Интервью с Александром Зарецким, президентом страховой компании «МетЛайф», президентом Ассоциации страховщиков жизни России
Поделиться
Facebook Twitter VK


«На 2018 год мы фокусируемся на клиентском сервисе, удерживаем высокую рентабельность и прибыльность бизнеса»

 – Как вы оцениваете результаты работы вашей компании по итогам 1 полугодия 2017 года? Каковы ваши ожидания на 2018 год?

 – Оценка результатов всегда должна отталкиваться от стратегии и планов компании. Наша стратегия, обновленная в 2016 году, ориентирует компанию на прибыльный, качественный рост за счет классических страховых программ, качественной работы с клиентом, повышения эффективности администрирования. Нашей целью является не доля рынка по премии, а достижение ключевых финансовых показателей, установленных нашими акционерами, включая такие как прибыль, ROE, NPS (показатель удовлетворенности клиентов). Исходя из этих целей, мы оцениваем результаты нашей работы в 2016 году как хорошие, несмотря на непростую экономическую ситуацию. Плановые показатели по сбору страховой премии были выполнены, а по прибыли даже перевыполнены. По итогам 1 полугодия 2017 года показатели аналогичные. На 2018 год мы фокусируемся на клиентском сервисе, удерживаем высокую рентабельность и прибыльность бизнеса. В продуктовой линейке приоритет отдаем рисковым продуктам, в дистрибуции – поддержанию партнерских и корпоративных продаж с задачей максимального сохранения действующих клиентов. В 2018 году ожидаем еще более позитивного результата благодаря наращиванию продаж рисковых продуктов.

 – Какие продукты страхования жизни на сегодняшний день наиболее интересны клиентам? Меняются ли их предпочтения?

 – В то время как большая часть рынка ушла в ИСЖ, мы считаем, что классические продукты накопительного страхования жизни с определенной комбинацией рисков продолжают оставаться интересными для клиентов при правильной их подаче со стороны дистрибуции. Это как улица с двухсторонним движением – интерес клиента возникает, когда страховщик проводит правильную работу по его созданию. Сегодня у нас вся линейка рисковых и накопительных продуктов в правильном балансе, и практика показывает, что это верный подход.

 – Каков средний срок полиса в вашей компании? Как вы оцениваете готовность клиентов приобретать полисы долгосрочного накопительного страхования жизни?

 – Данный показатель для нашей компании стабилен – наш клиент по накопительному страхованию жизни в среднем пользуется нашими услугами 16 лет. Такой солидный срок обусловлен очевидным запросом на финансовую стабильность со стороны клиентов при профессиональном и грамотном консультировании со стороны компании. Тем не менее мы видим острую потребность в повышении финансовой грамотности людей для перевода этого спроса из неосознанного в осознанный. Кстати, хотел бы отметить, что срок полиса ИСЖ на рынке редко превышает 3 года.

 – Каков прирост клиентской базы компании за 2016 год? Какая доля премий за 2016 год приходится на новые договоры страхования?

 – По накопительному страхованию жизни физлиц рост клиентской базы, как мы говорим, органичен, за 2016 год он составил 5,7%. При этом по корпоративному страхованию жизни и рисковым программам для физлиц прирост гораздо заметнее, и, например, по рисковым программам для физлиц он составил 73%! Что касается доли премий на новые договоры страхования, то за 2016 год она составила 18%.

 – Какова доходность по полисам накопительного страхования жизни по итогам 2012–2016 годов?

 – Средняя заработанная доходность за этот период составила 7,46% годовых.

 – Какие новые продукты и решения планируются к запуску в 2017–2018 годах? На кого они ориентированы?

 – Стратегически мы продолжаем продвигать классические программы личного страхования (жизнь, пенсии, НС и здоровье, медицина) для среднего класса. Сейчас мы активно занимаемся обновлением и оптимизацией существующей продуктовой линейки. Большинство программ было разработано 10 или даже более лет назад, соответственно, требуется уточнение покрытий, ценовая адаптация, в планах у нас существенно усилить рисковую часть, сделать более заметными защиту от критических заболеваний и дополнительные медицинские сервисы для клиента, связанные со страховым покрытием.

 – Расскажите, как выстраивается работа с агентами? Расширяет ли компания агентскую сеть?

 – Агентство для нас это приоритетный канал уже много лет. Мы, наверное, одна из очень немногих компаний, кто поддерживает и развивает собственную агентскую сеть по личному страхованию. Ключевым фактором для агентства является то, что это кэптивный, полностью управляемый и прогнозируемый канал дистрибуции. В планах у нас развитие агентства как с помощью традиционных подходов построения сети, так и инновационных методов развития.

