en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с Дмитрием Зотовым, генеральным директором ПАО «ТрансФин-М»

«К значимым событиям, которые оказывают влияние на рынок лизинга, в первую очередь относятся события банковского сектора»

 – Какие значимые события произошли на рынке в III квартале 2017 года?

 – К значимым событиям, которые оказывают влияние на рынок лизинга, в первую очередь относятся события банковского сектора. Безусловно, положительное воздействие оказывает планомерное снижение ключевой ставки ЦБ, в результате чего ставки по кредитам по сравнению с началом года снизились на 2–2,5 п. п. Влияние на рынок в будущем окажут события, связанные с банками «Бинбанк» и «Открытие», которые являются акционерами крупных лизинговых компаний. Какую стратегию изберет новый менеджмент в отношении лизинговых дочек, покажет время. В конце сентября 2017 года «Вим-Авиа» объявила банкротство, что негативно сказалось и на положении лизинговых компаний, сдающих самолеты этой авиакомпании, и на восприятии сегмента авиации лизинговым рынком в целом. Положительную динамику по-прежнему демонстрирует рынок грузовых вагонов, арендные ставки по которым продолжают расти.

 – В 2017 году активно развивался сегмент ж/д лизинга. Как вы оцениваете перспективы данного сегмента на 2018 год? Какие виды вагонов будут пользоваться наибольшим спросом? Как обеспечить высокие темпы роста ж/д сегмента, не допустив профицита вагонов на рынке?

 – Темпы роста сегмента ж/д лизинга напрямую зависят от ситуации на рынке оперирования, нецелесообразно наращивать объемы инвестиций, одновременно тем самым нарушая баланс парка.

В 2018 году сегмент покажет объем, соотносимый с 2017 годом, его рост будет ограничиваться производством вагонов – по нашим прогнозам будет произведено около 45–50 тыс. вагонов. Эти цифры ниже прогнозных показателей 2017 года из-за низкого списания вагонов в 2018 году и возможного дефицита или дорогой стоимости некоторых запасный частей для производства вагонов. В 2018 году начнется сокращение потребности в новых полувагонах, а потребность в новых нефтебензиновых цистернах еще не сформируется. Лизинговым компаниям в таких условиях потребуется переходить в сегмент специализированного подвижного состава для проведения инвестиций в новые вагоны. До сих пор основными сегментами работы лизингодателей были полувагоны и цистерны (более 80% парка в собственности лизинговых компаний составляют полувагоны и нефтебензиновые цистерны). Половина всех полувагонов и нефтебензиновых цистерн находится на балансе лизинговых компаний, при этом остальные типы вагонов принадлежат лизинговым компаниям только на 20%.

 – Способен ли рынок в 2018 году самостоятельно, без госсубсидий обеспечить темпы роста свыше 20% или все еще сохранится потребность в программах государственной поддержки? Если да, то лизинг каких видов оборудования по-прежнему стоит продолжить стимулировать госсубсидиями?

 – Темпы роста рынка лизинга зависят от ситуации в экономике и стоимости финансирования. Благодаря снижению ключевой ставки в 2017 году рынок значительно восстановился. Прогнозы по дальнейшему снижению ставки до 7–7,3% и росту ВВП позволяют сделать вывод о том, что рынок лизинга также будет расти. Безусловно, есть сегменты, которые напрямую зависят от мер государственной поддержки. В частности, сегмент авиализинга будет в значительной мере зависеть от поддержки государства программы по лизингу самолетов «Сухой Суперджет».

Субсидии в сегменте ж/д преимущественно влияют на цену вагона. Так, в течение 2017 года полувагон подорожал с 2,6 до 2,9 млн рублей. В случае отмены субсидий, скорее всего, вагоностроителям придется снизить цену, в противном случае покупка новых вагонов станет нерентабельной.

Другие сегменты, такие как лизинг автотранспорта и оборудования, носят более рыночный характер, и с понижением ставок финансирования будет расти и спрос на новые инвестиции. Отраслевые программы субсидирования в данном случае могли бы оказать хорошую поддержку сегменту лизинга оборудования.

