Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Дмитрием Зотовым, генеральным директором ПАО «ТрансФин-М»

«Наиболее значимым событием для рынка лизинга стала предстоящая реформа»

 – Какие значимые события, произошедшие на рынке в IV квартале 2016 года, вы можете отметить? Как изменилась деловая активность лизингополучателей в течение 2016 года?

– Наиболее значимым событием и 2016 года, и IV квартала для рынка лизинга стала предстоящая реформа. Данный вопрос обсуждался ЦБ совместно с участниками рынка на протяжении года. В настоящий момент уже определены базовые требования к лизинговым компаниям, корпоративному управлению и риск-менеджменту, выбрана форма регулирования, разработаны поправки к Закону «О лизинге».

Безусловно, деловая активность в 2016 году возросла. Об этом наглядно свидетельствует рост объема нового бизнеса на 33% по сравнению с прошлым годом; IV квартал для рынка стал даже более продуктивным, чем III. Например, «ТрансФин-М» в IV квартале увеличила новый бизнес практически вдвое. Это связано прежде всего с ростом доступности и стоимости кредитных ресурсов на рынке на фоне снижения ключевой ставки ЦБ, а следовательно, стоимости конечного продукта для лизингополучателя. Значительно вырос спрос на лизинг автотранспорта и спецтехники (это во многом связано с низким спросом в 2014–2015 годах и формированием отложенного спроса) в IV квартале вырос объем сделок в ж/д сегменте.

 – Происходили ли какие-либо изменения во взаимодействии с банками-кредиторами в 2016 году? Оказало ли заметное влияние снижение ключевой ставки Банка России на стоимость фондирования в коммерческих банках?

– Как я уже упоминал ранее, снижение ключевой ставки оказало значительное влияние на рынок и объем новых сделок. Ставки по кредитам с начала 2016 года снизились на 1,5–2 п. п. Банки снижают ставки не только по новым кредитам, но и по уже существующему портфелю.

 – Как вы оцениваете перспективы привлечения фондирования на облигационном рынке в 2017 году?

– Помимо роста доступности кредитных ресурсов, происходит оживление и на рынке облигаций. Это связано, в том числе, с улучшением ситуации на банковском рынке: объем свободной ликвидности растет, в то же время ставки по депозитам снижаются, банки и другие финансовые организации ищут возможность более доходного размещения денежных средств. Рейтинговые агентства улучшили прогноз по страновым рейтингам, что в перспективе будет привлекать иностранных инвесторов. Мы сами в настоящий момент заняты организацией размещения очередного облигационного займа и оцениваем потенциал этого источника фондирования как высокий. В 2017 году количество и объемы сделок в этом сегменте возрастут.

 – В рамках реформирования лизингового рынка Банк России установит список системно значимых лизинговых компаний, к которым будут установлены повышенные требования по управлению рисками. Какие, на ваш взгляд, требования регулятора действительно могли бы снизить риски лизинговой отрасли?

– На мой взгляд, все предложенные ЦБ меры являются разумными и своевременными. Представители лизинговой отрасли принимали активное участие в выработке критериев и требований, поэтому результат является консолидированным мнением ЦБ и лизинговых компаний. Если говорить о требованиях, которые должны снизить риски отрасли, то, на мой взгляд, это в первую очередь выработка единых стандартов к оценке рисков и принятию решений, несущих кредитный риск.

 – В рамках реформы активно обсуждается вопрос об ограничении перечня смежных (неосновных) видов деятельности лизинговых компаний. Какие из них, на ваш взгляд, целесообразно отнести к разрешенным, а какие, напротив, запретить совмещать с лизинговой деятельностью?

– Не считаю, что это является такой уж необходимой мерой, поскольку установление требований к капиталу, системе риск-менеджмента, внутреннему контролю, отчетности так или иначе очистит рынок от компаний, для которых лизинг не является основным профилем деятельности. Но если все-таки рассуждать в контексте необходимости ограничения ряда видов деятельности, к разрешенным я бы в первую очередь отнес аренду, которая фактически является альтернативой финансового лизинга. Поскольку понятие оперативного лизинга у нас законодательно не определено.