 – Как вы оцениваете происходящие на страховом рынке процессы диджитализации и внедрения высокотехнологичных продуктов? Насколько активно новые технологии применяются в вашей компании?  

 – Это тема для отдельного интервью, но могу сказать, что диджитализация является ключевым инструментом в глобальной стратегии «МетЛайф». В России есть две проблемы, которые препятствуют диджитализации страхования, – инертность потребителя (продажи у тех страховщиков, кто развивает это направление, сегодня составляют менее 1%) и несовершенство законодательной базы. Например, мы не можем в онлайне продать человеку полис с премией свыше 15 тыс. рублей без наличия у клиента квалифицированной электронной подписи. И если законодательство развивается (недавно стало возможным продавать полисы страхования жизни через сайт), то инертность потребителя мы преодолеем, когда сформируется критическая масса.

Мы развиваем 3 направления – личный кабинет клиента-физлица и агента с расширенным функционалом, административный портал для клиентов – юридических лиц и предложение добровольных программ для сотрудников клиентов – юридических лиц.

 – Каковы перспективы корпоративного страхования жизни? Какие стимулы, по вашему мнению, требуются этому направлению?

 – Перспективы очень хорошие, так как на сегодняшний день по-прежнему лишь мизерная доля работодателей имеет подобные программы как часть соцпакета. С повышением финансовой грамотности работников спрос на СЖ как часть соцпакета будет неуклонно расти и при достижении определенной критической массы рост этого направления СЖ может стать взрывным. Стимулов уже достаточно, в том числе и в налогообложении, но как говорится, нет предела совершенству.

 – Как вы считаете, насколько необходима рынку страхования жизни система гарантирования?

 – Пока на примере банковского сегмента мы видим, что система гарантий работает плохо. Фактически она стимулирует рискованное, а иногда и мошенническое поведение некоторых игроков за счет всего рынка. Она также стимулирует безответственное поведение клиентов, за которых потом приходится расплачиваться всему обществу. Насколько мы знаем, регулятор также пока не уверен, что такая система будет на пользу рынку.

 – Ваши прогнозы по развитию рынка страхования жизни на 2018 год: какой рост вы ожидаете в инвестиционном страховании жизни и по долгосрочным накопительным программам?

 – Вероятно, мы продолжим видеть рост продаж ИСЖ как рыночный тренд и в 2018 году, но конъюнктура ИСЖ жестко привязана к настроениям в банковской сфере, и ситуация здесь может измениться очень быстро.

По долгосрочным накопительным программам мы ожидаем органичный рост и надеемся на двузначную цифру прироста премии в 2018 году.

Дополнительные материалы по тематике


«Эксперт РА»: инвестиционное страхование жизни «маскируется» под накопительное

Banki.ru

По оценке агентства, за последний год на страховом рынке произошла миграция понятий между ИСЖ и НСЖ.
20.12.2019

Эксперты оценили объем рынка страхования жизни в России

ТАСС

В 2020 году он составит, по оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", около 400 млрд рублей.
20.12.2019

Накопления замещают инвестиции

Газета "Коммерсантъ"

Объем рынка инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ) в 2020 году снизится, но всего на 3–5%, прогнозирует агентство «Эксперт РА». В текущем году аналитики ожидают падения сборов более чем на 17%. Основной причиной сжатия рынка стало снижение спроса страхователей на ИСЖ на фоне низких доходностей финансового продукта и большей прозрачности при их продаже. Впрочем, страховые компании активно продают клиентам продукты НСЖ, доля которых в объеме продаж будет возрастать.
20.12.2019

Переключили канал

Российская газета

Электронное страхование растет быстрее рынка.
17.10.2019

Рэнкинг «Эксперт РА» по полученным за полгода страховым премиям возглавил «СОГАЗ»

Banki.ru

Рэнкинг «Эксперт РА» по полученным в первом полугодии 2019 года страховым премиям возглавили «СОГАЗ» 15,5% рынка), «Сбербанк страхование жизни» (10,5%) и «ВТБ Страхование» (7,9%). Совокупный уровень выплат трех крупнейших страховщиков за первые шесть месяцев текущего года приблизился к 27%. Об этом свидетельствуют данные исследования рейтингового агентства, подготовленного на основе раскрываемых Банком России статистических показателей.
20.09.2019