Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Ириной Якушевой, генеральным директором «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ»

– Какие ключевые тенденции на рынке страхования жизни в 2013-м – 1 полугодии 2014 года вы бы отметили?

– Прежде всего, наметившееся изменение структуры рынка – в отношении участников рынка, каналов продаж, сегментов страхования. Прирост рынка страхования жизни на 30,4% можно считать успешным в текущих экономических условиях. В то же время следует отметить разнонаправленную динамику изменений в объеме и структуре страховых портфелей ряда страховщиков жизни.

Ряд изменений связан с замедлением темпов кредитования и частичным перераспределением объемов премий по страхованию заемщиков, что привело к падению сборов по страхованию жизни для пяти из первых двенадцати страховщиков жизни, у которых традиционно высокая доля кредитного страхования. При этом рост доли инвестиционного и накопительного страхования у этих компаний не в полной мере компенсирует общее падение объемов премии. Договоры по наиболее активно развивающемуся инвестиционному страхованию в основном заключались и заключаются с единовременной оплатой, что ограниченно влияет на увеличение общих сборов за счет очередных взносов по договорам страхования жизни с рассроченной оплатой.

Следует также отметить продолжающееся увеличение доли премии, получаемой по банковскому каналу продаж, в то время как доля агентского канала продаж и количество компаний, которые развивают собственные агентские сети, уменьшаются.

Влияние геополитических факторов пока не сказалось на результатах 1 полугодия, но, очевидно, скажется на итогах 2014 года в целом, а также ближайших лет. При этом индивидуальное накопительное и инвестиционное страхование жизни, скорее всего, будет менее восприимчиво к внешней конъюнктуре, чем корпоративное страхование и кредитное страхование.

– Темпы прироста взносов по страхованию жизни в 1 полугодии 2014 года снизились. Чем обусловлено замедление роста взносов по страхованию жизни?

– Прирост взносов по страхованию жизни в 1 полугодии 2014 года составил 30,4%, что меньше прироста по итогам 1 полугодия 2013 года (65,1%).

Помимо уменьшения объемов кредитования, сказавшегося на снижении темпов роста премии по страхованию жизни, снижаются общие темпы роста сборов страховщиков жизни. Это в значительной степени обусловлено уменьшением премии по страхованию от несчастных случаев и болезней, что у ряда компаний связано с перераспределением бизнеса по страхованию заемщиков между компаниями по страхованию жизни и универсальными страховыми компаниями в составе страховых групп.

– Дайте ваш прогноз темпов прироста взносов по страхованию жизни на 2014, 2015 и 2016 годы.

– С учетом текущего состояния экономики прогноз прироста премии достаточно консервативен: 2014 год – примерно 26%, 2015 год – 19%, 2016 год – 17%.

Какие виды страхования жизни наиболее активно развивались в 2013 году – 1 полугодии 2014 года? Какие виды будут развиваться в ближайшие два года?

– Безоговорочный лидер – инвестиционное страхование жизни, которое даже при отсутствии законодательного регулирования и при слабом фондовом рынке пользуется спросом у клиентов. Вместе с тем реальный потенциал продуктов unit-linked несопоставимо выше по сравнению с продуктами, которые сейчас реализуются в России, и, при внесении необходимых изменений в страховое и налоговое законодательство с целью законодательного регулирования этого сегмента страхования, доля инвестиционного страхования в короткие сроки может приблизиться к 50% всего рынка страхования жизни, что примерно соответствует доле unit-linked на международных рынках.

К сожалению, задерживаются изменения в законодательстве, связанные с созданием корпоративных пенсионных систем, которые предусмотрены Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Поэтому ожидать увеличения сборов по добровольному пенсионному страхованию следует не ранее 2018 года, в ближайшие годы доля пенсионного страхования в общей премии по страхованию жизни не будет превышать 2%.

– Какова доля продуктов по страхованию жизни, не связанных с кредитованием, в 2013 году и в 1 полугодии 2014 года? Изменится ли она в ближайшие пять лет?

– Долю кредитного страхования в премии по страхованию жизни можно оценить в 2013 году на уровне 54%, в 1 полугодии 2014-го – с учетом падения кредитного страхования – в районе 49%. В течение пяти лет доля кредитного страхования может опуститься до уровня примерно 45%.

Что должны делать страховщики для дальнейшего развития некредитного страхования жизни?
– Здесь нет общих рецептов, так как страховщики жизни ориентированы на разные модели развития и, соответственно, на разные каналы продаж. Компании, созданные в рамках банковских групп, будут настраивать продуктовую линейку для различных клиентских групп в банках, в том числе предлагать коробочные решения для массового клиентского сегмента. Компании, созданные крупнейшими универсальными страховщиками, будут ориентироваться на кросс-продажи через материнские компании и на доступ к их клиентским базам. Компании, вкладывающиеся в собственные агентские сети (а таких все меньше), имеют определенный потенциал роста в привлечении нестраховых продающих сетей. А компании, ориентирующиеся на корпоративное страхование (таких меньше всего), имеют определенный потенциал в дальнейшем развитии индивидуального страхования сотрудников корпоративных клиентов (work site marketing).

