en


Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

Далеко не уехали

Руслан Коршунов, «Эксперт РА» (RAEX)

Рост автолизинга не компенсировал сокращение крупных сегментов лизингового рынка. В итоге новый бизнес за 9 месяцев 2014 года сократился на 10%, а его падение за 2014 год может достигнуть 20%.

В третьем квартале 2014 года лизинговый рынок продолжил сокращаться. По оценке «Эксперта РА», новый бизнес (стоимость имущества) за 9 месяцев текущего года составил около 522 млрд рублей (сокращение по отношению к трем кварталам 2013г. - около 10%), а сумма новых лизинговых договоров – 754 млрд рублей (сокращение почти на 20%). Стоит отметить, что объем нового бизнеса за январь – сентябрь 2014 года показал отрицательные темпы прироста, чего не наблюдалось за первые 9 месяцев года на протяжении последних трех лет.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 9 мес. 2011г. 2011г. 9 мес. 2012г. 2012г. 9 мес. 2013г. 2013г. 9 мес. 2014г. 2014г.
(прогноз оптим./пессим.)
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 543 741 555 770 583 783 522 734/630
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 920 1 300 965 1 320 940 1 300 754 1 050 / 900
Доля сделок с пищевым оборудованием в новых договорах лизинга,% 0,5 0,5 0,7 0,6 0,7 0,9 0,7 -
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 360 540 380 560 520 650 550 690
Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд рублей 1 600 1 860 2 350 2 530 2 650 2 900 2 950 3 200 / 3 050

Источник: «Эксперт РА» (RAEX) по результатам анкетирования ЛК

Лидером рынка за 9 месяцев 2014 года стал ВЭБ-лизинг, объем нового бизнеса которого составил 85,7 млрд рублей (+8,7% к 9 месяцам 2013г.). Второе место занял ВТБ Лизинг, поднявшись на одну позицию и продемонстрировав самые высокие темпы прироста среди компаний топ-10 (+67,5% к 3 кварталам 2013г.). Третью позицию занимает компания Европлан, специализирующаяся на автолизинге. В совокупности на тройку лидеров приходится около 38% всего объема нового бизнеса (за январь-сентябрь 2013г. – 32%).

Таблица 2. Топ-30 российских лизингодателей по итогам 9 месяцев 2014г.

Место по новому бизнесу (стоимости имущества) Компания Рейтинг кредитоспособности "Эксперт РА" (в скобках подуровень) Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 9 мес. 2014г., млн. руб. Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга за 9 мес. 2014г., млн. руб. Текущий портфель на 01.10.2014, млн. руб. Место по портфелю на 01.10.2014
01.10.14 01.10.13
1 1 «ВЭБ-лизинг» 85 763,40 120 199,20 683 632,70 1
2 3 ВТБ Лизинг 78 136,30 101 991,30 383 462,40 2
3 - Европлан 32 384,40 н. д. 53 844,60 9
4 5 «ТрансФин-М» A+ (II) 25 587,00 54 559,80 239 976,20 4
5 2 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) A++ 23 163,10 37 864,60 251 775,80 3
6 - «РЕЙЛ1520» (ГК) A+ (III) 16 038,00 12 871,00 27 182,00 11
7 4 Газпромбанк Лизинг (ГК) A+ (I) 15 786,00 26 450,00 106 944,00 6
8 8 Балтийский лизинг (ГК) 15 534,70 23 057,30 30 894,00 10
9 9 CARCADE Лизинг A+ (I) 13 559,10 20 257,80 25 510,90 12
10 - «Сименс Финанс» 12 200,70 17 500,70 21 812,10 13
11 6 «Государственная транспортная лизинговая компания» 10 708,70 17 603,30 145 100,40 5
12 10 «Газтехлизинг» 9 517,40 15 385,50 101 778,90 7
13 12 «РЕСО-Лизинг» A+ (II) 9 474,30 14 169,10 15 842,40 16
14 14 «Элемент Лизинг» A+ (II) 8 061,80 12 145,90 13 420,60 20
15 7 Альфа-Лизинг (ГК) 6 005,60 11 499,90 75 296,40 8
16 18 «ЮниКредит Лизинг» и «Локат Лизинг Руссия» A++ 5 511,10 7 928,80 16 986,30 15
17 15 СТОУН-XXI (ГК) A (I) 5 110,40 7 480,10 9 286,30 28
18 39 «Металлоинвестлизинг» 4 757,40 6 999,40 9 517,60 27
19 17 Система Лизинг 24 4 529,40 7 422,10 10 662,90 26
20 16 Интерлизинг (ГК) 4 419,20 6 728,50 14 604,00 18
21 - «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 4 407,50 5 200,80 5 347,90 34
22 - Райффайзен-Лизинг 3 617,00 5 158,00 14 568,00 19
23 20 «МКБ-лизинг» A+ (I) 3 378,00 5 285,00 11 986,00 22
24 30 «Санкт-Петербургская лизинговая компания» 2 935,30 4 015,30 6 399,40 32
25 21 «ЮГРА-ЛИЗИНГ» A (III) 2 868,90 5 164,50 11 179,00 24
26 25 «Фольксваген Груп Финанц» 2 628,30 3 101,30 4 163,10 39
27 11 «Транслизинг-сервис» 2 568,00 334 3 774,00 43
28 19 «Дойче Лизинг Восток» 2 552,70 3 385,10 15 403,00 17
29 28 «Русская Лизинговая Компания» 2 395,00 3 327,00 4 729,00 35
30 24 Ураллизинг 2 287,60 3 326,20 3 812,40 42

