Интервью с Дмитрием Зотовым, генеральным директором лизинговой компании «ТрансФин-М»
Поделиться
Facebook Twitter VK


«Мы сместили фокус по новым сделкам из железнодорожной отрасли в более маржинальные сегменты: автотранспорт и спецтехнику, оборудование, недвижимость»

Какие значимые события произошли на рынке в III квартале 2015 года?

Наиболее значимым событием для рынка лизинга в III-IV кварталах, на мой взгляд, стало банкротство АК «Трансаэро», которое ведет как к ухудшению ситуации на туристическом рынке, так и к ряду проблем по изъятию и реализации имущества для лизингодателей. Усугубляет положение авиакомпаний и негативное развитие сирийского конфликта. Уже прекращены продажи путевок в Египет – первый по популярности у туристов курорт, на очереди второй – Турция. Суммарно два региона составляют порядка 50% в туристическом потоке из РФ. Эти события приведут к дальнейшему ухудшению финансового положения авиакомпаний и, вероятно, к сокращению числа новых лизинговых сделок в этом сегменте.

Среди положительных тенденций осени необходимо отметить сокращение профицита грузовых вагонов в результате активного списания парка с истекшим сроком эксплуатации, уже списано порядка 80 тыс. старых вагонов. Это способствует восстановлению доходности железнодорожных перевозок. Так, с начала года суточная ставка доходности полувагонов выросла на 40%.

Согласно данным исследования агентства, на рынке наблюдается общий тренд снижения прибыли лизинговых компаний. Какие меры принимает ваша компания для поддержания уровня рентабельности? Какой уровень рентабельности для компании является комфортным?

Основным фактором снижения прибыльности в 2015 году стал рост просроченной задолженности и, как следствие, усиленное формирование резервов по проблемным клиентам. Очевидно, что в период кризиса сформировать дополнительные резервы под возможные потери является более разумным подходом, чем недооценить риски и недорезервировать. Для поддержания рентабельности мы работаем над качеством портфеля и соблюдением лизингополучателями платежной дисциплины. Доля просроченной задолженности в портфеле «ТрансФин-М» составляет менее 0,1%. Во-вторых, мы сместили фокус по новым сделкам из железнодорожной отрасли в более маржинальные сегменты: автотранспорт и спецтехнику, оборудование, недвижимость. Целевая рентабельность капитала, установленная для нас акционером, находится на уровне 15%, показатель Сost / Income – 19%. Несмотря на сложную конъюнктуру рынка, мы достигаем плановых показателей эффективности бизнеса.

Какие виды вагонов передаются компанией в оперативный лизинг? Какие факторы, по мнению компании, сегодня мешают, а какие способствуют развитию операционного лизинга?

Работа в сегменте операционного лизинга подразумевает, что все риски актива несет лизингодатель. То есть при высоком рынке лизинговая компания получает более высокий доход от операционного лизинга, чем от финансового, но в случае снижения спроса на актив стоимость простоя имущества или низкие ставки аренды лизинговой компании никто не компенсирует. Поэтому для работы в сегменте операционного лизинга требуются больший объем капитала и более доступное по стоимости фондирование, чем в сегменте финансового лизинга. В текущем году ставки по кредитам выросли, а доходность перевозки и спрос на новые вагоны, напротив, были достаточно низкими.

В операционный лизинг клиенты сегодня предпочитают брать полувагоны, так как именно по этому типу вагонов сформировался наибольший профицит парка. В момент перенасыщения рынка клиент склонен скорее брать имущество на короткий срок, нежели в собственность. Более дефицитные типы вагонов, например платформы, клиенты приобретают с помощью финансового лизинга. На сегодняшний день в операционном лизинге находится 40% парка грузовых вагонов «ТрансФин-М».

Насколько часто с просьбой о переводе имущества из финансового лизинга в операционный обращаются клиенты, взявшие в лизинг железнодорожную технику?

Как правило, действующие лизингополучатели не обращаются с просьбами о переводе имущества из финансового в операционный лизинг. Если клиент не в состоянии обслуживать платежи по лизинговому договору, мы расторгаем договор и изымаем вагоны, в последующем передаем их в аренду другому перевозчику.

С каким видом имущества ваша компания готова заключать сделки возвратного лизинга в условиях снижения качества клиентов? Отмечаете ли вы повышение спроса на него за 9 месяцев 2015 года?

В условиях снижения качества клиентов целесообразно заключать лизинговые сделки с достаточно ликвидным видом имущества, те же самые требования предъявляются и при возвратном лизинге. Для клиента возвратный лизинг является своего рода пополнением оборотного капитала, то есть его финансовое состояние после реализации такой сделки улучшается. Мы в 2015 году реализовали несколько сделок возвратного лизинга водных судов и недвижимости.

На какие источники фондирования компания планирует опираться в 2016 году?

