Антон Табах: «Одна из проблем состоит в том, что государственный сектор интегрирует в себя практически все»
Поделиться
Facebook Twitter VK


По его мнению, государству надо думать про развитие внутреннего спроса, а не о накоплениях на черный день.

По его мнению, государству надо думать про развитие внутреннего спроса, а не о накоплениях на черный день.

Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах в беседе с Иваном Медведевым подвел предварительные итоги года, проанализировав роль государства в экономике и возможные точки роста, а также то, какие шаги могут подтолкнуть экономику страны.

Вторая половина ноября — это время, когда принято подводить промежуточные итоги года. С вами хотелось бы поговорить о масштабных планах. Из масштабных проектов из планов развития, заявленных до 2020 года, фактически исполненным оказался только план по инфляции. Как вам кажется, почему так?

Антон Табах: Ну, стратегия развития России до 2020 года, реализация которой оказалась такой, что получили результаты, но совсем не те, которые закладывали. Часть проблем можно списать на геополитические факторы, на то, что прямо посередине реализации этой программы Россия оказалась во многом отрезана от технологий мировых финансовых рынков, а собственный финансовый рынок оказался не способен быстро мобилизовать нужные ресурсы. Дальше ответом было выстраивание государственной финансовой крепости с высокими процентными ставками, высокой собираемостью налогов и максимизацией государственных доходов. Нацпроекты — это идея более новая, соответственно, объявленная в 2018 году реализация должны была начаться в этом году, но гладко было только на бумаге, соответственно, запуск был отложен. В этом году вообще плохо с реализацией государственных расходов, потому что их зажали настолько, что даже зажатые не выполняются. Соответственно, основной центр реализации нацпроектов перешел на следующий год. Одна из проблем состоит в том, что государственный сектор интегрирует в себя практически все. Это не очень хорошо с точки зрения поощрения частной инициативы, это не очень хорошо с точки зрения привлечения финансирования, потому что понятно, что госсектор, даже если речь не идет о государственном финансировании, получает финансы на, скажем так, более выгодных условиях. Так было, и это с точки зрения рисков вполне понятно. И одна из глобальных проблем заключается в том, что огосударствление проникло практически во все сектора, даже там, где по мировым стандартам и по сложившейся практике роль государства обычно низкая.

А в чем, как вам кажется, смысл наполнения бюджета, в том числе, с прямым повышением налогов за счет граждан и при этом засаливание профицитов зарубежных активов, в том числе в планово-убыточные евро и юани?

Антон Табах: Потому что это научились делать хорошо. И второе — ориентация на стабильность. Соответственно, если научились хорошо давить инфляцию и собирать налоги, давайте будем работать в этом направлении. Можно отчитаться, что бюджет в прекрасном положении и инфляция действительно низкая. И уже совсем другой вопрос, что это сделано за счет кредитной нагрузки на предприятия и население, за счет выкачивания практически всех свободных средств из экономики, и того, что бизнес не инвестирует: остатки на счетах предприятий копятся, но не вкладываются. Соответственно, это инерция. Государство создало большие резервы и запасы, но основная проблема в том, что нельзя все время готовиться к черному дню. Собственно, тем государство и отличается от домохозяйства. Если государство все время экономит, если оно жестко зажимает расходы, особенно в той ситуации, когда госсектор является доминирующим, то это идет цепной реакцией по всей экономике. Соответственно, складывается ситуация, когда бизнес и население придавлены, люди — новая нефть, но при этом бюджет в идеальном состоянии, госсектор активно развивается и множится и, фактически, свободные деньги есть только у государственных структур. Что касается вложений в зарубежные активы, опять-таки, давайте будем продолжать в том же духе и накапливать. Так как долларовые активы сейчас стали рискованными, давайте вкладывать в евро и юань, а то, что у юаня есть склонность к его ослаблению, а по евро отрицательные процентные ставки по всем качественным бумагам, это уже является вторичным вопросом. И то, что хорошо работало лет 5-10 назад, не обязательно хорошо работает сейчас. Оно хорошо сработало, поэтому давайте повторять. Старый конь борозды не испортит.

А есть ли возможность как-то сесть на условного нового коня и как-то стимулировать рост в нынешних условиях, в условиях сложившейся парадигмы?

