Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Регулятор повышает надежность

Вероника Иванова

Большинство НПФ готово выполнить новые требования ЦБ и продолжить работать в системе пенсионных накоплений.

В конце 2013 года российскими властями было принято решение о реформировании рынка НПФ. К началу 2014 году, когда вступило в силу новое пенсионное законодательство, объем пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) превысил 1 трлн рублей, а клиентская база - 22 млн человек. На время реформы пенсионные накопления были «заморожены»: движения средств между фондами и ПФР приостановлены до завершения всех процедур. Предполагается, что накопления за вторую половину 2013 года и по переходной кампании 2013 года будут перечислены в фонды только после того, как они акционируются, пройдут проверку ЦБ и вступят в систему гарантирования.

Помимо политических причин у реформирования пенсионного рынка есть и объективное финансовое обоснование. Собрав значительный объем пенсионных накоплений и застрахованных лиц, пенсионный рынок отличался гораздо менее высоким уровнем регулирования с точки зрения финансовой устойчивости по сравнению с «привычным» для ЦБ банковским сектором.

Реформа ради надежности

Прежде всего, фонды, работающие с накоплениями, обязаны пройти процедуру акционирования. Однозначной оценки необходимости проведения акционирования среди участников рынка нет, но большинство участников согласно, что эта процедура повысит прозрачность рынка и обеспечит приток капитала. Так, по мнению председателя Совета НАПФ Константина Угрюмова смена организационно-правовой формы НПФ будет способствовать привлечению инвесторов в отрасль. Отсутствие акционерного статуса фондов было основным препятствием для инвестирования в развитие пенсионной отрасли, так как некоммерческий статус не предполагал получение прибыли акционера. Но пока остается нерешенным важный вопрос о налогообложении будущих  акционеров.

К концу апреля более 20 фондов уже приступили к этой процедуре. Вместе с тем, акционирование фондов, предполагающее повышение прозрачности рынка, на деле может раскрыть конечных собственников у фондов, в которых сконцентрировано менее 50% пенсионных накоплений. Часть фондов намерены акционироваться по «сложному пути», то есть с выделением отдельного фонда по ОПС, собственником которого будет выступать фонд по НПО. Законодательство позволяет использовать такую схему владения АПФ до 2019 года. К тому моменту должны будут акционироваться все фонды, в том числе работающие только с программами НПО. О своем желании акционироваться по сложному пути заявили уже 3 фонда, в которых находится 29% от всего объема пенсионных накоплений на рынке.

Процедура вступления фондов в систему гарантирования пенсионных накоплений, которой будет предшествовать проверка ЦБ, окончательно не определена и описана только в виде проекта. Но из проекта уже видно, что основными критериями оценки надежности НПФ при вступлении в систему гарантирования станет объем и достаточность капитала будущего акционерного пенсионного фонда (АПФ). Так, из проекта Положения об оценке соответствия деятельности НПФ требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц следует, что минимальный требуемый объем капитала фонда (сейчас ИОУД) будет повышен как минимум до 130 млн рублей, что на 30% выше текущего норматива. Требование к достаточности капитала, при расчете которой учитывается структура размещения капитала, косвенно обозначает и требование к структуре собственных средств фондов (она должна соответствовать нормативным требованиям структуры инвестирования пенсионных накоплений).

Появление требования со стороны регулятора к достаточности капитала фондов сами участники рынка приветствуют. «Все понимают, что эти меры направлены на укрепление устойчивости и надежности НПФ. Все обременения при вхождении в систему гарантирования прав застрахованных лиц неоднократно обсуждались на консультациях в Центральном Банке», - утверждает Константин Угрюмов.

Следующим шагом к повышению надежности могут стать дополнительные требования к риск-менеджменту фондов и надежности УК. Последние особенно важно в условиях, когда все пенсионные накопления инвестируются только через УК. При этом в существующих документах, регламентирующих формирование системы гарантирования пенсионных накоплений, не предполагается участия в ней управляющих.   

