Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Довериться рынку

Наталья Комлева

Альтернативой государственным компенсациям является сильный страховой рынок. Для того, чтобы его построить, нужны политическая воля и доверие к отрасли. Первый шаг к этому – создание мегарегулятора.

По предварительным данным, ущерб от наводнения на Дальнем Востоке оценивается на уровне 30 млрд. рублей. Но выплаты страховщиков по этому случаю будут минимальны. Затраты на восстановления жилья и коммуникаций практически полностью лягут на государственный бюджет.

Ежегодно государство тратит миллиарды средств на субсидирование сельскохозяйственного страхования. Но, как оказалось, система страхования с государственной поддержкой не включает в себя риск наводнения, а значит сельхозпроизводители на Дальнем Востоке не получат страхового возмещения. Их ущерб будет покрываться из государственного бюджета напрямую.

В 2012-2013 годах в России были введены новые обязательные виды страхования – страхование ответственности владельцев опасных объектов и страхование ответственности перевозчиков. Но до сих пор чиновники, забывая о страховании, выплачивают потерпевшим от резонансных аварий на опасных объектах либо на транспорте дополнительные деньги из местных бюджетов.

Все эти примеры говорят о том, что в России защиту от важнейших рисков берет на себя не страховой рынок, а государство.

Нелюбимые дети

Сильная страховая отрасль - обязательный элемент эффективной экономики. Страховые компании должны покрывать значительную часть убытков от чрезвычайных ситуаций и аккумулировать средства для долгосрочных инвестиций в экономику. Но государство никогда всерьез не ставило перед страховым рынком подобных задач. Наоборот, в жизнь претворялась политика государственных компенсаций, отнюдь не стимулирующая людей к страхованию.

Для того чтобы рынок стал сильным, страховщики должны иметь понятные условия работы. Не стоит политизировать вопрос тарифов в ОСАГО, в массовом порядке покрывать ущерб по незастрахованным объектам. Первоочередные меры должны касаться обновления законодательства, в частности, статьи о страховом договоре в ГК.

В то же время важно стимулировать ключевые для государства сегменты страхового рынка – способствовать развитию накопительного страхования жизни, содействовать созданию многоуровневой системы защиты от природных катастроф. «Дополнительную поддержку рынку окажет создание на государственном уровне стимулов для граждан к самостоятельной защите своих имущественных интересов посредством страхования. Кроме того, важной мерой могло бы стать введение налоговых льгот на страхование жизни», - уверена Сирма Готовац, генеральный директор СГ УРАЛСИБ.

Кумуляция рисков

Для того чтобы решать государственные задачи, страховщики должны справиться с внутренними проблемами. В 2013 году страховой рынок столкнулся одновременно с четырьмя вызовами – замедлением роста взносов, падением рентабельности, кризисом доверия и ужесточением регулирования. Эти вызовы усиливают друг друга. На фоне снижения прибыли у страховых компаний может не найтись достаточно средств для повышения качества урегулирования убытков. Рост выплат при условии сохранения приемлемой рентабельности требует повышения тарифов. А этот шаг с учетом замедления роста взносов может привести к резкому сокращению страхового портфеля и кризису ликвидности. В условиях ужесточения надзора многие страховщики могут просто не пережить эту ситуацию.

«В корпоративном сегменте в случае кризиса мы ожидаем новый виток демпинговых войн, который раскрутят некоторые компании в стремлении закрыть кассовые разрывы. Полагаю, ни ФАС, ни ЦБ не смогут противостоять административному захвату корпоративного сектора. Результаты последних крупных тендеров не оставляют надежды на цивилизованное развитие страхового рынка», - сетует Надежда Мартьянова, генеральный директор СК «МАКС».

В кризис 2008-2009 годов все складывалось иначе. Государство рассматривало страхование как инструмент управления рисками и снижения социальной напряженности. Падение взносов происходило на фоне открытия новых рынков (обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов) и повышения поправочных коэффициентов в ОСАГО. Страховщики получили «карт-бланш». Сейчас уровень доверия к страховой отрасли снизился настолько, что «карт-бланш» превратился в «черную метку», а законодатели всерьез заговорили о снижении тарифов в ОСАГО.

В этих условиях выживут и будут решать государственные задачи только те компании, которые смогут повысить лояльность страхователей и одновременно генерировать прибыль от страховой деятельности. «Главный тренд сегодня на страховом рынке – это снижение затрат и увеличение рентабельности бизнеса за счет автоматизации бизнес-процессов и технологий. Сокращение издержек, приближение маржи к европейским показателям - первоочередные задачи для ведущих страховщиков», – уверен Сергей Рябцов, член совета директоров Группы Ренессанс страхование.

«Рост привлекательности отрасли зависит от решения текущих ключевых проблем: повышения эффективности управления, в том числе за счет внедрения передовых IT-решений и новых технологий, а также выстраивания более эффективных мер противодействия страховому мошенничеству. Важнейшей задачей является преодоление репутационных потерь - за счет реализации комплексной коммуникационной программы по формированию позитивного образа страховщика в глазах государственной системы управления и населения нашей страны», – соглашается Андрей Коженков, начальник Департамента маркетинга и коммуникаций ООО «БИН Страхование».

Время диалога

На этом фоне чуть ли не единственным позитивным событием выглядит создание мегарегулятора на базе Банка России. Ожидаемое усиление надзора, хотя и будет болезненно для страховщиков, в конечном счете может решить задачу повышения доверия.

Кроме того, у страховой отрасли появился шанс наладить конструктивный диалог с государством. «Страховое сообщество возлагает серьезные надежды на новую команду регулятора, ждет от нее более справедливого отношения к проблемам отрасли и поиск новых путей их решения», – рассказывает Сергей Ефремов, исполнительный вице-президент ОАО «СГ МСК».

В сложившейся ситуации важна и консолидация усилий страхового сообщества. Многие проблемы отрасли можно хотя бы частично решить на уровне СРО. Среди них – введение стандарта оценки ущерба в автостраховании, формирование института досудебного урегулирования споров, создание бюро страховых историй и борьба с демпингом и невыплатами. «Необходимо создание единой СРО с делением по отраслевым союзам, чтобы выработать общие правила и следить за соответствием профессиональной этики поведения. Страховое сообщество должно взаимодействовать с ФАС и судами, чтобы формировать нормальное отношение государства к страхованию», - настаивает Александр Григорьев, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах».

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь: Итоги 1-го полугодия 2013 года на страховом рынке: Входим в турбулентность.