Прибыль в жертву ликвидностиЛокальные вспышки паники вкладчиков, переток средств клиентов в госбанки и напряженная ситуация на рынке МБК оказали давление на банковскую ликвидность в конце 2013 года. В целях стабилизации ситуации банки ограничили свои риск-аппетиты, что обеспечило им избыточную нормативную ликвидность, но не решило проблемы неоптимальной структуры ресурсной базы. В условиях дефицита ликвидности в банковском секторе в конце 2013 года ЦБ РФ не допустил распространения панических настроений на крупные банки за счет рекордных объемов рефинансирования. Некрупные кредитные организации в ущерб прибыльности сформировали подушку ликвидности на случай оттока средств клиентов. Однако ряд банков в 2014 году будет по-прежнему испытывать потребность в дополнительной ликвидности. Под покровом нормативовПоведение вкладчиков в конце 2013 – начале 2014 года вынудило небольшие банки с избытком запастись ликвидностью в ущерб доходному размещению средств. По состоянию на 01.03.2014 нормативы Н2 и Н3 выполняются ими со значительным запасом: средние значения по банкам из топ-300 по активам составили 85,9 и 108,6% соответственно. Фактически банки вынуждены поддерживать избыточную «подушку ликвидности» под обязательства срочностью свыше 30 дней, не учтенные в расчете Н3, на случай досрочного изъятия части «длинных» депозитов. В частности, крайне чувствительны к негативным публикациям в СМИ вклады физлиц с возможностью досрочного изъятия без потери процентов. Таким образом, для оценки подверженности панике вкладчиков целесообразен расчет показателя текущей ликвидности, скорректированного на потенциальную величину оттока средств физлиц и некредитных коммерческих предприятий срочностью свыше 30 дней (подробнее о методике см. Приложение 3). Низкие значения данного показателя, как правило, характерны для банков с невысоким Н3 и большой долей депозитов физлиц, которые при расчете Н3 учтены как средства срочностью более 30 дней. Означать угрозу финансовому состоянию банка это может при реализации худшего сценария – массового оттока средств клиентов и отсутствия доступа к источникам дополнительной ликвидности. Привилегии крупныхБанки из топ-50 по активам имеют возможность управлять ликвидностью более эффективно, благодаря поддержке ЦБ РФ и широкому спектру источников фондирования. Отзывы лицензий проблемных банков в конце 2013 года привели к значительному усилению рыночных позиций крупных, прежде всего государственных банков из-за перетока средств клиентов. За IV квартал 2013 года было отозвано 17 банковских лицензий, что спровоцировало вспышки паники вкладчиков, сделавших выбор в пользу крупных банков. Как итог, за последний квартал 2013 года доля средств ФЛ, приходящаяся на 10 крупнейших банков, выросла с 58,7 до 62%. В свою очередь это отразилось и на кредитных портфелях: рыночная доля топ-10 возросла с 54 до 57% по кредитам юридическим и физическим лицам. ЦБ РФ не допустил распространения панических настроений на банки из топ-50 по активам. Многие банки в условиях затруднения доступа к рынку МБК замещали фондирование от физлиц кредитами ЦБ РФ. На 01.03.2014 доля средств Банка России в совокупных пассивах банков составляет 7% (а максимальный уровень с конца 2009 года был достигнут на 01.01.2014 и приблизился к 8,1%). По состоянию на 01.03.2014 задолженность банков перед ЦБ РФ составляет более 3,9 трлн рублей. Основной объем поддержки (более 90% предоставленных Банком России средств на 01.03.2014) приходится на банки, входящие в топ-50 по активам. Помимо рефинансирования в рамках сделок РЕПО, наблюдается значительный рост популярности кредитов Банка России, предоставленных в рамках положения № 312-П. За период с 01.10.2013 по 01.03.2014 доля таких кредитов в суммарном объеме рефинансирования банков возросла с 24,6 до 43,3%. Понимая, что публикация списка системно значимых банков может спровоцировать вторую волну перетока средств клиентов, ЦБ отложил ее на неопределенный срок, одновременно смягчив критерии системной значимости. Статус системно значимого банка фактически в