Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

«С ведением регулирования теневая часть рынка точно отпадет»

Какие значимые события произошли на рынке в 3 квартале 2016 года?

Без сомнения наиболее значимым событием в 3 квартале стали новости по реформированию рынка лизинга. Уже стало известно, что пруденциальное регулирование рынка вводиться пока не будет, однако уже в 2017 году будет создана саморегулирующаяся организации, которая и определит правила для всех игроков рынка.

Среди позитивных тенденций могу также отметить очередное снижение ключевой ставки ЦБ до 10%, что положительно сказывается на объемах новых сделок на рынке. Большинство участников рынка демонстрируют прирост деятельности в 3 квартале по сравнению с 3 кварталом 2015 года.

Рынок уже вошел в стадию восстановления или пока говорить об этом рано?

Рынок восстанавливается. Об этом свидетельствует и рост объемов новых сделок, и изменение отраслевой структуры: значительно выросла доля автотранспорта и спецтехники в структуре рынка. При этом по сравнению с прошлым годом снизилась доля лизинга железнодорожной отрасли. Мы сами видим положительные тенденции и в части желания банков выдавать кредиты под наши проекты, и в части роста спроса со стороны клиентов.

Как вы относитесь к идее создания СРО на лизинговом рынке? Какое воздействие на рынок лизинга, на Ваш взгляд, окажет создание СРО?

Я в целом позитивно оцениваю идею создания СРО. Если говорить о «ТрансФин-М», компания на сегодняшний день готова и к введению пруденциального регулирования. Поскольку мы выпускаем облигации и являемся публичной компанией, то соблюдаем все требования по процедурам корпоративного управления. В компании внедрены система риск-менеджмента и внутреннего аудита, соответствующие лучшим мировым практикам. Отчетность по МСФО мы формируем еще с 2007 года. Работа на рынках облигаций и банковском рынке предъявляет определенные требования к показателям отчетности и достаточности капитала. Думаю, большинство компаний, которые самостоятельно и успешно осуществляют заимствования, соответствуют данным критериям.

Вероятно, что рынок укрупнится. Часть компаний не сможет соответствовать требованиям по качеству ведения бизнеса и капитала и вынуждена будет уйти с рынка. Точно отпадет теневая часть рынка. На данный момент всего порядка 200 компаний подают о себе информацию в рейтинги, при том, что число компаний, видом деятельности которых является лизинг, порядка трех тысяч.

На каких условиях ваша компания была бы готова участвовать в СРО и соблюдать устанавливаемые нормативы?

Мы готовы участвовать в СРО и даже более того, готовы выступить в качестве одного из учредителей данной организации. Представители менеджмента «ТрансФин-М» активно участвуют в деятельности рабочих групп, сформированных для выработки правил реформирования рынка. В частности наши сотрудники возглавляют группы по секьюритизации активов, внутреннему аудиту и риск-менеджменту.

Каким должен быть минимальный размер капитала и/или уровень достаточности капитала у ЛК? Должен ли минимальный уровень данного норматива варьироваться в зависимости от типа лизинговых компаний?

По нашей информации сейчас обсуждается порог по размеру капитала в 70 млн рублей. Думаю, что эта цифра достаточно разумна. Подход по нормированию достаточности капитала лизинговой компании, по сравнению с банковским сектором, должен учитывать, что актив находится в собственности лизинговой компании, то есть достаточность капитала может быть меньше, так как вложения лизинговой компании в отличие от банка так или иначе обеспечены имуществом. Думаю, при определении норматива достаточности также должна учитываться поддержка акционера при ее наличии, например, материнского банка или другой финансовой структуры.

Считаете ли вы, что рынку в целом необходима большая диверсификация сделок по видам оборудования, клиентам?

Я считаю, что это не совсем корректная постановка вопроса. Лизинговые компании работают в тех сегментах, в которых на сегодняшний день имеют достаточные компетенции. Диверсификация в ущерб качеству портфеля приведет только к росту проблемных активов. На мой взгляд сейчас важно наращивать знания и навыки по работе с активом и прогнозированию отрасли. Эти компетенции позволяют минимизировать риски в случае кризиса отрасли или дефолта лизингополучателя, а также предоставлять финансирование тем клиентам, которые на данный момент, например, находятся еще на стадии запуска бизнеса. Мы для себя на сегодняшний день выбрали именно такую стратегию. Безусловно, есть сегменты, доля которых в структуре рынка сегодня небольшая, в частности это водные суда, различные виды оборудования. При том потребность данных сегментов в финансировании напротив велика. Так, износ парка водных судов составляет порядка 80%. Однако работа в данном сегменте требует не только комфортных условий финансирования – поскольку постройка нового судна является достаточно длительным процессом, но и четкого плана и знаний со стороны сотрудников лизинговой компании, как они будут работать с активом в случае кризисной ситуации.

Думаю, что конкуренция в наиболее массовых сегментах рынка так или иначе приведет лизинговые компании к развитию новых направлений. Но еще раз хотелось бы подчеркнуть, что для успешной деятельности необходимо глубокое понимание отрасли. Так, «ТрансФин-М» при развитии новых направлений на первых этапах прибегает к помощи опытного партнера. Мы вышли в сегмент оперирования грузовыми вагонами на базе совместных предприятий с действующими игроками отрасли. Сегодня у нас в самостоятельном оперировании находится уже порядка 20 тысяч полувагонов.

Как будет развиваться лизинговый рынок в 2017 году? Какие сегменты станут драйверами роста?

Положительную динамику продолжит сегмент автотранспорта и спецтехники. Размер прироста объема новых сделок будет зависеть от наличия господдержки отечественного автопрома и ее формы. В настоящий момент еще идет процесс разработки и утверждения программ поддержки на будущий год.

В силу планирующейся докапитализации ГТЛК можно делать выводы о росте в 2017 году сегмента авиализинга за счет программ по лизингу самолетов Сухой Суперджет. Возможен некоторый прирост сегмента лизинга железнодорожного транспорта, поскольку в 2015-2016 году произошло рекордное списание старых вагонов (порядка 210 тысяч), в отдельных регионах уже образуется дефицит парка, а объем производства по итогам 9 месяцев этого года вырос на 20% по сравнению с 9 месяцами 2015.

Подводя итог, хочется отметить, что лизинг – индикатор экономического роста. Чем сильнее и устойчивее экономика страны, тем более развит и диверсифицирован рынок лизинга.