Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России

генеральный директор ООО ВТБ Факторинг

– Как развивался рынок факторинга в последнее полугодие 2011 года? Какие были основные события?

1 полугодие, как и ожидалось, прошло довольно спокойно. Если мы посмотрим на динамику роста в помесячном разрезе, то портфель многих Факторов не прирастает, а у некоторых даже сокращается. Сказывается тенденция прошлых лет, связанная с фокусировкой на сегменте товаров народного потребления и характерной для этого сегмента сезонностью бизнеса. Факторы, которые представлены также в промышленных сегментах, наоборот, портфель нарастили. Также в первом полугодии практически все участники рынка расширяли продуктовую линейку, выходили в новые сегменты. Факторинг перестал быть инструментом финансирования исключительно поставщиков в торговые розничные сети. Сегодня ведущие игроки широко предлагают безрегресс, предлагают специальные продукты для промышленных отраслей и индивидуальные решения для крупных клиентов.

Из важных событий, хотелось бы отметить заявления по выходу на рынок новых игроков, связанных с сетевыми дебиторами, на фоне ужесточения их требований к поставщикам при работе с другими факторинговыми компаниями.

Не оправдались наши ожидания по спаду накала в части ценовой конкуренции. К хорошим, качественным клиентам, регулярно приходят конкуренты и предлагают условия дешевле тех, по которым они обслуживаются у нас. Мы же своё предложение строим индивидуально для каждого клиента, учитывая все условия обслуживания, риски по сделке, операционные затраты. В некоторых случаях мы не можем позволить себе понизить цену, и здесь мы предлагаем дополнительные опции обслуживания, совместно с клиентом повышаем эффективность и добавленную стоимость от использования факторинга в ВТБ.

– Какова специфика конкуренции в разных сегментах факторинга – регрессном и безрегрессном факторинге. Где больше, а где меньше чувствуется давление со стороны других игроков?

Если раньше не было предложений по безрегрессу, то сейчас его уже можно найти у нескольких  Факторов. Я бы сказал, что одними из пионеров безрегрессного факторинга, после кризиса 2008 года, были мы.  И сейчас мы продолжаем активно предлагать безрегрессный факторинг, его доля в нашем портфеле уже достаточно заметная.

Что касается конкуренции, то она везде одинакова. Я бы разделил конкуренцию не по факторинговым продуктам, а по отраслевым сегментам. Если мы говорим про сети и ритейл, то там исторически факторинг хорошо развит и присутствует много игроков. И в этом сегменте сейчас идет ожесточенная борьба уже за каких-то конкретных поставщиков, работающих с федеральными сетями. Где условия обслуживания лучше, где меньше ограничений и требований будут предъявлять – к тому фактору он и придет.

Если же мы говорим про промышленность, про новые для факторинга сегменты, то там конкуренция только набирает обороты. Но эти сегменты очень сложные. Много тонкостей и особенностей построения бизнеса, повышенные риски. Не все компании знают, что такое факторинг, когда и как нужно использовать этот финансовый инструмент. В этих сегментах идет кропотливая работа по  формированию рынка. Это тяжелая работа.

– Есть факторинговая компания «Лайф», которая изначально опиралась на пассивы группы материнского банка, однако по мере роста перешла на другие источники пассивов. Ваша компания пока опирается на пассивы ВТБ. А в дальнейшем вы планируете диверсификацию источников ресурсной базы?

Вопрос диверсификации источников ресурсной базы не стоит. Факторинг – неотъемлемая часть корпоративного бизнеса Группы ВТБ. Поэтому в рамках Группы происходит единое фондирование. Это один из продуктов в продуктовой линейке, который дополняет другие финансовые инструменты и предлагается всем клиентам  Группы без исключения.

– Каких успехов достигла компания ВТБ-факторинг в части IT, в сфере электронного документооборота, маркетинга.

Наша IT-система - достаточно гибкая, чтобы удовлетворять потребностям каждого клиента. Мы можем гибко настраивать наше IT-решение под конкретные сделки. Регулярно выпускаются обновления, что позволяет нам эффективно использовать ресурсы, предлагать клиентам новую функциональность, не увеличивая численность и нагрузку на персонал.

