Как на дрожжахРоман Романовский Активность на рынке лизинга в 2010 году превзошла все прогнозы, мы наблюдаем уже не восстановление, а новый этап роста. Сейчас важно учесть уроки кризиса и не допустить чрезмерного смягчения критериев оценки рисков Новые сделки на рынке лизинга в прошедшем году продемонстрировали динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Столь высокую активность уже трудно назвать восстановлением – скорее это новая волна роста рынка. Объем нового бизнеса в денежном выражении составил 725 млрд. руб. (таблица 1), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 увеличился до 1180 млрд руб. Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга
Источник: «Эксперт РА» График 1. В 2011 году рынок может вернуться к докризисному уровню
Источник: "Эксперт РА" Увеличение активности на рынке превзошло все прогнозы: в конце 2009 года участники рынка предполагали прирост на уровне 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 "Эксперт РА" прогнозировал увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%. Быстрый рост, на наш взгляд, был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием. Госкомпании в авангардеТройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010 году - "ВЭБ-Лизинг", "Сбербанк Лизинг" и "ВТБ-Лизинг". В сумме на данные компании пришлось 41,1% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (106,3 млрд. руб.) был заключен ОАО "ВЭБ-Лизинг" (таблица 2). Компания продемонстрировала более чем трехкратный рост объема нового бизнеса по сравнению с прошлым годом. Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, "ВЭБ-Лизинг" успешно развивает как корпоративное, так и розничное направление. В сфере малого и среднего бизнеса компания провела масштабную работу по расширению филиальной сети: в 2010 году были открыты 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России. Сбербанк Лизинг также активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ, и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, Украине и Беларуси. В структуре новых сделок компании 38% составил лизинг железнодорожной техники, собственный парк грузового подвижного состава составил более 34 тыс. единиц. Наиболее заметными сделками ОАО "ВТБ-Лизинг" в 2010 году стали поставка ОАО "ИСС" им. М.Ф. Решетнёва оборудования для производства космических аппаратов (поставщик - SORALUCE S.Coop.), поставка ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" партии вагонов в оперативный лизинг. Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе "дочек" госбанков) в целом по рынку в 2010 году составила около половины объема нового бизнеса - 47,7% (в 2009 – 25,4%, в 2008 - 13,7%). Быстрый рост доли лизингодателей из госсектора, на наш взгляд, связан как с развитием государственных программ поддержки отдельных отраслей экономики (в частности, транспортной отрасли через "ГТЛК", судостроительной - через "ВЭБ-Лизинг"), так и со сменой топ-менеджмента в двух крупнейших лизинговых компаниях – "Сбербанк Лизинг" и "ВЭБ-Лизинг". Синергетический эффект от прихода амбициозных руководителей с опытом работы в частном лизинговом бизнесе и имеющейся масштабной и недорогой пассивной базы, обусловил стремительный рост участия госкомпаний в новых сделках. Несмотря на повышение концентрации сделок, на растущем рынке места пока хватает всем: конкурентные столкновения госкомпаний с частными лизингодателями, пока случаются достаточно редко (график 2). В настоящее время рыночные ниши и целевые группы клиентов у госкомпаний и остальных лизингодателей зачастую различны. Среди участников исследования 10 лизингодателей отметили, что им приходилось вступать в конкуренцию по сделкам с государственными ЛК, при этом частные компании победили только в четырех случаях, а в восьми победа осталась за госкомпаниями (некоторые компании имели опыт и победы и проигрыша в конкуренции по разным сделкам). График 2. Большинству лизингодателей на рынке пока не приходилось напрямую конкурировать с государственными ЛК
Источник: "Эксперт РА" по данным опроса 27 респондентов (без учета госкомпаний) Лизингодатели отмечают, что частные компании выигрывали в случаях, когда необходимы были оперативные решения и более гибкие условия. При этом безоговорочная победа государственных компаний была характерна для сделок, в которых важнейшим критерием был уровень удорожания предмета лизинга – имея фондирование зачастую в два раза более дешевое, госкомпании могут делать наиболее привлекательные по цене предложения. Выдержать конкуренцию по таким сделкам могут только компании, имеющие возможность финансировать проект за счет собственного капитала. Однако таких компаний в России крайне мало, с учетом низкого уровня достаточности собственных средств в целом по рынку лизинга (средний уровень достаточности по оценке "Эксперт РА" - около 12% на 01.01.2011). Сегментом-лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника – 39,1% в 2010 году (таблица 3). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно. Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга
Источник: "Эксперт РА"
1 – без учета данных компании «Ильюшин Финанс Ко» (с учетом – 11,97%)
|
Параметры риск-менеджмента | Да | Нет | Ответ не указан |
В компании создано подразделение риск-менеджмента | 48% | 48% | 3% |
Подразделение, ответственное за управление риском, подчиняется непосредственно руководителю компании | 43% | 21% | 36% |
Представители подразделения риск-менеджмента принимают участие в деятельности кредитного (лизингового) комитета | 60% | 3% | 37% |
В компании действует комитет по рискам | 34% | 40% | 26% |
Решения комитета по рискам являются обязательными к исполнению | 34% | 15%* | 51% |
В компании имеются документы, регламентирующие управление рисками | 57% | 19% | 24% |
Документы, определяющие процесс риск-менеджмента, содержат перечень конкретных методов, используемых компанией при управлении рисками | 54% | 13% | 34% |
В компании регламентирован процесс адаптации и обновления методик по управлению рисками | 27% | 40% | 33% |
В ходе анализа компания выделяет для себя следующие виды рисков: | |||
Кредитный | 78% | 1% | 21% |
Рыночный риск, в т.ч. | |||
Процентный | 55% | 4% | 41% |
Фондовый | 11% | 28% | 61% |
Валютный | 53% | 5% | 42% |
Риск ликвидности | 69% | 1% | 29% |
Операционный риск | 54% | 11% | 36% |
Прочие риски | 20% | 4% | 76% |
Компания использует систему установления лимитов | 66% | 14% | 20% |
Компания устанавливает максимальный объем совокупного финансового риска (по отношению к капиталу), который она готова на себя принять | 29% | 39% | 32% |
Методы, применяемые компанией при управлении рисками, предусматривают использование внешних оценок риска, в т.ч. кредитных рейтингов (рейтингов надежности) | 43% | 28% | 28% |
Компания проводит регулярное стресс-тестирование устойчивости к основным финансовым рискам | 21% | 56% | 23% |
Компания формирует отчет об управлении рисками в рамках управленческой отчетности? | 31% | 45% | 24% |
Источник: "Эксперт РА" на основании опроса лизинговых компаний (95 респондентов)
В качестве основного метода управления кредитными рисками лизингодатели используют систему лимитов (66% компаний). Как правило, лимиты устанавливаются на размер сделки (стоимость предмета лизинга) по отношению к размерам активов и выручки лизингополучателя. При этом достаточно мало лизинговых компаний устанавливают лимиты на объем сделок по отношению к масштабам своего бизнеса. Так, ограничения максимального объема риска по отношению к собственному капиталу применяются менее чем в трети компаний (29%).