Антон Табах: Первое, что можно сделать, это войти в график по бюджетным расходам. Например, мы сейчас наблюдаем, то первые девять месяцев бюджетные расходы зажимались, а сейчас начнется активная трата денег просто, потому что нужно активно закрывать незакрытое. И, собственно, этот год рекордный именно по медленности расходов федерального бюджета и накоплению профицита.

У нас ежегодно средства расходуются ускоренными темпами в последний квартал, это уже традиция такая.

Антон Табах: Да, но не до такой степени, как сейчас. Условно говоря, раньше это было 75 на 25 недобора соответственно при пропорции, сейчас за первые девять месяцев чуть меньше половины запланированных расходов провели, а теперь будут нагонять. Понятно, что частично это стало традицией, необычно то, что уже были заложены, например, расходы на нацпроекты, которые шли очень медленно, в основном из-за согласования планов, потому что все это требует работы. Соответственно, что можно сделать? Во-первых, надо признать победу над инфляцией и то, что бюджетная консолидация крайне успешна и очень глубока и можно немножко расслабиться. Даже министерство финансов немного опустило рукава смирительной рубашки, которая была надета на бюджетный сектор, соответственно нужно обязательно учитывать, что налоги собираются лучше, чем планируется. Надо быть достаточно консервативным, но не до той степени, которая есть сейчас, когда на этом построена вся бюджетная политика. И второе, надо думать, как создавать возможности для развития, причем не только и не столько на базе госсектора.

Регуляторная гильотина — очень хороший шаг, но пока он скорее коснется мертвых или редко применяемых нормативных актов. Государству нужно ограничиваться и не лезть в те сектора, где и так все неплохо. Это, наверное, концепция, которая должна занять свое место в умах представителей государства и бизнеса. И наконец, думать про развитие внутреннего спроса, потому что без него роста не будет, а сейчас объективно зарплаты стагнируют. В рамках нацпроекта, если удастся реализовать планы по демографии, тогда будут не слишком хорошо исполняться планы по доходам, просто потому что будет больше пенсионеров, больше детей и больше матерей, находящихся в декрете. Уже все забыли про создание 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, которые были в стратегии-2020. Часть рабочих мест становятся технологичными естественным путем. Но в данном случае это то, что нужно закладывать в бюджет: не строительство новых государственных империй, не улучшение налогового администрирования ради улучшения налогового администрирования, а именно думать о политике доходов.

Источник: Business FM

Дополнительные материалы по тематике


Совместить торжества и аресты. Почему чиновникам будет непросто выполнять поручение Путина о помощи бизнесу

Российский чиновничий аппарат хорошо «заточен» под различного рода ограничения и отказы, но совершенно не приспособлен к тому, чтобы помогать людям в сложных ситуациях. О том, насколько эффективна выбранная властями схема доведения денег до пострадавших от пандемии граждан и компаний, рассуждает доцент МГУ и ВШЭ экономист Антон Табах. 13.05.2020

Раздачи на выходе. Что дадут майские меры поддержки экономики

Постепенность в принятии мер поддержки и быстрая коррекция тех из них, что не работают или недостаточны, что стало нормой с марта, ранее никогда не практиковались в российской бюрократической системе. Сейчас – как минимум на высшем уровне – признано, что принимаемые в пожарном порядке решения могут быть неоптимальными, а инфраструктура для их реализации часто выбирается по критерию простоты и скорости реализации. Попутно обкатываются новые инструменты, которым может предстоять долгая жизнь и после эпидемии. 13.05.2020

Корректировка методов: будет ли успешным новый антикризисный план Кремля

Государство приступает к прямым финансовым вливаниям на выплату зарплат, но в основе антикризисной политики по-прежнему видно желание сохранить ресурсы до выяснения масштабов ущерба для экономики. 16.04.2020

Эксперт подсчитал, на сколько упадут доходы россиян из-за коронавируса

ПРАЙМ

МОСКВА, 14 апр — ПРАЙМ. При наиболее вероятном сценарии падение реальных доходов россиян во втором квартале составит 15%, однако все будет зависеть от того, сколько продлится пандемия коронавируса, рассказал агентству "Прайм" главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах.
14.04.2020

В России наблюдается невысокая востребованность ГЧП инициатив во множестве важных отраслей экономики

Генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Сергей Тищенко считает, что несмотря на продолжающееся развитие инструментов для реализации проектов государственно-частного партнерства, в России по-прежнему наблюдается невысокая востребованность таких инициатив во множестве потенциально важных отраслей экономики. 10.04.2020