Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Безопасность по требованию

Владимир Тетерин, Станислав Волков

Объем банковских онлайн-платежей россиян в 2012 году увеличился в полтора раза, однако только новыми функциями привлечь клиента всё сложнее. Пользователь ждет от ДБО большей защищенности, к этому же банкиров подталкивает Банк России.

Клиенты банков всё более активно используют дистанционные банковские сервисы в повседневной жизни. Позитивно на объеме рынка банковских онлайн-платежей отражаются как маркетинговые кампании банков, так и непрерывное совершенствование функциональной начинки систем интернет-банкинга. Активность пользователей обуславливает и общая тенденция к увеличению объемов их накоплений в кредитных организациях, а также активизация банками потребительского кредитования. Эти явления поспособствовали, в частности, увеличению спроса населения на услуги дистанционного доступа к счетам и их пополнению.

В 2012 году каждая третья банковская транзакция физлиц совершалась через интернет (+4 п. п. по сравнению с 2011 годом). При этом доля удаленных платежей в общем объеме транзакций увеличилась до 12%, хотя на протяжении 2009-2011 годов величина этого показателя составляла 8-9%. Замедление роста числа интернет-платежей (см. график 1) с одной стороны обусловлено постепенным исчерпанием эффекта низкой базы, с другой — значительной конкуренцией со стороны платежных терминалов. По оценкам «Эксперт РА», более 35% всех платежей физических лиц осуществляются именно с их использованием.

Средние и продвинутые

Как и прогнозировал «Эксперт РА», рост функциональности в прошлом году в большей мере обеспечили системы интернет-банкинга «второго эшелона», нежели продвинутые дистанционные сервисы, в которых основной функционал и обширная база получателей платежей уже были реализованы годом ранее. К началу 2013 года существенно выросла доля банков, предоставляющих возможность оплатить посредством интернет-банкинга штрафы ГИБДД (+14 п. п.), покупку ж/д (+17 п. п.) и авиабилетов (+10 п. п.), совершить платеж в погашение кредита, взятого в другом банке (+9 п.п.). Для банков же с более совершенными системами ДБО следующим шагом стало внедрение упрощённого формата проведения платежей (например, смс-банкинга или облегченного решения внутри интернет-банкинга) и демонстрационного режима доступа к интернет-банку. В частности, такие услуги предоставляют система HandyBank, Альфа-банк, и УБРиР.

 

В 2012 — начале 2013 года передовые банки в поисках новых конкурентных преимуществ на рынке интернет-банкинга один за другим обновляли интерфейсы своих систем. Переработке подверглись системы Сбербанка России, Альфа-банка, ТКС Банка и других крупных игроков рынка дистанционных услуг. Основной упор при этом был сделан на стремление сделать интерфейсы онлайн-систем более дружественными. Так, ТКС Банк реализовал в своей системе ДБО виджеты (блоки данных), которые пользователь может настроить под себя, а Альфа-банк добавил в интерфейс панель избранных платежей.

По сравнению с прошлым годом топ-5 рейтинга почти не изменился: по-прежнему с заметным отрывом лидирует  мультибанковская система HandyBank. Следом идут Банк24.ру и Альфа-банк. Четвертое место в этот раз заняла Финансовая Группа Лайф, значительно нарастившая функциональные возможности своего интернет-банкинга. Замыкает пятерку лидеров, как и в 2012 году, система Faktura.ru.

Невысокие результаты показали некоторые розничные банки. Причиной тому стало отсутствие отдельных сервисных функций, которые в большинстве систем конкурентов уже реализованы. Например, ХКФ Банк и ВТБ24 не предоставляют возможности выпустить виртуальную карту и совершать денежные переводы «в оффлайн», а система Райффайзенбанка к тому же не позволяет совершать автоплатежи и платить штрафы ГИБДД. Всего в 20% систем реализована функция демонстрационного доступа к системе ДБО.

