en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

Интервью с Дмитрием Зотовым, генеральным директором ПАО «ТрансФин-М»

«К значимым событиям, которые оказывают влияние на рынок лизинга, в первую очередь относятся события банковского сектора»

 – Какие значимые события произошли на рынке в III квартале 2017 года?

 – К значимым событиям, которые оказывают влияние на рынок лизинга, в первую очередь относятся события банковского сектора. Безусловно, положительное воздействие оказывает планомерное снижение ключевой ставки ЦБ, в результате чего ставки по кредитам по сравнению с началом года снизились на 2–2,5 п. п. Влияние на рынок в будущем окажут события, связанные с банками «Бинбанк» и «Открытие», которые являются акционерами крупных лизинговых компаний. Какую стратегию изберет новый менеджмент в отношении лизинговых дочек, покажет время. В конце сентября 2017 года «Вим-Авиа» объявила банкротство, что негативно сказалось и на положении лизинговых компаний, сдающих самолеты этой авиакомпании, и на восприятии сегмента авиации лизинговым рынком в целом. Положительную динамику по-прежнему демонстрирует рынок грузовых вагонов, арендные ставки по которым продолжают расти.

 – В 2017 году активно развивался сегмент ж/д лизинга. Как вы оцениваете перспективы данного сегмента на 2018 год? Какие виды вагонов будут пользоваться наибольшим спросом? Как обеспечить высокие темпы роста ж/д сегмента, не допустив профицита вагонов на рынке?

 – Темпы роста сегмента ж/д лизинга напрямую зависят от ситуации на рынке оперирования, нецелесообразно наращивать объемы инвестиций, одновременно тем самым нарушая баланс парка.

В 2018 году сегмент покажет объем, соотносимый с 2017 годом, его рост будет ограничиваться производством вагонов – по нашим прогнозам будет произведено около 45–50 тыс. вагонов. Эти цифры ниже прогнозных показателей 2017 года из-за низкого списания вагонов в 2018 году и возможного дефицита или дорогой стоимости некоторых запасный частей для производства вагонов. В 2018 году начнется сокращение потребности в новых полувагонах, а потребность в новых нефтебензиновых цистернах еще не сформируется. Лизинговым компаниям в таких условиях потребуется переходить в сегмент специализированного подвижного состава для проведения инвестиций в новые вагоны. До сих пор основными сегментами работы лизингодателей были полувагоны и цистерны (более 80% парка в собственности лизинговых компаний составляют полувагоны и нефтебензиновые цистерны). Половина всех полувагонов и нефтебензиновых цистерн находится на балансе лизинговых компаний, при этом остальные типы вагонов принадлежат лизинговым компаниям только на 20%.

 – Способен ли рынок в 2018 году самостоятельно, без госсубсидий обеспечить темпы роста свыше 20% или все еще сохранится потребность в программах государственной поддержки? Если да, то лизинг каких видов оборудования по-прежнему стоит продолжить стимулировать госсубсидиями?

 – Темпы роста рынка лизинга зависят от ситуации в экономике и стоимости финансирования. Благодаря снижению ключевой ставки в 2017 году рынок значительно восстановился. Прогнозы по дальнейшему снижению ставки до 7–7,3% и росту ВВП позволяют сделать вывод о том, что рынок лизинга также будет расти. Безусловно, есть сегменты, которые напрямую зависят от мер государственной поддержки. В частности, сегмент авиализинга будет в значительной мере зависеть от поддержки государства программы по лизингу самолетов «Сухой Суперджет».

Субсидии в сегменте ж/д преимущественно влияют на цену вагона. Так, в течение 2017 года полувагон подорожал с 2,6 до 2,9 млн рублей. В случае отмены субсидий, скорее всего, вагоностроителям придется снизить цену, в противном случае покупка новых вагонов станет нерентабельной.

Другие сегменты, такие как лизинг автотранспорта и оборудования, носят более рыночный характер, и с понижением ставок финансирования будет расти и спрос на новые инвестиции. Отраслевые программы субсидирования в данном случае могли бы оказать хорошую поддержку сегменту лизинга оборудования.