глазах населения является «белой» меткой. Режим особо жесткого контроля за системно значимыми банками в массовом сознании пока не закрепился, для рядовых вкладчиков термин скорее является синонимом «очень надежный банк». В дополнение к изменению сроков публикации, указанием от 16 января 2014 года № 3174-У список системно значимых банков был расширен. Теперь, помимо уже названных регулятором Газпромбанка, Промсвязьбанка и Райффайзенбанка, в него могут попасть не менее 40 крупнейших кредитных организаций. На фронте ликвидности без переменОжидать кардинального улучшения ситуации на рынке до конца 2014 года не приходится. Наиболее актуальной проблемой для небольших банков остается доступность источников дополнительной ликвидности. По состоянию на 01.03.2014 банками ниже 300-го места по активам уже передано в рамках сделок РЕПО около трети совокупной величины сформированных ими портфелей ценных бумаг. В относительном выражении это соответствует уровню обременения портфелей топ-100, но в большинстве случаев некрупным кредитным организациям недоступны кредиты в рамках 312-П, существенные и устойчивые лимиты на МБК и прочие привилегированные источники ликвидности. Отдельную нишу занимают небольшие банки, которые при реализации негативного сценария могут рассчитывать на поддержку бенефициаров, например в форме субординированных кредитов от аффилированных структур, но надежность такого источника и оперативность фондирования, как правило, сложно оценить. При этом отдельные регулятивные новации, негативно воспринятые участниками рынка, побудили банки приступить к реализации непрофильных активов и тем самым получить дополнительную ликвидность. Так, ввиду приближающегося досоздания резервов под вложения в подконтрольные закрытые паевые инвестиционные фонды, многие небольшие банки начали заблаговременную реализацию паев ЗПИФов в конце 2013 года. Совокупный по сектору объем вложений в паи ЗПИФов и иные низколиквидные ценные бумаги за период с 01.10.2013 по 01.02.2014 изменился незначительно (сокращение с 607,1 до 599,8 млрд руб. без учета переоценки), однако удерживают (а в ряде случаев наращивают) данные активы на балансе банки, которые могут себе это позволить, исходя из размера капитала и доли участия в том или ином паевом фонде. Банки за пределами топ-200 по активам, а также некоторые крупные банки приступили к реализации паев, превращая низколиквидные активы в денежные средства, к чему их подтолкнула политика ЦБ РФ. По прогнозам «Эксперта РА», напряженная ситуация с ликвидностью в банковском секторе сохранится до конца 2014 года. Объемы рефинансирования со стороны ЦБ РФ существенно не сократятся, но доля его средств в пассивах банков немного снизится (до уровня не менее 6,5% на конец 2014 года). Давление на банковскую ликвидность окажет рост ключевой ставки, к которому ЦБ вынудило ослабление рубля на фоне конфликта в Украине. Переток средств клиентов в госбанки продолжится, но в меньших, по сравнению с концом 2013-го – началом 2014 года, масштабах. В результате некрупные частные банки по-прежнему будут вынуждены поддерживать избыточный запас ликвидности в ущерб прибыльности. Для банков за пределами топ-50 по активам ограниченный доступ к ликвидности станет одним из основных препятствий для расширения бизнеса в 2014 году.Приложение 1. Таблицы и графики
Приложение 2. ТаблицыТаблица 1. Динамика скорректированного показателя текущей ликвидности за период с 01.10.2013 по 01.03.2014
Таблица 2. Значения нормативов Н2 и Н3 по банкам из топ-200 по активам на 01.03.2014Открыть таблицу в новом окнеЖурнал «Банки и деловой мир» |
Новое на сайте Исследования Бюджеты российских регионов в 2018 году: рекордные профициты, дотации и сдержанные инвестицииДолги российских регионов в 2018 годуЭкономическое здоровье российских регионов: текущий уровень и динамика измененийБанковский сектор в 2018 году: ставка на крупныхМикрофинансирование в России: итоги 2018 годаБюллетени
Архив
|
Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.
Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645