Любопытно, что призеры и аутсайдеры рейтинга распределились по местам значительно более плотно, чем годом ранее: разрыв между первым и последним местом в рейтинге уменьшился с 77 до 54 баллов, а стандартное отклонение по выборке опрошенных банков — с 12,6 до 10,1 балла. Отчасти это связано с тем, что ряд банков, занявших невысокие позиции в прошлогоднем рейтинге, отказался от участия в исследовании. Другая часть бывших аутсайдеров переработала свои системы и показала более высокие результаты (среди таких банков, например, ТКС Банк, разместившийся на 6 строчке рейтинга). Жесткой остается конкуренция и в рамках топ-10 рейтинга, где некоторых участников разделяет буквально наличие или отсутствие в системе двух-трех опций.

Мнимая защищенность

По мере того как функциональная начинка систем интернет-банкинга постепенно приводится к общему знаменателю, растет роль таких критериев как их безопасность и удобство. Как показало исследование, проведенное НАФИ в июле 2012 года, среди этих факторов для пользователей первична безопасность: в соответствии с данными опроса, около четверти российских интернет-пользователей не уверены в надежности банковских онлайн-систем. Это неудивительно, ведь большая часть публикаций на тему интернет-банкинга в средствах массовой информации связана с фактами взлома систем ДБО. И хотя команды разработчиков уже сделали многое, чтобы защитить пользователя от несанкционированного вторжения (повсеместно применяются и SSL-соединение, и виртуальная клавиатура, и двухфакторная аутентификация), новые сообщения о фактах интернет-мошенничества продолжают появляться снова и снова. Конечно, за несколько лет методы защиты стали более совершенными, но с другой стороны, бюджеты на информационную безопасность в банках остаются достаточно низкими, а число транзакций, проводимых через интернет, постоянно растет, открывая новые просторы для роста масштабов киберпреступности.

 

На этом фоне массовым стал переход банков на технологию двухфакторной защиты, при использовании которой клиент вводит пару логин-пароль и одноразовый SMS-код. По данным, полученным «Эксперт РА» в результате исследования, к началу 2013 года уже порядка 80% систем ИБ для физических лиц применяло именно описанную двухфакторную систему аутентификации (годом ранее таких систем было 59%).

Повысить уровень безопасности интернет-банкинга помогло бы проведение удаленного аудита компьютера клиента и повышение информированности пользователя о мерах предосторожности при совершении онлайновых платежей. Не прошел аудит — уплати повышенную комиссию по операциям или символическую абонентскую плату. Однако этот метод остается экзотикой для российских банков. Низким остается и число банков, страхующих риски, связанные со злоумышленными действиями третьих лиц. Такие риски страхуют только 6 из 65 рассмотренных банков и систем, 7 респондентов страхуют риски потерь, вызванных действием или бездействием своих сотрудников.

В то же время, некоторые российские банки уже используют продвинутые методы обеспечения безопасности. Например, система Банк24.ру предлагает пользователю установить индивидуальное приветствие, которое является защитой от фишинга. В отдельных системах реализован механизм контроля смены SIM-карты, на которую приходят временные пароли для совершения транзакций.

Безопасность в приоритете

Подтолкнуть банки к повышению защищённости онлайн-платежей с большой вероятностью помогут новации в законодательстве и растущий интерес к мониторингу уровня их безопасности со стороны Банка России. Одним из нововведений регулятора в 2012 году стало утверждение формы отчетности 0403203, в которой банки, начиная с лета прошлого года, отчитываются обо всех нарушениях, связанных с переводом денежных средств по различным каналам (в том числе посредством мобильного и интернет-банкинга). Была и попытка ЦБ обязать банки документировать сведения об IP- и МАС-адресах устройств, с которых осуществляется доступ пользователей к интернет-банкингу. Однако публикация проекта соответствующего указания повлекла за собой множество критических отзывов, и идея была признана нежизнеспособной.

Вряд ли помогут укрепить доверие пользователей отдельные положения закона о национальной платежной системе, вступление которых в силу пока отложено на 2015 год. В соответствии с ними банки должны будут осуществить выплату денег клиенту, если тот не давал своего согласия на конкретную операцию. Это обстоятельство, скорее всего, откроет новые горизонты для мошенничества: даже сейчас значительная доля мошеннических транзакций совершается по схеме, когда владелец счета входит в сговор с третьим лицом и заявляет о несанкционированной операции.