Внешние оценки риска (например, кредитные рейтинги) в процессе управления рисками используют 43% лизинговых компаний. Регулярно формируют отчет об управлении рисками в рамках управленческой отчетности лишь 31% компаний.
Перенастройка системы управления рисками в 2008-2009гг. преимущественно состояла в ужесточении требований к лизингополучателям (по региону, отрасли, опыту работы), их финансовому состоянию, стратегии развития, ликвидности предмета лизинга, уровню затрат в случае изъятия имущества и дальнейшей его реализации.
Однако уже в прошлом году повышение конкуренции и снижение доли просроченной задолженности (около 2,5% портфеля на 01.01.2011 по оценке "Эксперт РА") обусловило волну либерализации требований к потенциальным клиентам. Прежде всего, это выразилось в снижении уровня авансов и увеличении объемов безавансовых сделок.
Доля сделок, включающих обязательное условие авансового платежа, достигала в кризис 79%, но уже в 2010 году вернулась на докризисный уровень – около 70% (график 4). "Размер аванса является одним из инструментов управления риском остаточной стоимости предмета лизинга, так как для лизинговой компании важно, чтобы рыночная стоимость предмета лизинга всегда была выше остатка задолженности лизингополучателя по финансированию. Зачет полученного аванса в первый год является также инструментом снижения рисков на случай, если клиент захочет расторгнуть заключенный договор", - комментирует Олег Литовкин, генеральный директор ООО "Лизинговая компания УРАЛСИБ".
График 4. Уровень авансов после кризиса снизился, при этом уровень поручительств вырос
Источник: "Эксперт РА"
В то же время, с учетом появившегося опыта в урегулировании проблемных сделок, лизингодатели стараются шире применять другие виды обеспечения – в частности, усиливать ответственность собственников и связанных с клиентом лиц за платежную дисциплину лизингополучателя. Так, доля сделок с поручительствами ЮЛ и ФЛ увеличилась с 16-17% в 2008-2009гг. до 28% в 2010г.
Рынок лизинга стремительно растет, опережая самые позитивные прогнозы. Конечно, в ближайшее время на темпы прироста рынка перестанет оказывать сильное влияние "эффект низкой базы", а также, очевидно, завершатся проекты, которые были заморожены в кризис и реализованы сразу же после его окончания.
Тем не менее, потребности экономики в обновлении основных фондов остаются огромными, в связи с чем лизинговое финансирование будет пользоваться устойчивым спросом. "Драйверами роста рынка лизинга в 2011г. должны стать автотранспорт, авиатехника и железнодорожный состав (в силу специфики перевозок в России на большие расстояния и высокого износа нынешнего парка), недвижимость, ИТ-оборудование (перспективный сегмент, отсутствующий сегодня в структуре российского лизинга)", - считает Дмитрий Зотов, генеральный директор ЗАО "Сбербанк Лизинг".
Главное – чтобы был позитивно решен вопрос о сохранении ускоренной амортизации для лизингового имущества. В этом случае мы прогнозируем прирост объема новых сделок на рынке в 2011 году на уровне 40-50%, до 1-1,1 трлн. руб. В 2012 году прирост может составить еще 20-30% (если не произойдет отмена ускоренной амортизации). Однако в случае отмены ускоренной амортизации, рынок лизинга в 2012 году, напротив, сократится в 2-3 раза.
По нашим прогнозам, в следующем году продолжится превышение темпов прироста профинансированных средств над темпами прироста полученных лизинговых платежей, что характерно для периодов роста рынка (график 5).
Пока высокий уровень износа основных фондов в экономике обуславливает доминирование финансовой аренды, но в случае отмены повышающих коэффициентов амортизации спрос резко сместится в сегмент оперативного лизинга. При сохранении текущего регулирования перетекание активности лизингодателей в сегмент оперативного лизинга будет постепенным.
График 5. Темпы прироста финансирования сделок в 2011 году по-прежнему будут выше темпов прироста получаемых платежей
Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.
Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645