Сейчас все заявляют об электронном документообороте, но пока я не видел ни одного полноценно реализованного документооборота. Пока что, это просто обмен файлами с последующим предоставлением бумажных оригиналов документов при необходимости. Это нельзя назвать полноценным электронным документооборотом.

Мы сейчас работаем над проектом, запускаем первые пилотные сделки с использованием электронно-цифровой подписи и клиента, и дебитора. Такая схема не потребует донесения бумажных документов и нивелирует риски по оспариванию поставок в суде. Текущее законодательство позволяет нам это делать, дело только в скорости разворачивания и технической организации процесса у всех участников проекта.

–Какие перспективы в 2011 году у коробочных продуктов?

Коробочные продукты – это неотъемлемая часть любого предложения для сегментов малого и среднего бизнеса. По-другому там эффективно работать невозможно. Подгонять свой продукт индивидуально под каждую небольшую компанию – просто нерентабельно.

Перспективы? Коробки есть и всегда будут представлены в линейке любого фактора, работающего с сегментом МСБ. Однако важно сделать эти коробки подходящими наибольшему числу клиентов выбранного сегмента. От того, как  правильно будут подобраны условия и предложение коробочных продуктов? насколько полно такие коробки будут удовлетворять потребностям выбранного сегмента клиентов, и будет зависеть успех.

– Какие инструменты привлечения фондирования Вы видите на 2011-2012 годы? Для вас понятно – это пассивы группы ВТБ, а для других компаний? Это выпуск облигаций?

Главный вопрос – восстановилось ли доверие к рынку, готовы ли инвесторы на открытых рынках снова вкладывать средства в факторинговые компании.

На фоне повышенной волатильности на финансовых рынках, надежный источник финансирования, независимость от рыночной ликвидности – серьезный плюс к конкурентоспособности факторинговой компании.

– С какими основными вызовами предстоит столкнуться  Факторам в 2012 году?

Первое – конкуренция продолжает усиливаться, потому что это растущий рынок. Другой вызов – необходимость дальнейшего развития продуктовой линейки. По мере того, как компаниям потребуется повышать добавленную стоимость факторинга, будет предлагаться не только безрегресс, но и другие новые продукты. Еще одним вызовом станет экспансия в регионы.

– Считаете ли Вы, что рынку необходимо регулирование?

Я считаю, регулирование необходимо только в тех сегментах, которые представляют угрозу для стабильности экономики. Если мы рассмотрим всем известное банкротство крупнейшего Фактора, то оно не привело к каким-то финансовым потрясениям. Факторинговая компания -  это компания, которая предоставляет финансирование. Там нет вкладчиков частных лиц, там нет депозитов юридических лиц. При уходе такой компании, у некоторых её клиентов могут появиться небольшие перебои с кэш-флоу, но это всё решаемо, масштабной цепной реакции на рынке такой уход не повлечет. Другие Факторы заместят ушедшего игрока. Рискуют лишь инвесторы и кредиторы, которые доверяют свои средства. В этом плане факторинг – лишь один из видов бизнеса и может подойти к банкротству, как и любая другая компания, будь то торговая розничная сеть или интернет-магазин. А инвесторы на то и инвесторы, чтобы инвестировать на свой страх и риск.

– Дайте прогноз по темпам прироста рынка на 2012 год.

Если говорить о цифрах роста, то здесь мы рассчитываем увидеть темпы прироста около 40%.

Рост рынка будет обусловлен проникновением в другие отрасли, кроме товаров народного потребления, где факторинг еще не так хорошо развит. Если  Факторы не будут толкаться на одной поляне, а начнут предлагать эти услуги тем клиентам, которые их ранее не использовали, то рынок будет расти достаточно быстро.

– Какие целевые показатели ВТБ-факторинг на 2011 год?

Наша основная задача на 2011-2012 – стать лидером рынка факторинга. Уже сейчас, если учесть весь факторинговый  бизнес Группы ВТБ, мы находимся если не на первом месте, то точно «наступаем на пятки» действующему лидеру. Я говорю, конечно, про ТрансКредитФакторинг. Мы пока только прорабатываем детали объединения бизнеса, но результаты деятельности наших компаний на факторинговом рынке нужно рассматривать как общий результат Группы ВТБ. И здесь, я уверен, мы достигнем поставленной задачи в ближайшем будущем.