Улучшение безопасности возможно путем реализации многофакторной аутентификации взамен авторизации по двум факторам. Ключевой её особенностью является дополнительное использование биометрических характеристик для идентификации пользователя. Подтолкнуть разработчиков к подобному совершенствованию систем безопасности способно, например, введение обязательного страхования рисков ущерба клиенту. Сейчас такая практика применяется крайне редко, а ведь подстегиваемые высокими тарифами страховых компаний, банки начали бы переход на улучшенные подходы куда более охотно.

Методология рейтинга функциональности интернет-банкинга

В этом рейтинге мы оценили возможности (функции) и уровень безопасности, которые предоставляют системы интернет-банкинга пользователям. Источником информации для рейтинга послужили анкеты банков и аутсорсинговых компаний. Аутсорсинговые системы оценивались по пакету услуг, предоставляющих наибольший функционал.

Анализ проводился по трем сегментам: внешний платежный функционал (вес 38%), внутренние операции (40%) и сервисные функции, информационная и финансовая безопасность (22%).

Внешний платежный функционал оценивался по виду и количеству поставщиков услуг и товаров (начиная с сотовых операторов и заканчивая продавцами контента), которые можно оплатить без использования платежа на произвольные реквизиты. Кроме того, в эту категорию вошли обязательные платежи в пользу государства и взаимодействие с системами электронных денег.

Основу внутренних операций составляют транзакции между различными типами счетов клиента (включая виртуальную карту), а также отчеты и выписки по этим транзакциям. В сервисных функциях учитывались предоставляемые возможности по автоматизации операций и разнообразие поддерживаемого программного обеспечения.

Информационная и финансовая безопасность интернет-банкинга учитывала способы идентификации, защиты операций, информирования о транзакциях и минимизации ущерба.

Удобство интерфейса, надежность банка и число зарегистрированных пользователей не оказывали влияние на место банка в рейтинге.

Ответы по количественным вопросам нормировались и сглаживались для согласования их влияния с качественными вопросами (предусматривающими ответ «да» или «нет»).

При формировании рейтинга в апреле 2013 года учитывались некоторые функции, которые при составлении прошлого рейтинга не оценивались агентством. В их числе, например, наличие демонстрационного режима работы и функции смс-банкинга. Корректировки в методике незначительны, поэтому методики являются сопоставимыми.

Была проведена выборочная проверка присланных банками анкет. По её результатам ряд баллов был скорректирован. Банкам, предоставившим данные, не подтвердившиеся в ходе проверки, были начислены штрафные баллы.

 

На наши вопросы отвечает Дмитрий Гондусов, генеральный директор системы HandyBank.

Насколько, по Вашим оценкам, увеличился уровень проникновения услуги интернет-банкинга в России за 2012 год? Какие основные факторы обеспечивают позитивную динамику этого показателя?

По оценкам экспертов системы HandyBank уровень проникновения услуг интернет-банкинга в России увеличился за прошедший год на 2-2,5 процентных пункта и достиг 9%. В абсолютном выражении это означает, что количество наших граждан – активных пользователей интернет-банкинга за 2012 год выросло на 3-4 млн человек. В ближайшие 4-5 лет темп роста данного сегмента рынка финансовых услуг будет только увеличиваться. Среди факторов, оказавших максимальное влияние на позитивную динамику, следует выделить общий рост доступности интернета для домохозяйств, в том числе и в некрупных городах, стабильное увеличение числа пользователей мобильных устройств с доступом в интернет – смартфонов и планшетов, и общую тенденцию роста объемов и форм безналичной оплаты товаров и услуг среди населения. 

Какие препятствия предстоит преодолеть банкам, предоставляющим дистанционные банковские сервисы, чтобы интернет-банкинг стал по-настоящему массовой услугой в нашей стране?

Сегодня далеко не все банки считают дистанционный сервис финансового обслуживания одним из своих основных и перспективных продуктов для населения. Однако регулярные опросы независимых экспертов постоянно свидетельствуют, что для людей при выборе банка наличие у него полноценного интернет-банкинга является одним из решающих факторов, если, конечно, речь не идет о поиске ими в первую очередь кредитных продуктов. Таким образом, объективно никаких значимых препятствий по массовому подключению клиентов к дистанционному банковскому обслуживанию уже нет. Все зависит только от задач и действий самого банка – как он  выстраивает приоритеты по работе с розничной клиентурой, как организовывает каналы продвижения, подключения и сбыта, на какие объемы продаж услуги нацелен выйти.