Источник: «Эксперт РА» (RAEX) по результатам анкетирования ЛК

Сегмент с перспективой

Доля железнодорожной техники в сумме новых договоров значительно снизилась: с 37% за 9 месяцев 2013г. до 23,6% за 9 месяцев 2014г. Продемонстрировал отрицательную динамику и драйвер 2013 года - авиализинг (доля его снизилась с 15,8% до 10,1%). Рост прочих сегментов рынка (без учета ж/д и авиатехники) суммарно составил около 13%. Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за январь-сентябрь 2013г. она достигала 21,8%, то за аналогичный период 2014г. – уже 32,3%.

Объем сегмента оборудования для пищевой промышленности, продемонстрировавший умеренный рост за 1 полугодие 2014г. (+14,2% по сравнению с 6 месяцами 2013г.), сократился на 16,8% за январь-сентябрь 2014г. к аналогичному периоду прошлого года. Однако доля сегмента в структуре новых договоров не изменилась и составила 0,7%, как и годом ранее (таблица 3). Согласно результатам анкетирования, наибольший объем сделок с пищевым оборудованием за 9 месяцев 2014г., заключил «Балтийский лизинг» (таблица 4). Второе место занял «Премьер-лизинг», а третье - «ЮниКредит Лизинг».

Некоторые лизинговые компании, работающие в сегменте пищевого оборудования, отмечают, что в третьем квартале основная часть сделок была направлена на финансирование оборудования для хлебопекарен, а также кондитерских фабрик. «В третьем квартале среди наших клиентов было несколько компаний, занимающихся выпечкой хлеба, булок, печенья, производством конфет, - отмечает Мешина Елена, начальник управления продаж и регионального развития, Система Лизинг 24 (компания заняла 5 место в рэнкинге лизингодателей в сегменте пищевого оборудования). - В Центральной России и Приволжье мы профинансировали компании, производящие пельмени, колбасу, мороженое, молоко, сыр, разливающие воду, пиво и другие напитки».

Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2014г., % Доля в сумме новых договоров за 9 мес. 2014г., % Доля в сумме новых договоров за 9 мес. 2013г., % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2014, %
Железнодорожная техника 25,4 23,6 37,0 -48,9 46,7
Грузовой автотранспорт* 16,5 17,3 12,3 12,8 7,3
Легковые автомобили 15,2 15,0 9,5 27,0 5,5
Авиационный транспорт 12,3 10,1 15,8 -48,5 17,4
Строительная и дорожно-строительная техника 11,0 11,0 7,6 15,9 4,6
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 2,7 3,1 2,8 -12,5 2,4
Сельскохозяйственная техника и скот** 2,7 2,9 3,1 -26,2 2,4
Недвижимость (здания и сооружения) 1,7 2,1 0,6 174,7 2,1
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 1,6 1,8 1,7 -14,2 2,3
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,1 1,0 0,8 3,1 0,4
Суда (морские и речные) 1,1 1,4 0,8 39,8 2,1
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 1,0 1,2 0,3 246,5 0,3
Оборудование для ЖКХ 0,8 0,9 0,4 71,8 0,5
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов 0,7 0,7 0,7 -16,8 0,5
Полиграфическое оборудование 0,4 0,4 0,2 70,1 0,2
Энергетическое оборудование 0,3 1,2 0,5 91,6 1,3
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,04 0,9 0,1 1395,4 0,3
Прочее оборудование 5,3 5,5 5,9 -25,8 3,8

* - без учета компаний Скания Лизинг и ВФС Восток
** - при оценке доли сегмента экспертно учтена и компания Росагролизинг

Источник: «Эксперт РА» (RAEX) по результатам анкетирования ЛК

Как на рынке в целом, так и в данном сегменте компании отмечают снижение спроса на лизинговые услуги, однако поскольку пищевая промышленность обслуживает первичные потребности населения страны, дальнейшего резкого сокращения сделок с пищевым оборудованием до конца года, по мнению Агентства, не произойдет. «Данная отрасль менее чувствительна к кризисным явлениям, поэтому многие компании придерживаются ранее запланированных инвестпрограмм. До конца года мы не ожидаем серьезных изменений в этом сегменте, предполагая, что он покажет себя лучше, чем рынок в целом», - отмечает Александр Клюев, директор департамента лизинговых продаж «ЮниКредит Лизинг». Лизинг оборудования для пищевой промышленности может продемонстрировать рост в следующем году относительно других сегментов, т.к. лизингодатели все больше переключаются с крупных сегментов (ж/д и авиатранспорт) на более мелкие, в которых еще не исчерпан потенциал дальнейшего роста.