Диверсификация источников фондирования является одним из стратегических приоритетов «ТрансФин-М» на 2015–2017 годы. В настоящий момент мы работаем с топ-30 российских банков, турецкими банками, а также с двумя европейскими банками. Доля банковских кредитов в структуре заимствований составляет 49%. Помимо кредитов мы привлекаем финансирование путем выпуска облигаций.

Ключевой задачей на 2016 год станет снижение стоимости портфеля заемных средств. Для этого будем развивать сотрудничество с уже существующими партнерами, а также выходить на новые рынки, в частности планируем начать работу с китайскими и белорусскими финансовыми институтами. В планах на начало 2016 года получение международного кредитного рейтинга и включение облигаций «ТрансФин-М» в ломбардный список ЦБ.

В будущем году также планируем разместить третью серию облигаций, конвертируемых в акции, на сумму 3,5 млрд рублей. Ранее уже были размещены два транша на сумму 6,5 млрд рублей. Конвертируемые облигации являются дополнительным гарантом достаточности собственного капитала для нас и наших кредиторов. На сегодняшний день этот финансовый инструмент является уникальным для российского облигационного рынка.

В 2015 году произошли сделки по покупке одних из лидеров лизингового рынка. Кроме того, возможен еще ряд крупных сделок, который может привести к еще большей концентрации рынка на крупных игроках. Как вы оцениваете перспективы развития рынка в ближайшие 23 года в случае дальнейшего роста концентрации?

Вероятно, что в 2016 году продолжится тенденция по приобретению компаний и лизинговых портфелей. Схожую ситуацию мы наблюдаем сегодня и в банковском секторе. В условиях недостатка кредитных ресурсов выжить могут только наиболее сильные, устойчивые игроки. И в данном случае слияния направлены именно на повышение устойчивости и капитализации бизнеса. Высокая концентрация государственных компаний на рынке обусловлена наличием у них доступа к финансированию от материнских банков. Подобная картина сохранится на протяжении ближайших 3 лет. Снижение концентрации на рынке лизинга будет возможно только на фоне оживления банкового рынка.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2016 году? Какие сегменты будут драйверами роста или окажут поддержку рынку? На какие виды вагонов будет ориентироваться ваша компания?

Рынок лизинга ждет еще один непростой год, и основное внимание, как и в этом году, будет уделяться оптимизации и урегулированию ситуации с проблемными активами, однако фокус внимания на новом бизнесе будет все же больше, чем в 2015 году.

По нашим оценкам, объем нового бизнеса в железнодорожном сегменте останется на уровне 2015 года. Как я уже упоминал, с августа текущего года наблюдается тенденция по росту ставок доходности грузовых вагонов, однако на рынок все еще влияет объем незадействованного парка. Значительное сокращение профицита в результате списания старых вагонов мы ожидаем ближе к концу 2016 года, с этого момента прогнозируется и восстановление рынка лизинга для железнодорожной отрасли.

В связи с ожидаемым изъятием воздушных судов у АК «Трансаэро» вероятна повторная сдача части парка в финансовый или операционный лизинг, что автоматически включится в объем «нового» бизнеса. Безусловно, данный бизнес нельзя в полной мере назвать новым, но для российских лизинговых компаний этот кейс даст возможность развить профильные компетенции в сегменте и, возможно, даже выйти на мировой рынок лизинга авиации.

Фактором сохранения объема сегмента автолизинга будет продление программы господдержки на будущий год. Вероятно, для поддержания объема новых сделок розничные лизинговые компании будут более активно заходить в пока недостаточно изученные сегменты: лизинг предметов, бывших в употреблении, возвратный лизинг, краткосрочные программы аренды и другие продукты, которые могут позволить сохранить объемы бизнеса.

Дополнительные материалы по тематике


Случайный рост

Коммерсантъ

Рынок лизинга за девять месяцев вырос на 2%
03.12.2019

«Эксперт РА»: рост лизинга авто и недвижимости компенсировал динамику корпоративного сегмента

Banki.ru

Объем нового лизингового бизнеса за девять месяцев 2019 года составил 1,03 трлн млрд рублей, что всего на 2% больше аналогичного периода прошлого года, свидетельствуют предварительные данные рейтингового агентства «Эксперт РА», которое представило очередное исследование российского рынка лизинга. Такие исследования проводятся при поддержке Объединенной лизинговой ассоциации с целью предоставления информации о российском лизинговом рынке в ассоциацию Leaseurope.
18.11.2019

Автолизинг пошел против рынка

Коммерсантъ

Сегмент растет на фоне спада продаж автомобилей
18.11.2019

Моторы взяли в аренду

Российская газета

Сегмент автолизинга развивается благодаря корпоративным клиентам.
31.10.2019

Лизинг прирастает автомобилями

Коммерсантъ

Тенденции
04.10.2019