Каковы, на Ваш взгляд, основные пути совершенствования систем безопасности онлайновых сервисов для ФЛ?

Наиболее эффективный путь – это повышение уровня осведомленности клиентов касательно совершенно банальных вещей – никто из посторонних лиц не должен знать логин, пароль, код авторизации, ключевое слово и прочие персональные данные, связанные с дистанционным продуктом. Подавляющая часть преступлений в этой сфере совершается при прямом или косвенном участии самого клиента – либо он сам «сдает» реквизиты при «псевдозвонке» от сотрудника банка, либо хранит эти данные в открытом для доступа виде на зараженном компьютере.

Почему, несмотря на множественные публикации на эту тему, информированность пользователей об онлайновой технике безопасности остается невысокой?

Информированность пользователей по-прежнему низкая в связи с тем, что общий уровень проникновения и культуры интернет-банкинга пока еще низкий. При массовом распространении услуг ДБО клиенты начнут соблюдать правила безопасности, ровно также, как сейчас они уже научились не писать PIN-код прямо на карте и вообще беречь его от посторонних.

Удачным ли был 2012 год для HandyBank? Какие новшества планируется реализовать в системе HandyBank в 2013 году?

Количество банков-участников межбанковской системы HandyBank выросло за год на 29% и превысило 120 финансовых организаций. Поэтому 2012 год следует признать достаточно успешным и продуктивным. В 2013 году для пользователей планируется реализация следующих онлайн-сервисов в системе: бронирование и заказ гостиниц, аренда автомобилей, покупка билетов на развлекательные мероприятия, геолокация (быстрое нахождение ближайших точек офлайнового финансового обслуживания пользователей), расширение способов моментального пополнения счета.

Насколько сильно вырастет объем дистанционных платежей в России на горизонте ближайших двух-трёх лет? Какие новые функциональные и интерфейсные решения смогут в среднесрочной перспективе предложить пользователю отечественные разработчики?

В перспективе ближайших 3-х лет объем интернет-платежей вырастет не менее чем в 2 раза, а при оптимистичном сценарии – в 2,5 раза. По нашему мнению, подавляющая часть инноваций для пользователей в сфере как функционала, так и интерфейса интернет-банкинга будет лежать в зонах бонусных программ и функционала геолокации.