Какова доля взносов, получаемая страховщиками жизни через банковский канал продаж? Какие еще каналы продаж являются перспективными для страховщиков жизни?

– Доля премии, получаемой через банковский канал, – до 75% от всей премии (включая премию по договорам с заемщиками автокредитов, заключаемым через автосалоны), и в ближайшие годы она будет только расти.

В части электронных продаж в ближайшее время следует ожидать появления предложений коробочных продуктов по страхованию жизни, при этом компании будут максимально расширять возможности удаленного доступа, чтобы страхователь имел возможность оформить электронный полис не только непосредственно на сайте компании, но и через социальные сети, мобильные приложения и тому подобное.

В какие сроки, по вашему мнению, произойдет реализация мер по развитию рынка страхования жизни, прописанных в «Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года»? Были ли сделаны за последний год какие-либо шаги для их реализации?

– Были внесены изменения в Налоговый кодекс, касающиеся льгот по освобождению от уплаты НДФЛ с сумм страховых выплат по договорам страхования жизни, заключенным на случай дожития или иного события: теперь эти льготы распространяются на близких родственников плательщика страховых взносов. Также важные изменения, касающиеся условий оформления электронных полисов, произошли в страховом законодательстве.

В то же время страховщики предлагают более действенные изменения. Для стимулирования индивидуального страхования необходимы изменения страхового законодательства, касающиеся регулирования инвестиционного страхования жизни, возможности продавать электронные полисы по договорам, предусматривающим участие в дополнительном инвестиционном доходе, договорам пенсионного страхования, и изменения налогового законодательства в части распространения инвестиционных налоговых вычетов на договоры долгосрочного страхования жизни. Для стимулирования корпоративного страхования необходимы изменения налогового законодательства в отношении увеличения суммы расходов на оплату труда, в пределах которой работодатель имеет льготы по уплате страховых взносов по долгосрочному страхованию жизни и добровольному пенсионному страхованию, и повышения размера взносов по договорам добровольного личного страхования на случай смерти и (или) причинения вреда здоровью, в пределах которого предприятия вправе включать страховые взносы в состав расходов.

– Реализация каких мер, прописанных в Стратегии (налоговые льготы, выравнивание налогообложения с НПФ по корпоративным пенсиям, законодательное закрепление продуктов unit-linked, включение страховщиков в Пенсионную систему РФ), приведет к наибольшему росту взносов по страхованию жизни?

– Первоочередной задачей является внесение изменений в законодательство в отношении льгот, которые имеют другие финансовые институты. Это касается инвестиционных налоговых вычетов, которые недавно получили банки и участники фондового рынка, и взносов во внебюджетные фонды, которые ранее получили НПФ.

Наибольший эффект от мер, прописанных в Стратегии, можно ожидать от реформы пенсионного страхования, в соответствии с которой нагрузка на пенсионное обеспечение населения в значительной мере перекладывается с государства на работодателей через механизм корпоративных пенсий (в том числе досрочных пенсий) по договорам со страховщиками жизни и НПФ. При этом соответствующие налоговые льготы должны стимулировать предприятия на создание корпоративных пенсионных систем. Эффект от развития корпоративных пенсий в части долгосрочных инвестиций мог бы быть еще большим, если средства, накопленные в НПФ, могли бы направляться по достижении пенсионного возраста в компании страхования жизни по договорам пенсионного аннуитета.

Эффект от законодательного регулирования инвестиционного страхования жизни может быть значителен, если параллельно решать вопросы налогообложения операций на фондовом рынке, расширения состава активов по размещению резервов, в том числе за счет производных инструментов, и, не в последнюю очередь, при условии устойчивого развития и роста всего фондового рынка.
В части налоговых вычетов эффект должен иметь стимулирующее значение к заключению договоров долгосрочного страхования жизни для основных клиентских групп.

Что изменится в работе страховщиков после реализации указанных в Стратегии мер? Какие изменения должны произойти в оргструктуре и бизнес-процессах страховщиков для получения максимальной выгоды в новых условиях?

– Новации в пенсионном законодательстве потребуют от страховщиков значительных изменений в бизнес-процессах, в частности, ведения лицевых счетов участников корпоративных пенсионных систем. Кроме того, должны быть разработаны и созданы системы обмена данными с Пенсионным фондом России, который должен будет вести учет корпоративных пенсионных систем, отслеживать ротацию работников и тому подобное.

Если в России будут реализовано инвестиционное страхование с учетом международной практики unit-linked, это потребует кардинальных изменений в учетной политике и информационных системах.

– Как вы относитесь к идее создания гарантийного фонда по страхованию жизни?

– Отрицательно, если иметь в виду общий гарантийный фонд, в который страховщики жизни отчисляли бы часть страховых взносов. Более гибким видится опыт Евросоюза. Соответствующей директивой по страхованию жизни предписаны обязанности каждой компании по страхованию жизни иметь в наличии гарантийный фонд, который, помимо обеспечения уровня маржи платежеспособности не ниже минимального, должен состоять из детально прописанных видов активов в зависимости от вида страхования. Соответственно, с увеличением объема продаж этот фонд должен расти за счет дополнительных инвестиций акционеров компании, чистой прибыли и так далее.