Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: (495) 225-34-44
(495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
(495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1706)
(495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: (495) 225-34-44
(495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Рынок лизинга: итоги 2017 года и перспективы развития

 


КАРТА ПРОЕКТА
Рынок лизинга: итоги 2017 года и перспективы развития

«Объем сегмента лизинга железнодорожной техники будет не ниже уровня 2017 года»

– Насколько снизились ставки по лизинговым договорам в 2017 году? Какую их динамику вы ожидаете в 2018-м? 

– Прошедший год стал для лизинговой отрасли очень успешным. Рост нового бизнеса составил более 35%, что выше показателей прошлых лет. Такой рост обусловлен как снижением ставок по кредитам в результате поэтапного понижения ЦБ ключевой ставки, так и восстановлением спроса на ряд активов, а также реализацией отложенного спроса. Так, в течение года ставки по кредитам снизились в среднем на 2 п. п. Аналогичная ситуация складывается и на рынке облигационных заимствований. Снижение стоимости привлечения в той же мере отражается и на ставках по договорам лизинга. В 2018 году эта тенденция сохранится, по нашим оценкам, возможно снижение еще на 1–1,5 п. п., в дальнейшем ситуация стабилизируется.   

– Что будет являться драйвером роста ж/д сегмента в 2018 году? Какие виды вагонов будут наиболее востребованы?

– Одним из драйверов роста рынка лизинга в прошлом году стал рынок железнодорожного подвижного состава, который является основным сегментом работы компании «ТрансФин-М». Восстановление спроса на новые вагоны было обусловлено дефицитом, возникшим в результате списания старых вагонов, а также высокими ставками в сегменте оперирования. Так, ставки аренды полувагонов в течение 2017 года выросли почти в два раза, с 800 до 1 600 рублей в сутки. Этот фактор, а также стоимость финансирования являются определяющими для объема сегмента лизинга в железнодорожной отрасли.

В 2018 году рост ставок на полувагоны приостановится, так как дефицит вагонов уже в прошлом, возможна даже корректировка вниз. Производство полувагонов в 2017 году составило 36,8 тыс. единиц, а списание – в два раза ниже, всего 19,6 тыс. единиц. Ставка аренды в 2018 году немного снизится, до 1 400–1 500 рублей в сутки, если производство также сократится. При сохранении производства полувагонов на высоком уровне ставка доходности может стать даже ниже 1 000 рублей в сутки уже в начале 2019 года. При этом вероятными причинами роста ставки могут стать снижение скорости на сети РЖД, отзыв большой партии вагонов или увеличение простоя вагонов в ремонте в ожидании запасных частей. На рынке запасных частей возникают локальные дефициты в некоторых регионах. Закупки подвижного состава тоже будут сокращаться, так как списания в 2018–2020 годах будут на низком уровне. Таким образом, покупка именно новых полувагонов в лизинг в 2018 году снизится. Но возможны сделки на вторичном рынке.

Напротив, на специализированные вагоны ожидается спрос. Так, в сегменте платформ в 2017 году произошел существенный рост: производство составило около 11,7 тыс. единиц, что почти в четыре раза выше производства 2016 года. Ставки доходности по всем типам платформ выросли практически так же, как на полувагоны. Однако в сегменте платформ в отличие от полувагонов списания будут высокими, и потребность в платформах сохранится на высоком уровне в течение ближайших трех лет. Спрос на платформы будет таким, что цены на них могут стать выше цен полувагонов, хотя себестоимость их производства ниже. Контейнерооборот на железных дорогах продолжит рост, здесь будет важным развитие транспортного коридора из Китая в Европу.

Сегмент хопперов в 2017 году показал снижение на 20%, до 4,6 тыс. единиц, однако в ближайшие годы списания хопперов будут на высоком уровне: 5–6 тыс. единиц, что также позволит заводам сохранять выпуск хопперов. Ставки на минераловозы и зерновозы выросли в конце 2017 года, и в течение следующих лет они сохранятся на прежнем уровне, однако в случае роста грузовой базы зерна или минеральных удобрений, скорее всего, увеличатся.

В сегменте крытых вагонов в связи с началом формирования дефицита в конце 2017 года начался рост ставок, многим компаниям требуются большекубовые вагоны объемом 158 или 175 м3. В течение следующих 10 лет в этом сегменте ожидается стабильное списание 3 тыс. крытых вагонов ежегодно, что поддержит уровень спроса на лизинг. В сегменте нефтебензиновых цистерн спрос на новые вагоны восстановится не ранее чем через два-три года, в начале 2020-х.