Таблица 1. Итоговый рейтинг функциональности систем интернет-банкинга

Система интернет-банкинга Банк Место в рейтинге
Итоговый рейтинг Внешний платежный функционал Внутренний функционал и сервисные функции Информационная и финансовая безопасность
Система HandyBank Банки-участники системы HandyBank1 1 1 2 1
Интернет-банк "Банк24.ру" (ОАО) 2 5 1 3
Альфа-Клик ОАО "АЛЬФА-БАНК" 3 2 7 18
eLife Финансовая Группа ЛАЙФ2 4 7 4 5
Faktura.ru Процессинговый центр Faktura.ru (ГК ЦФТ)3 5 3 5 12
Интернет-банк "Тинькофф Кредитные Системы" ТКС Банк (ЗАО) 6 4 3 15
Интернет-банк ЗАО "Банк Русский Стандарт" 7 9 9 10
"Телебанк" ОАО "УБРиР" 8 17 11 4
SBANK.RU ПРИВАТ СБ Банк (ООО) 9 24 2 14
Номос-Линк "НОМОС-БАНК" (ОАО) 10 30 4 8
"Телебанк" ОАО "МИнБ" 11 16 6 13
"Авангард Интернет-Банк" ОАО АКБ "АВАНГАРД" 12 6 13 20
Интернет-Банк 24/7 "Запсибкомбанк" ОАО 13 45 8 2
"Банк-на-Диване" ОАО "СКБ-банк" 14 12 10 15
Интернет-банк ОАО КБ "Восточный" 15 15 13 6
Интернет-банк PSB-Retail ОАО "Промсвязьбанк" 16 11 8 25
"ЗАПЛАТИ-ONLINE" БАНК ИТБ (ОАО) 17 10 15 17
"КУБ-Direct" "КУБ" ОАО 18 25 10 11
"1МБанк" Банк "Первомайский" (ЗАО) 19 13 19 9
"Интернет-банк" ОАО "Банк "Санкт-Петербург" 20 42 9 15
"АТБ-онлайн" "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО) 21 8 35 11
МКБ Онлайн ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" 22 28 21 7
Интернет-банкинг ОАО "МТС-Банк" 23 14 17 27
Web-banking ОАО "Банк Москвы" 24 43 12 16
СБPayWell ОАО "Смоленский Банк" 25 18 24 17
"ДБО BS-Client. Частный клиент" ОАО "ВБРР" 26 26 28 10
"ДБО BS-Client. Частный клиент" ОАО "РГС Банк" 27 31 13 22
Онлайн Партнер ОАО "АИКБ "Татфондбанк" 28 22 13 29
Абсолют On-Line АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) 29 29 23 14
Интернет-банк ОАО АКБ "Балтика" 30 36 24 12
"iBank2" ББР Банк (ЗАО) 31 37 23 13
СМП ON-Банк ОАО "СМП Банк" 32 39 13 24
"ДБО BS-Client. Частный клиент" АБ "БПФ" (ЗАО) 33 21 31 13
ОТПдирект ОАО "ОТП Банк" 34 33 16 23
Интернет-банк ООО "ХКФ Банк" 35 34 28 13
Интернет-банк ОАО "ТрансКредитБанк" 36 41 14 27
Интернет-банк ОАО КБ "Центр-инвест" 37 32 22 21
"Телебанк" ВТБ 24 (ЗАО) 38 23 21 27
TRUST ONLINE НБ "ТРАСТ" (ОАО) 39 35 17 26
"Телебанк" ООО КБ "КОЛЬЦО УРАЛА" 40 55 19 21
Интернет-банк "МДМ online" ОАО "МДМ Банк" 41 38 25 20
Интернет-банк ОАО АКБ "Урал ФД" 42 47 14 28
Интернет-банк ЗАО "КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК" 43 49 27 17
1Bank КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО) 44 19 33 23
"PKB On-line" ОАО Банк "Петрокоммерц" 45 60 23 17
"Домашний Банк" ООО КБ "АйМаниБанк" 46 27 30 23
Интернет-Платежи ЗАО "Автоградбанк" 47 40 29 20
"SGB-ONLINE" ОАО "БАНК СГБ" 48 54 26 20
"УРАЛСИБ|ИНТЕРНЕТ-БАНК" ОАО "УРАЛСИБ" 49 51 29 16
Интернет-банк ОАО "ЧЕЛИНДБАНК" 50 56 26 19
Меткомбанк-Онлайн ОАО "Меткомбанк" 51 48 27 21
"Интернет - Первобанк" ОАО "Первобанк" 52 20 36 20
Raiffeisen CONNECT ЗАО "Райффайзенбанк" 53 50 30 17
Система "Мегапэй" ОАО АКБ "Связь-Банк" 54 44 18 32
Интернет-Банк ОАО "Курскпромбанк" 55 57 23 24
Enter.UniCredit ЗАО ЮниКредит Банк 56 58 20 26
"Energoline" ОАО "Энергомашбанк" 57 46 32 20
"РУССТРОЙБАНК-ОНЛ@ЙН" ЗАО "РУССТРОЙБАНК" 58 61 30 20
"АК БАРС Online" ОАО "АК БАРС" БАНК" 59 52 24 31
Интернет-Банк "NetBank" ОАО "ДНБ Банк" 60 62 26 28
Nordea online ОАО "Нордеа Банк" 61 63 35 21
Ижкард.Ру АКБ "Ижкомбанк" (ОАО) 62 59 34 26
"Кубань Кредит Онлайн" КБ "Кубань Кредит" ООО 63 53 38 26
"iBank2" ООО КБ "СИНКО-БАНК" 64 64 35 30
"iBank2" ОАО Банк "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ" 65 63 37 30

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным анкет банков

 

