32%
Дорожно-строительная техника 1,9% 3,0% -39,8% 1,77%
Машиностроительное оборудование 1,5% 1,4% 1,6% 1,64%
Оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) 1,3% 1,3% 1,8% 1,00%
Автобусы и микроавтобусы 1,2% 1,4% -13,8% 0,97%
Прочие сегменты (менее 1% каждый) 8,6% 11,1% - -

* - без учета компаний Вольво и Скания
** - при оценке доли сегмента экспертно учтена и компания Росагролизинг

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

 

Оперлизинг смягчил падение

Сокращение рынка пришлось на финансовый лизинг, при этом оперативный лизинг за год увеличился вдвое - по итогам 9 месяцев 2013 года такие сделки заняли 8% рынка (график 2). Пока, однако, оперативный лизинг – это сегмент лишь нескольких игроков, сегодня в нем работают немногим более 20 компаний (таблица 4).

Важнейшими препятствиями для роста оперативного лизинга являются отсутствие развитого эффективного вторичного рынка имущества, законодательная неопределенность в отношении данного вида лизинга, низкая культура эксплуатации (более пренебрежительное отношение к «чужому» имуществу) и отсутствие налоговых  преференций участникам сделок оперативного лизинга.

«Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду, - комментирует Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг». - Не стоит также забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании».

Несмотря на указанные ограничения, во время стагнации экономики возможен рост спроса на оперативный лизинг со стороны ряда лизингополучателей, опасающихся приобретать актив в собственность и предпочитающих взять оборудование в аренду под конкретный проект.

 

Таблица 4. Топ-10 лизингодателей по объему сделок оперативного лизинга

  Компания Сумма новых сделок оперативного лизинга за 9 мес. 2013г., млн. руб. Доля оперлизинга в новом бизнесе компании за 9 мес. 2013г.
1 "ТрансФин-М" 25 122,7 25,2%
2 "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК) 24 628,4 26,7%
3 Brunswick Rail 8 738,4 100,0%
4 "КАМАЗ-ЛИЗИНГ" (ГК) 5 196,4 56,2%
5 «Транслизинг-сервис» 2 535,0 100,0%
6 «Газтехлизинг» 912,6 3,9%
7 "МСП Лизинг" 298,2 16,6%
8 ЯрКамп Лизинг ГК 276,7 12,9%
9 "ЮГРА-ЛИЗИНГ" 233,2 3,7%
10 "Сибирская лизинговая компания" 215,7 5,6%

Источник: "Эксперт РА" по данным анкетирования ЛК

 

Становимся на крыло

Рост объемов  оперативного лизинга коррелирует с ростом доли авиасегмента в целом по рынку - значимую часть лизинга самолетов составляют сделки оперативного лизинга. Суммарно на сегменты ж/д и авиа техники пришлось 86% сделок оперативного лизинга. Снижение доли ж/д техники и одновременный значительный рост авиаконтрактов в оперативном лизинге – характерная тенденция последних пяти лет (график 3). Существенная доля сделок оперативного лизинга отмечена также в сегментах ж/д техники (традиционно), автобусов и микроавтобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости.

 

 

В сегменте авиатехники на оперативный лизинг пришлась почти пятая часть сделок (график 4). На наш взгляд, стимулирующие программы государства и активный выход на рынок после 2008 года дочерних компаний госбанков, имеющих доступ к относительно недорогому фондированию, повысили привлекательность отечественного финансового рынка для российских авиакомпаний, зачастую приобретавших воздушные суда у иностранных лизингодателей. Тем не менее, сегмент оперативного лизинга самолетов в 2013 году – фактически сегмент одного игрока, весь объем сделок пришелся на компанию «Сбербанк Лизинг».  По мнению участников рынка, спрос в данном сегменте ограничен - крупных финансово устойчивых авиакомпаний не много, и большинство из них свои текущие потребности в самолетах уже удовлетворили.

В сегменте оперативного лизинга подвижного состава за 9 месяцев 2013 года активно заключали сделки 4 компании, при этом более 60% сделок пришлось на крупнейшего участника – компанию «ТрансФин-М»1. «В сегменте железнодорожного транспорта есть несколько компаний, специализирующихся на оперативном лизинге, - комментирует Олег Литовкин, генеральный директор ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ». – Но то, как они осуществляют оперативный лизинг, на весь рынок никак не влияет, потому что это закрытый сегмент рынка. Чтобы быть эффективным в оперативном лизинге, необходимо иметь 10-20 тыс. вагонов. Чтобы только войти в этот бизнес, нужно иметь 6-7-летнюю историю. При этом новичков никто не ждет, там нет открытых ниш. Поэтому очень важно разделять оперативный лизинг подвижного состава и оперативный лизинг в других сегментах».

Сегмент оперативного лизинга грузового автотранспорта, хотя и оказался самым высококонкурентным с точки зрения числа компаний, сохраняет высокую концентрацию: около 85% сделок в нем пришлось на ЛК «КАМАЗ-ЛИЗИНГ».

Доля легковых автомобилей в структуре сделок оперативного лизинга, по нашей оценке, составляет  менее 4%. Согласно данным Leaseurope, в 2012 году в Европе в краткосрочную аренду было приобретено более 550 тысяч машин. Количество приобретаемых машин в оперлизинг  на отечественном рынке можно оценить примерно в 5-8 тыс. штук (за 9 месяцев 2013 года). Доля России в общеевропейском сегменте оперативного автолизинга таким образом составляет всего около 1,5%.

