Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

- Михаил Юрьевич, как Вы оцениваете текущую ситуацию на страховом рынке?

- Ситуация на рынке в целом сегодня характеризуется высокой степенью неопределенности. Это очень осложняет работу страховых компаний, поскольку не позволяет планировать на долгосрочную перспективу. Кризис на рынке автострахования, который очевиден для всех участников рынка, также вносит свои коррективы в работу страховщиков. Поведение компаний,  решивших ничего не предпринимать в сложившейся ситуации и оставить все как было, можно назвать по меньшей мере безответственным. Ведущие страховые компании сегодня разрабатывают меры по предупреждению или сокращения убытков даже путем уменьшения доли на рынке автострахования. Снижение активности в данном сегменте позволит избежать непрогнозируемых объемов убыточности, которые могли бы повредить бизнесу и клиентам.  

Нельзя отрицать и существование на российском страховом рынке проблем с перестрахованием из-за введения западных санкций, которые оказали негативное влияние на взаимоотношение с международными перестраховщиками. К сожалению, процесс размещения российских рисков на международном рынке перестрахования существенно усложнился в последние несколько месяцев. Российские страховые компании рассматривают варианты сотрудничества с восточными рынками, но там не так много перестраховочных емкостей, которые готовы работать с Россией.

Также можно отметить, что на сегодняшний день очень высоки темпы консолидации отрасли. Эти процессы происходили и ранее, но сейчас приобрели совершенно другую скорость. Любой кризис заканчивается, и через несколько лет на рынке останутся компании, которые будут работать уже в другом формате, с другими показателями финансовой устойчивости. Это будет другой рынок.

- Каков Ваш сценарий развития ситуации на страховом рынке после повышения лимитов в ОСАГО?

- К сожалению, на протяжении длительного периода времени, примерно до 2016 года, мы не сможем определить точно, какое влияние окажут те изменения, которые были внесены в законодательство по ОСАГО. Поправки этого года более предсказуемы, чем поправки, которые вступят в силу в следующем году. Экспертная позиция актуариев говорит о том, что нынешним поправкам должно соответствовать повышение тарифа на 38-44%. И мы с этим полностью согласны. Последствия от поправок в закон об ОСАГО, которые вступят в силу весной, более непредсказуемы. Если ЦБ будет руководствоваться актуарно обоснованными оценками, то рынок будет нормально развиваться. Если логика ЦБ будет другой – ничего хорошего не произойдет.

Если страховщикам по ОСАГО дадут тарифный коридор в 25-45%, то мы сможем нормально работать. Что касается автовладельцев, то на них повышение тарифов скажется не критически. Будет увеличение цены полиса примерно на 500 рублей относительно базового тарифа. На наш взгляд, правильным было бы сейчас ввести достаточно широкий тарифный коридор и затем постепенно переходить к либерализации тарифов по ОСАГО. Тарифный коридор – это то, что позволило бы сейчас стабилизировать систему.

- Усредненная рентабельность собственных средств российских страховщиков сократилась до минимального за последние пять лет значения. За счет чего страховщики могут поддержать собственную рентабельность?

- В условиях ужесточения внешних рыночных условий на страховом рынке РФ единственный способ повышения рентабельности – оптимизация процессов и интенсификация работы собственных ресурсов Компании, а также принятие курса на адаптацию предлагаемых страховых продуктов и сервисов под новые потребности клиентов. Кризисное для страховых компаний время диктует нам необходимость:

  • повышать производительность труда персонала,
  • снижать расходы при сохранении качества предоставляемых услуг,
  • производить тщательную  и всестороннюю оценку принимаемых на страхование рисков,
  • максимально автоматизировать процессы,
  • совершенствовать технологии продаж и урегулирования убытков,  
  • развивать направления продаж высокомаржинальных видов страхования, в том числе предлагая более простые продукты и удобные для клиентов способы продаж (например, планируется активизация продаж через интернет и мобильные приложения).

Стагнация страхового рынка будет в определенном смысле жесткой проверкой страховых компаний на устойчивость – останутся сильнейшие и наиболее эффективные игроки.

- Каков Ваш прогноз динамики взносов на 2014-2015 годы? Какие виды страхования дадут наибольший прирост взносов? Какие виды страхования ждет стагнация?

- Текущая макроэкономическая ситуация в РФ не внушает страховым компаниям оптимизма в отношении 2014-2015 гг.  В действие вступил целый комплекс негативных внешних факторов: снижение экономического роста страны, ослабление отечественной валюты, что привело к росту стоимости автомобилей  и комплектующих, санкционное воздействие. Падение продаж новых автомобилей и прогнозируемое снижение проникновения отразится на падении страховых взносов по добровольному автострахованию в 2015 году, который является главным драйвером розничного страхования. Некоторый прирост рынка ОСАГО в 2015 году может быть обеспечен планируемым повышением базового тарифа, однако едва ли можно говорить о рентабельности данного бизнеса на фоне законодательных изменений, в особенности в регионах.

Также ожидается стагнация рынка корпоративных видов страхования, в том числе ДМС: предприятия сокращают свои бюджеты на страховые программы, при этом страховые компании, вступая в жесткую конкурентную борьбу за сокращающийся сегмент клиентов, идут на значительное снижение предлагаемых ставок, что также отражается на сокращении совокупных рыночных сборов. Все эти факторы работали еще до середины нынешнего года.  В настоящее время ситуация осложняется еще и из-за  развития напряженности политических отношений России и западных стран. Масштаб последствий данного фактора для корпоративного страхового рынка РФ оценить пока сложно. Также не предвидится, что покажут активный рост сегменты страхования жизни и страхования от несчастного случая, которые в последнее время показывали значительный прирост, поскольку их темпы роста во многом зависят от темпов роста розничного кредитования - на текущий момент они снижаются.

В 2015 году можно ожидать лишь точечного роста некоторых сегментов: в целях повышения рентабельности страховые компании направят имеющиеся ресурсы на развитие продаж продуктов маржинальных видов страхования, будут стараться предлагать клиентам упрощенные продукты по доступной цене (например, можно ожидать развития  страхования имущества физических лиц  - жилья и мобильной техники). Однако данные сегменты не смогут перекрыть общего тренда стагнации страхового рынка.