Таблица 24. Топ-5: внешний платежный функционал

Место Интернет-банкинг Число поставщиков услуг, всего (шт.) Выбор, бронирование, оплата и получение авиабилетов (число авиакомпаний) Налоговые платежи Штрафы ГИБДД Онлайн-конвертация валют Платеж на произвольные реквизиты
1 Банки-участники системы HandyBank 7417 284 1 1 1 1
2 ОАО "АЛЬФА-БАНК" 11202 71 1 1 1 1
3 Процессинговый центр Faktura.ru (ГК ЦФТ) 14110 85 1 1 1 1
4 ТКС Банк (ЗАО) 1657 0 1 1 1 1
5 "Банк24.ру" (ОАО) 2708 0 1 1 1 1

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным анкет банков

 

Таблица 3. Топ-5: внутренний функционал и сервисные функции5

Место Интернет-банкинг Операции с депозитами Онлайн-открытие виртуальной карты Автоматические платежи по графику, заданному пользователем Платеж по образцу ранее совершенного платежа Отчет по карточным операциям за любой период, выбранный пользователем Информация о текущих кредитах (остаток задолженности, наличие просроченных платежей и график погашения) Поручение на платеж будущей датой Облегченное решение для платежей на небольшие суммы (например, смс-банкинг) Демо-режим с имитацией реальной работы
1 "Банк24.ру" (ОАО) 1 1 1 1 1 1 1 1 0
2 Банки-участники системы HandyBank 0 1 1 1 1 1 0 1 1
2 СБ Банк (ООО) 1 1 1 1 1 1 0 1 1
3 ТКС Банк (ЗАО) 1 0 1 1 1 1 1 1 0
4 "НОМОС-БАНК" (ОАО) 1 1 1 1 1 1 1 1 1
4 Финансовая Группа ЛАЙФ 1 1 1 1 1 1 1 1 1
5 Процессинговый центр Faktura.ru (ГК ЦФТ) 1 0 1 1 1 1 1 1 1

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным анкет банков

 

Таблица 4. Топ-5: информационная и финансовая безопасность6

Место Интернет-банкинг Отдельные пароли на каждую операцию Генератор одноразовых паролей Виртуальная клавиатура Лимиты по операциям, устанавливаемые банком SMS-оповещение о совершенных транзакциях Риски ущерба клиенту, нанесенного электронными и компьютерными преступлениями со стороны третьих лиц Риски ущерба клиенту, нанесенного действием или бездействием сотрудников Банка
1 Банки-участники системы HandyBank 1 1 1 1 1 1 1
2 "Запсибкомбанк" ОАО 1 0 1 1 1 1 1
3 "Банк24.ру" (ОАО) 1 1 1 1 1 0 1
4 ОАО "УБРиР" 1 0 1 1 1 1 0
5 Финансовая Группа ЛАЙФ 1 0 1 1 1 0 0

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным анкет банков

 

 

1 АКБ "Ланта-Банк" (ЗАО), ОАО Банк АВБ и другие (всего более 120 банков).

2 Финансовая Группа Лайф (ОАО АКБ "Пробизнесбанк", ЗАО АКБ "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА", ОАО "ВУЗ-банк", ОАО "Газэнергобанк").

3 ОАО КБ "Акцепт", ОАО СКБ Приморья "Примсоцбанк", ОАО АКБ "РБР", ООО "Хакасский муниципальный банк", Банк "ЦЕРИХ" (ЗАО), ОАО КБ "Пойдём!" и другие (всего более 200 банков).

4 Единица означает наличие опции в интернет-банкинге, ноль – отсутствие. В таблице приведено шесть параметров, всего оценивалось 20 параметров. Полная версия таблицы опубликована на сайте www.raexpert.ru

5 Единица означает наличие опции в интернет-банкинге, ноль – отсутствие. В таблице приведено девять параметров, всего оценивался 31 параметр. Полная версия таблицы опубликована на сайте www.raexpert.ru

6 Единица означает наличие опции в интернет-банкинге, ноль – отсутствие. В таблице приведено семь параметров, всего оценивалось 18 параметров. Полная версия таблицы опубликована на сайте www.raexpert.ru