 – Какие ключевые стоп-факторы, по вашему мнению, препятствуют развитию лизинга высокотехнологичного оборудования в России?

– Основным препятствием развития лизинга высокотехнологичного оборудования на сегодняшний день, на мой взгляд, являются сложность ремаркетинга и быстрая потеря стоимости. Если говорить об ИТ-оборудовании – скорость появления новых видов оборудования такова, что через год-полтора актив становится морально устаревшим. Кроме того, зачастую для работы оборудования необходимо программное обеспечение, которое приобретается отдельно и не принадлежит лизингодателю. Общая проблема развития сегмента лизинга оборудования заключается в том, что имущество часто является нетиповым, его конфигурации формируются непосредственно под клиента, а при изъятии и демонтаже оно теряет в стоимости иной раз до 80%. Кроме того, ввиду многообразия видов оборудования лизинговые компании не имеют развитых компетенций в данном сегменте, что делает его более рискованным. Все эти факторы вынуждают подходить к работе в этом сегменте в большей степени с банковской точки зрения, то есть принимать риск на клиента и его финансовое состояние, а не на актив, как это принято в лизинге. Так, у нас в портфеле есть проект по лизингу оборудования для WiFi-сети в московском метрополитене; при принятии решения о реализации сделки мы осознавали, что в случае дефолта клиента оборудование изъять будет невозможно и по большому счету бессмысленно.

 – Какие сегменты, продукты, технологии, по вашему мнению, могли бы стать новыми точками роста лизингового рынка в ближайшие годы?

– В 2018 году по моим оценкам продолжится рост сегмента автотранспорта как наиболее массового и с наименьшим барьером входа. В связи со снижением ключевой ставки ЦБ финансирование по приемлемой стоимости доступно уже не только крупным компаниям, но и небольшим частным компаниям и компаниям в регионах. Рост конкуренции в сегменте вынудит компании предлагать рынку новые продукты, такие как операционный лизинг автотранспорта. В Европе данный вид услуги носит массовый характер, а в России на сегодняшний день развит слабо. В то же время рост конкуренции в сегменте автолизинга будет толкать компании финансировать и более сложные сегменты рынка, в частности, лизинг оборудования. В период кризиса лизинг оборудования наиболее подвержен сокращению. Сейчас в условиях доступности финансирования объем сделок с оборудованием будет расти. То же самое справедливо и для сегмента водных судов – его доля в объеме новых сделок традиционно очень низкая – 1,5–2%, и одна из причин – необходимость привлечения финансирования по низким ставкам и на длительный срок.

При сохранении мер господдержки программы по лизингу самолетов «Сухой Суперджет» и выполнении программы закупок новых самолетов «Аэрофлотом» также вероятен рост сегмента авиации. Новые сделки с другими типами самолетов и авиакомпаниями осложняются ситуацией в самом сегменте авиаперевозок. Рынок сильно консолидирован – 50% рынка занимает «Аэрофлот». Остальные компании скорее склонны прибегать к краткосрочному операционному лизингу от иностранных лизингодателей, которые априори могут предложить более комфортные условия и обладают более развитыми компетенциями.

 – Какие тенденции в сегменте лизинга промышленного оборудования и спецтехники вы можете отметить? Прошла ли кризисная фаза для российской промышленности?

– ВВП восстанавливается, в будущем году прогнозируется рост до 2,2%, из чего можно сделать вывод о том, что пик кризиса мы прошли. Предприятия восстанавливают планы по привлечению новых инвестиций и модернизации основных фондов. Как я уже упоминал выше, сложность работы с оборудованием заключается в его многообразии, низкой ликвидности и отсутствии развитого вторичного рынка, поэтому лизинговые компании пока идут в сегмент с осторожностью. Однако именно лизинг оборудования в перспективе нескольких лет имеет хороший потенциал роста.

Если говорить о спецтехнике, на фоне роста экспортных цен растет спрос на технику для добычи полезных ископаемых. Например, закупки карьерных самосвалов в этом году выросли почти в 2 раза по сравнению с прошлым.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!