– В каких сегментах, на ваш взгляд, оперативный лизинг сегодня недостаточно развит, но имеет соответствующий потенциал? Что для прогресса необходимо?

– Операционный лизинг быстрее развивается в сегментах типовых активов, с прогнозируемой остаточной стоимостью, развитым вторичным рынком и прозрачными процедурами контроля сохранности актива. Например, в сегменте авиации или железнодорожном рынке в наиболее массовых сегментах: полувагонах, цистернах и крытых вагонах. В более узких ж/д сегментах операционный лизинг является более рискованным, так как рынок представлен всего несколькими игроками. В перспективе возможно развитие операционного лизинга в сегменте зерновозов и фитинговых платформ вслед за ростом урожаев и контейнеризации грузопотока.

Если говорить про сегмент оперлизинга автотранспорта, который сильно развит в Европе и пока слабо в России, на мой взгляд, ни одна отечественная лизинговая компания здесь еще значительного успеха не добилась. В том числе его развитие тормозится из-за необходимости наличия компетенций по ремаркетингу для повторной сдачи актива новому клиенту либо его реализации на вторичном рынке. В силу того что ключевыми игроками на рынке автолизинга на Западе являются лизинговые компании при автодилерах, у них процессы и каналы ремаркетинга развиты и работают как часы. Нашим компаниям, которые преимущественно являются дочерними структурами при финансовых институтах, для работы в сегменте оперлизинга авто требуется создавать внутри себя специальные подразделения и развивать контакты с автосалонами.

– Как будет развиваться сегмент лизинга ж/д техники в 2018 году? Какие, по вашему мнению, виды вагонов будут востребованы лизингополучателями?

– Вагоностроительные заводы законтрактовали основные объемы выпуска на 2018 год. Производство в этом году сохранится на уровне 2017-го (порядка 50–60 тыс. единиц), однако рынку требуется не более 40 тыс. вагонов. Из-за высокой аренды в прошлом году многие компании опять стали закупать новый подвижной состав. Половину производства (25–30 тыс. единиц) будут насчитывать полувагоны, также будет выпущено около 7–10 тыс. единиц платформ. Различным типам хопперов понадобятся обновления, их изготовят около 5–6 тыс. единиц, крытых вагонов – около 3 тыс. единиц. Также ввиду достаточно существенных ставок многие небольшие операторы постараются продать свои вагоны по максимальной цене, а крупные игроки консолидировать рынок, так что вторичный рынок может превысить по объему первичный. По нашим оценкам, объем сегмента лизинга железнодорожной техники будет не ниже уровня 2017 года.

– Какие близкие с рынком ж/д вагонов сегменты стратегически можно финансировать лизинговым компаниям?

– Ключевым сегментом работы ПАО «ТрансФин-М» является лизинг для железнодорожной отрасли, поэтому стратегия компании направлена на финансирование как перевозчиков, так и грузовладельцев, то есть основных поставщиков грузов на железную дорогу. Например, одним из наиболее объемных и значимых грузов на сети является уголь, на него приходится до 30% погрузки и почти 50% грузооборота. На протяжении 2017 года мы активно финансировали сегмент карьерной спецтехники для добычи угля открытым способом. На данный момент для покупки карьерных и шоссейных самосвалов, экскаваторов, погрузчиков инвестировано порядка 15 млрд рублей. В результате около 10% большегрузных самосвалов, произведенных в 2017 году компанией «БЕЛАЗ», было выкуплено нами для передачи в финансовый лизинг и аренду. Кроме того, дочерняя компания «ТФМ-Спецтехника» выполняет полный спектр подрядных горных работ на различных угольных разрезах Кузбасса. Наряду с сегментом добычи полезных ископаемых открытым способом мы финансируем компании нефтеперерабатывающей отрасли, так как нефть и нефтепродукты – второй по значимости вид грузов.

Для того чтобы иметь стабильную доходность в сегменте вагонов, нужно полностью финансировать всю цепочку добычи груза, его транспортировки по железной дороге, перевалки в порту и морскую перевозку. В этом ключе мы начали развитие направления по лизингу водных судов, а в перспективе планируем финансировать строительство портовых терминалов и покупку вспомогательной портовой техники. Грузооборот российских портов за последние 10 лет вырос в два раза, и динамика этого роста стабильна и не зависит от кризисов и скачков курсов валют.