Вместе с тем, пищевая промышленность является одной из важнейших стратегических отраслей экономики России. Учитывая высокую долю импорта в данном сегменте (график 1), госпрограммы по импортозамещению могут позитивно отразиться на развитии рынка российского пищевого оборудования в ближайшие 3-4 года. В реализации нового отечественного оборудования может быть задействован такой инструмент как лизинг.

 

От минуса к минусу

Согласно негативному прогнозу «Эксперт РА» на 2014г., новый бизнес не превысит 630 млрд руб. Пессимистичный прогноз предполагает, что ключевой сегмент рынка – ж/д техника -  сократится на 35% по отношению к 2013г. По мнению Агентства, в IV квартале не произойдет значительного обновления парка вагонов, так как это невыгодно операторам в условиях снижения перевозок. В связи с ожиданиями рецессии в экономике страны и серьезным ослаблением курса национальной валюты «Эксперт РА» считает данный прогноз базовым.

Позитивный сценарий подразумевает сокращение объема нового бизнеса на 5%, при этом его объем составит не более 750 млрд руб. В этом случае предполагается рост автолизинга на 15% и сокращение авиасегмента может составить 15%.

В 2015 году при реализации негативного прогноза «Эксперт РА» темпы прироста нового бизнеса будут в пределах минус 10-25% (в случае дальнейшего падения доли  ж/д- и авиасегментов на 10-20% и 5-15% соответственно). Данный прогноз также подразумевает значительное снижение темпов роста автолизинга (до 5%), т.к. падение продаж автомобилей1 продолжится и в следующем году, несмотря на возобновление госпрограммы по утилизации старых автомобилей.

Позитивный прогноз на следующий год подразумевает снижение напряженности в банковском секторе (прекращение роста процентных ставок). На лизинговый рынок может благоприятно повлиять начало запуска крупных масштабных госпроектов (чемпионат мира по футболу 2018, газопровод «Сила Сибири», инфраструктурные объекты Крыма и пр.). При этом, несмотря на увеличение доли «розничных» сделок в структуре новых договоров, они не смогут компенсировать сокращение крупных сегментов рынка (ж/д- и авиатранспорт). В результате снижение нового бизнеса в 2015 году может составить не более 5-10%.

Таблица 4. Рэнкинг лизинговых компаний в сегменте лизинга оборудования для пищевой отрасли

место Наименование ЛК Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 9 мес. 2014г., млн. руб.
1 Балтийский лизинг (ГК) 501,2
2 "Премьер-лизинг" (ГК) 476,7
3 "ЮниКредит Лизинг" и "Локат Лизинг Руссия" 290,0
4 "Дойче Лизинг Восток" 279,0
5 Система Лизинг 24 207,3
6 Европлан 194,1
7 Альфа-Лизинг (ГК) 169,3
8 "ЧелИндЛизинг" (ГК) 103,5
9 Райффайзен-Лизинг 100,0
10 "Капитал Лизинг" (г.Иркутск) 91,4
11 "РЛИЗИНГ" 90,9
12 "Санкт-Петербургская лизинговая компания" 83,7
13 "Универсальная лизинговая компания" 75,0
14 "Опцион-ТМ" 59,4
15 ВТБ Лизинг 54,7
16 "Первая Лизинговая Компания" (г.Тверь) 43,9
17 "БелФин" 42,0
18 "ЭКСПО-лизинг" 41,1
19 "ВСП-Лизинг" 36,5
20 "РМБ-Лизинг" 36,3
21 Ураллизинг 34,4
22 "Национальная Лизинговая Компания" (ГК) 34,3
23 "Банк Интеза" и "Интеза Лизинг" 31,5
24 "Уралпромлизинг" (ГК) 29,0
25 "Центр-Лизинг" (г.Липецк) 28,7
26 Эксперт-Лизинг (г.Челябинск) 26,3
27 "Владимирская лизинговая компания" 25,7
28 "Элемент Лизинг" 24,4
29 "РЕСО-Лизинг" 20,2
30 "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК) 19,9
31 "Петролизинг-Менеджмент" 17,7
32 "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" 17,0
33 "ЭкономЛизинг" 15,2
34 МСП Лизинг 14,4
35 "МСБ-Лизинг" 10,0
36 "Альянс-Лизинг" 10,0
37 "КАПИТАЛ-ЛИЗИНГ" (г.Чебоксары) 8,0
38 Лизинговая Компания "Версус" 7,2
39 "ЛИКОНС" 6,4
40 "Экспресс-Волга-Лизинг" 5,9
41 "ЛК Пруссия" (ГК) 4,6
42 "БЭЛТИ-ГРАНД" 3,8
43 "Межрегиональная инвестиционная компания" 3,7
44 "Лизинговая компания "Дельта" 3,7
45 "Межрегиональная лизинговая компания" 2,9
46 "ЮГРА-ЛИЗИНГ" 2,4
47 Интерлизинг (ГК) 2,0
48 "Северная Венеция" (ГК) 1,8
49 ЛК "Свое дело" 1,3
50 "Технолизинг" 1,0
51 "Независимая Лизинговая Компания" 0,8

Источник: Эксперт РА (RAEX)

1 в январе-октябре 2014 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 12,7%, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!