«В сегменте автотранспорта большой потенциал роста спроса именно у отечественных крупных компаний, но сформированная ремонтная база и наличие автотранспортных предприятий в структуре холдингов существенно замедляют процесс перехода на оперативный лизинг, - говорит Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО ВТБ Лизинг. - Кроме того, низкое качество сервисного обслуживания, топлива, дорог и отсутствие цивилизованного рынка б/у техники приводят к увеличению рисков арендодателя, и как следствие, к повышению стоимости оперативного лизинга».

Сегмент, в котором можно ожидать быстрого развития оперативного лизинга – строительная техника, по данным анкетирования, пока не занимает даже 1% этого рынка. Потенциал развития оперативного лизинга в данном сегменте обусловлен как рядом проектов, для которых подрядчикам техника понадобится на время, так и растущими темпами жилищного строительства.

Придется подождать

В целом лизингодатели видят активное развитие рынка оперативного лизинга лишь в отдаленной перспективе. Развивать же его в собственной деятельности в ближайшие два года собираются лишь 10-15% опрошенных компаний.

По прогнозам «Эксперт РА», в ближайшие 2-3 года развитие оперлизинга будет идти медленно из-за стагнации экономики, рывки за счет крупных сделок будут перемежаться с провалами. Но новый экономический подъем может совпасть с «созреванием» ряда вторичных рынков оборудования, ростом их ликвидности. В этот момент возможны высокие темпы роста оперативного лизинга уже в розничных сегментах.  Однако чтобы  «оседлать»  эту волну, нарабатывать соответствующие компетенции компаниям нужно уже сегодня. «Судя по конъюнктуре рынка и развитию российской экономики, в ближайшие 8 - 10 лет  действительно можно ожидать роста спроса на оперативный лизинг, - считает Дмитрий Ерошок, генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг».  - Наша компания уже прилагает усилия для работы в данном сегменте – в частности, в конце августа был заключен ряд важнейших соглашений с компаниями «ГСС» и «Иркут», достигнута договоренность о создании финансовой  инфраструктуры по продвижению на отечественном и мировом рынках самолетов Sukhoi Superjet 100 с использованием механизма операционного лизинга».

Ставка на зеро

По нашим оценкам, при оптимистичном сценарии рынок лизинга (новые сделки) в текущем году может вырасти до 5%, а его объем при этом составит 1,39 трлн. руб. Оптимистичный сценарий подразумевает, что доля сделок в ж/д сегменте в 4-м квартале 2013г. составит около 30% (от годового объема сегмента), в авиасегменте – около 25%. При пессимистичном сценарии сокращение рынка может составить до 8%, а его объем - 1,21 трлн руб. Пессимистичный сценарий предполагает, что сделки в сегменте авиализинга 4 квартале составят 7-10% от годового объема, а в сегменте ж/д техники доля сделок 4-го квартала составит около 20%.

В зависимости от того, успеют ли компании провести готовящиеся новые крупные сделки до конца года, темпы прироста нового бизнеса будут находиться в диапазоне от -8% до +5%, при этом базовый прогноз– нулевые темпы прироста рынка.

Таблица 5. В 2013 году сегмент ж/д техники тормозит развитие рынка

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Динамика сегмента за 9 мес 2013 г. Прогноз прироста на 2013г. Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п.
Железнодо­рожная техника Рост спроса на лизинг со стороны перевозчи­ков, ожидавших снижения цен на вагоны Падение ставок аренды ж/д состава, сокращение ж/д перевозок -33,2% -20% / -10% -8,2 -4,0
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление 1212 и пр.), новые контракты в рамках МАКС-2013 Конкуренция со стороны иност­ранных лизинговых компаний (нерезидентов) 412,8% +40% / +75% 3,4 6,5
Легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов Негативная динамика продаж легковых автомобилей 12,0% +10% / +15% 0,8 1,3
Грузовые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов Падение объемов перевозок, промышленного производства 16,4% +15% / +20% 1,6 2,2
Строительная техника Положительные темпы прироста жилищного строительства Высвобождение и выход на рынок строитель­ной техники, ранее задействованной в масштабных госпроектах 57,9% +40% / +60% 1,8 2,7
Прочие сегменты   Сокращение инвестпрограмм, объемов промышленного производства, сокращение масштабных проектов (окончание строительства к Олимпиаде и Универсиаде) -11% -30% / -15% -7,8 -3,9
Итого прирост по рынку -8,2 5,0

Источник: «Эксперт РА»

Поскольку динамика лизингового рынка следует за динамикой инвестиций, снижение активности в этой сфере обуславливает невысокие темпы прироста рынка лизинга. По прогнозу «Эксперт РА», темпы прироста новых сделок в 2014 году могут составить минус 7-13% (пессимистичный прогноз, в случае дальнейшего сокращения ж/д сегмента на 10-15%, и сокращения авиасделок в результате эффекта «высокой базы» на 20-30%), либо 0-4% (при неуменьшении объемов  ж/д и авиасегмента и небольшом росте автотранспортных сегментов (до 15-20%) - оптимистичный прогноз).

«Основным драйвером рынка на ближайшие два года станет авиационный сегмент - растет рынок магистральных самолетов, увеличивается спрос на региональные воздушные суда, - считает Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании. - Потенциал есть и у водного транспорта, но развитие этого направления тормозит отсутствие государственной поддержки. Также мы наблюдаем повышение внимания государства к развитию газомоторного транспорта. Если власти будут усиливать поддержку сегмента, мы ожидаем заметного роста спроса на газомоторную технику».

Доля оперативного лизинга в целом по рынку в 2014 году может составить до 10%, его развитие во многом будет зависеть от того, удастся ли отечественным лизингодателям переключить на себя внимание авиакомпаний, часто приобретающих самолеты у иностранных лизингодателей.

 

 

1 Рэнкинги компаний по сегментам имущества можно найти в полной версии исследования на сайте www.raexpert.ru

Журнал «Эксперт»