НПФам определят достаточность капитала

Из всех новых требований регулятора, призванных повысить надежность пенсионного рынка, наиболее формализованными являются требования к объему капитала фондов и его достаточности по отношению к пенсионным обязательствам. Требование вполне обоснованное, так как на протяжении последних нескольких лет финансовая достаточность капитала фондов падала: при практически неизменном объеме ИОУД размер пенсионных обязательств фондов увеличивался. За 4 года объем пенсионных средств в фондах увеличился на 140%. Размер капитала при этом вырос лишь на 26%.

Причем на самом быстрорастущем сегменте рынка – ОПС (с 2010 года объем пенсионных накоплений вырос в 7 раз) - достаточность ИОУД к объему пенсионных накоплений еще ниже, чем в целом на пенсионном рынке. Так, на конец 2013 года она была ниже среднерыночного показателя на 1 п.п. и составляла 11%.

Низкий уровень достаточности объясняется тем, что большинство фондов повышали ИОУД в первую очередь при увеличении норматива, а не для соответствия растущим обязательствам. «Пик» падения достаточности капитала НПФ пришелся на конец 3 квартала 2013 года. В последнем же квартале 2014 года, получив от регулятора определенную ясность по критериям проверки надежности, часть фондов стала готовиться заранее и успела увеличить ИОУД до завершения года (график 2).

Ожидаемое повышение требований к минимальному объему капитала потребует дополнительных затрат почти для 30% фондов, работающих на рынке ОПС. Из 88 НПФ, работающих с ОПС на конец 2013 года, у 24 фондов ИОУД не превышал 130 млн рублей. Однако на эти фонды приходилось лишь 1,5% всех пенсионных накоплений. А почти 95% пенсионных накоплений были сконцентрированы в фондах с капиталом более 200 млн рублей (график 3).

Требование по достаточности капитала может оказаться для фондов более сложным в выполнении по сравнению с повышением минимальной планки. В проекте Положения об оценке соответствия деятельности НПФ требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц достаточность капитала фонда рассчитывается с учетом инвестиционной структуры ИОУД, соответствующей требованиям инвестирования пенсионных накоплений. То есть регулятор может ввести требования к качеству и структуре размещения капитала фондов.

На конец 2013 года структура ИОУД фондов существенно отличалась от структуры портфеля пенсионных накоплений за счет высокой доли «прочих активов» (таблица 1). Поэтому вступление в систему гарантирования потребует от фондов и их акционеров дополнительных затрат для повышения достаточности капитала и замещения «прочих активов» более качественными с позиции регулятора финансовыми инструментами.

Таблица 1. Структура размещения ИОУД сильно отличается от требований к инвестированию пенсионных накоплений

Вид актива Структура размещения ИОУД фондов на 31.12.2013, % Структура инвестирования пенсионных накоплений фондов на 31.12.2013, %
Денежные средства на счетах в кредитных организациях 10,9 10,0
Денежные средства в банковских депозитах 23,4 27,6
Государственные ценные бумаги Российской Федерации 0,0 5,8
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 0,3 6,6
Облигации российских эмитентов, помимо государственных ценных бумаг РФ и субъектов РФ 14,0 38,9
Акции российских эмитентов 12,0 8,6
Паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов 4,2 0,0
Ипотечные ценные бумаги 0,0 0,7
Ценные бумаги международных финансовых организаций 3,8 0,1
Прочие активы 31,4 1,7

Источник: «Эксперт РА»