 – Чего ваша компания как участник лизингового рынка ждет от реформирования отрасли? Какие проблемы сегодня необходимо решить реформе для развития новых направлений, которые распространены на Западе?

– Как участник рынка лизинга мы прежде всего ждем роста доверия кредиторов и инвесторов к лизинговым компаниям, что для нас будет выражаться в снижении стоимости финансирования и готовности покупать наши ценные бумаги. Реформа в данном контексте повышает прозрачность и привлекательность отрасли. Мы надеемся, что в перспективе ЦБ разрешит банкам рефинансировать кредиты, выданные лизинговым компаниям, что также удешевит стоимость ресурсов. Доступность финансовых ресурсов ведет к росту конкуренции в наиболее развитых сегментах рынка и вынуждает лизинговые компании развивать компетенции для выхода в новые сегменты рынка, предлагать клиентам новые продукты, в том числе и оперативный лизинг, который весьма распространен в США и Европе.

 – Ожидаете ли вы восстановления сегмента лизинга железнодорожной техники в 2017 году? Какие факторы поддержки будут способствовать росту сделок по лизингу / аренде подвижного состава в текущем году?

– Сегмент лизинга железнодорожной техники в 2017 году вырастет. Основным фактором роста является значительное списание парка: в 2015–2016 годах было списано 212 тыс. полувагонов. В результате ставки доходности оперирования полувагонов на протяжении 2016 года выросли в два раза, а на отдельных направлениях даже образуется дефицит вагонов, что ведет к восстановлению спроса на данный тип вагона со стороны операторов в этом году. Одновременно с этим снижение ставок по кредитам делает инвестиции в покупку парка экономически оправданными. В данной ситуации важно не допустить повторного образования профицита, поскольку парк полувагонов уже достаточно молодой? Средний возраст порядка 16 лет, то есть ресурс восстановления ставок за счет списания старых вагонов практически исчерпан. Лизинговым компаниям и банкам следует аккуратно подходить к финансированию полувагонов и обратить внимание на инвестиции в специальный парк.

 – По итогам 9 месяцев 2016 года доля оперлизинга в ж/д сегменте составила около 33% (за аналогичный период 2013 года не более 15%), по оценке RAEX (Эксперт РА). Каковы, по вашему мнению, основные причины увеличения доли операционной аренды в ж/д сегменте за последние три года? Каковы ваши ожидания доли оперлизинга с ж/д техникой в России в 2017–2018 годах?

– Рост доли оперлизинга в ж/д сегменте в 2014–2016 годах вызван в первую очередь кризисной ситуацией в отрасли железнодорожных перевозок в 2013–2015 годах. Лизинговые компании в 2011–2014 годах сделали весьма значительные инвестиции в вагоны. В период низких ставок оперирования часть лизингополучателей не смогла выполнять обязательств и вернула парк. В результате данные вагоны были переданы в аренду другим операторам. Кроме того, в конце 2016 года наметилась тенденция к перераспределению парка от слабых к более сильным игрокам, что тоже привело к росту доли аренды в структуре новых сделок.

  С каким оборудованием ваша компания продолжит работать в 2017 году? К каким рыночным нишам она присматривается и рассчитывает занять в будущем?

– Мы продолжим работу в сегменте лизинга для железнодорожной отрасли, поскольку этот сегмент занимает порядка 90% в нашем портфеле, и мы имеем уже значительные компетенции в этой отрасли. В то же время будем смещать фокус в сторону операционного лизинга и оперирования в данном сегменте. Помимо железнодорожной отрасли, наша стратегия направлена на диверсификацию в другие сегменты рынка. В частности, это сегменты лизинга специальной техники и оборудования для добывающих и смежных с ними отраслей. Рассматриваем отрасли, направленные на импортозамещение, и отрасли с государственной поддержкой. Перспективными сегментами считаем недвижимость и водные суда.