 – Какие ключевые стоп-факторы, по вашему мнению, препятствуют развитию лизинга высокотехнологичного оборудования в России?

– Основным препятствием развития лизинга высокотехнологичного оборудования на сегодняшний день, на мой взгляд, являются сложность ремаркетинга и быстрая потеря стоимости. Если говорить об ИТ-оборудовании – скорость появления новых видов оборудования такова, что через год-полтора актив становится морально устаревшим. Кроме того, зачастую для работы оборудования необходимо программное обеспечение, которое приобретается отдельно и не принадлежит лизингодателю. Общая проблема развития сегмента лизинга оборудования заключается в том, что имущество часто является нетиповым, его конфигурации формируются непосредственно под клиента, а при изъятии и демонтаже оно теряет в стоимости иной раз до 80%. Кроме того, ввиду многообразия видов оборудования лизинговые компании не имеют развитых компетенций в данном сегменте, что делает его более рискованным. Все эти факторы вынуждают подходить к работе в этом сегменте в большей степени с банковской точки зрения, то есть принимать риск на клиента и его финансовое состояние, а не на актив, как это принято в лизинге. Так, у нас в портфеле есть проект по лизингу оборудования для WiFi-сети в московском метрополитене; при принятии решения о реализации сделки мы осознавали, что в случае дефолта клиента оборудование изъять будет невозможно и по большому счету бессмысленно.

 – Какие сегменты, продукты, технологии, по вашему мнению, могли бы стать новыми точками роста лизингового рынка в ближайшие годы?

– В 2018 году по моим оценкам продолжится рост сегмента автотранспорта как наиболее массового и с наименьшим барьером входа. В связи со снижением ключевой ставки ЦБ финансирование по приемлемой стоимости доступно уже не только крупным компаниям, но и небольшим частным компаниям и компаниям в регионах. Рост конкуренции в сегменте вынудит компании предлагать рынку новые продукты, такие как операционный лизинг автотранспорта. В Европе данный вид услуги носит массовый характер, а в России на сегодняшний день развит слабо. В то же время рост конкуренции в сегменте автолизинга будет толкать компании финансировать и более сложные сегменты рынка, в частности, лизинг оборудования. В период кризиса лизинг оборудования наиболее подвержен сокращению. Сейчас в условиях доступности финансирования объем сделок с оборудованием будет расти. То же самое справедливо и для сегмента водных судов – его доля в объеме новых сделок традиционно очень низкая – 1,5–2%, и одна из причин – необходимость привлечения финансирования по низким ставкам и на длительный срок.

При сохранении мер господдержки программы по лизингу самолетов «Сухой Суперджет» и выполнении программы закупок новых самолетов «Аэрофлотом» также вероятен рост сегмента авиации. Новые сделки с другими типами самолетов и авиакомпаниями осложняются ситуацией в самом сегменте авиаперевозок. Рынок сильно консолидирован – 50% рынка занимает «Аэрофлот». Остальные компании скорее склонны прибегать к краткосрочному операционному лизингу от иностранных лизингодателей, которые априори могут предложить более комфортные условия и обладают более развитыми компетенциями.

 – Какие тенденции в сегменте лизинга промышленного оборудования и спецтехники вы можете отметить? Прошла ли кризисная фаза для российской промышленности?

– ВВП восстанавливается, в будущем году прогнозируется рост до 2,2%, из чего можно сделать вывод о том, что пик кризиса мы прошли. Предприятия восстанавливают планы по привлечению новых инвестиций и модернизации основных фондов. Как я уже упоминал выше, сложность работы с оборудованием заключается в его многообразии, низкой ликвидности и отсутствии развитого вторичного рынка, поэтому лизинговые компании пока идут в сегмент с осторожностью. Однако именно лизинг оборудования в перспективе нескольких лет имеет хороший потенциал роста.

Если говорить о спецтехнике, на фоне роста экспортных цен растет спрос на технику для добычи полезных ископаемых. Например, закупки карьерных самосвалов в этом году выросли почти в 2 раза по сравнению с прошлым.