Риски растут, контроль пока отстает

После кризиса 2008 года большинство НПФ перешло к предельно консервативным инвестиционным декларациям с преобладанием инструментов с фиксированной доходностью. Доля корпоративных облигаций в последние годы составляла 40-45%, а доля акций не превышала 9%. Однако появление на рынке НПФ системы гарантирования и переход к пятилетнему периоду фиксации инвестдохода может увеличить фактический горизонт инвестирования пенсионных средств. В этом случае управляющие могут начать проводить более агрессивную стратегию инвестирования пенсионных накоплений, и инвестиционные риски фондов могут существенно возрасти. Управляющие уверены, что сами накопления должны быть «длинными» инвестициями, а инвестиционная стратегия должна учитывать период инвестирования пенсионных накоплений. «Необходимо сопоставлять длительность пенсионных обязательств с горизонтами инвестирования. Чем дольше горизонт планирования, тем большую волатильность мы можем себе позволить с тем, чтобы доходность была выше. Если будет применен этот логичный подход, тогда мы сможем инвестировать средства гораздо эффективнее», - убежден генеральный директор УК «Сбербанк Управление Активами» Антона Рахманова.

Поэтому работа регулятора над повышением надежности рынка может сопровождаться введением формальных требований к риск-менеджменту фондов и надежности УК, работающих со средствами ОПС. «Фонды будут только приветствовать появление внятных требований к системе риск-менеджмента со стороны регулятора. Но появление таких требований для НПФ должно сопровождаться формированием аналогичных требований для УК, потому что ситуация с развитием риск-менеджмента в компаниях не самая лучшая», - считает исполнительный директор КИН Финанс НПФ Антон Шпилев. По мнению Антона Рахманова,  происходящие на пенсионном рынке изменения приведут к увеличению порога минимального объема собственного капитала УК, необходимого для допуска к управлению пенсионными  средствами. Фонды также ждут от регулятора ужесточения требований к управляющим. Так, большинство участников обзора «Эксперт РА» считает, что наиболее важными изменениями в регулировании рисков УК, управляющих пенсионными накоплениями, должны стать введение требований к надежности компаний через рейтинги, а также появление формальных требований к отбору фондом управляющих (график 4).

Необходимость совершенствования дополнительного контроля рисков УК связана также с тем, что зависимость НПФ от своих управляющих растет. За 2013 год доля крупнейшей УК в портфеле пенсионных накоплений у НПФ в среднем увеличилась с 68 до 72%. В начале 2014 года обсуждалась возможность введения регулятором требований к минимальному количеству УК, управляющих пенсионными накоплениями одного фонда. Такая мера могла бы снизить инвестиционные риски, но пока, по мнению фондов, рынок к ней не готов. «Будь я на месте клиента НПФ, мне было бы спокойнее, когда фонд обслуживают несколько управляющих. Это позволяет диверсифицировать риски и поддерживать режим здоровой конкуренции между УК. Но когда компаний становится слишком много, это уже минус: у НПФ возрастают издержки, УК становится сложнее взаимодействовать и контролировать. При этом количество УК, в которых есть качественное управление и хороший риск-менеджмент очень ограничено», - считает Антон Шпилев.

Пока фонды проходят акционирование и готовятся к вступлению в систему гарантирования, развитие рынка практически остановлено. «Заморозка» накоплений сопровождалась отменой системы трансферагентских соглашений, позволявшей НПФ привлекать клиентов через банки и агентские сети. По мнению исполнительного директора НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» Сергея Дубинина, это значительно усложнило привлечение застрахованных лиц, так как для многих фондов в последние годы это был основной канал увеличения клиентской базы.

В результате реформы на пенсионном рынке останутся только надежные НПФ. Но перспектива роста рынка будет зависеть от политического решения по «разморозке» ОПС. Наиболее пессимистичные представители фондов опасаются, что новые пенсионные накопления не поступят на рынок независимо от того, как участники справятся с акционированием и выполнением требований регулятора. Но большинство НПФ уверены в том, что новые накопления начнут поступать в фонды с 2015-2016 гг., а сценарий 2014 года с изъятием пенсионных накоплений в солидарную систему не повторится. С этим согласен и Константин Угрюмов, по мнению которого, пессимистичный сценарий маловероятен, так как государство отлично понимает, что другого внутреннего инвестиционного ресурса «в длинную», кроме пенсионных накоплений просто нет.

Журнал «Эксперт»