Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с Оксаной Власьевой, вице-президентом ОАО «НПФ электроэнергетики»

«Сохранение накопительного компонента покажет, что пенсионная система России будет развиваться в логике лучших мировых практик»

Каким вам видится оптимальное завершение пенсионной реформы, учитывающее интересы застрахованных лиц, НПФ, государства, а также перспективы развития социально-экономической ситуации?

Опыт развитых стран доказал эффективность трехуровневой пенсионной системы, когда пенсионный капитал складывается из обязательной государственной части, дополнительных корпоративных пенсий и собственных пенсионных отчислений человека. Сегодня очевидно, что пенсионная система России движется в фарватере лучших пенсионных систем мира. И в этом смысле стабильное функционирование накопительного компонента трудовой пенсии – одна из важнейших составляющих успешного развития пенсионной отрасли. Следующий шаг – государственная политика по развитию корпоративных пенсий. Стимулируя предприятия внедрять пенсионные программы, а работников копить, государство добьется разумного соотношения государственных, корпоративных и частных пенсий.

Наш опыт показывает, что в последнее время у людей появляется интерес к так называемым паритетным программам. Их суть заключается в совместном участии предприятия и сотрудника в накоплении на выплату дополнительной негосударственной пенсии. Например, 1% от заработной платы ежемесячно вносит в пенсионный фонд работник, столько же добавляет предприятие. Пенсионный фонд здесь выступает связующим звеном, инвестирует взносы и обеспечивает последующую выплату пенсий.

Интерес к таким программам во многом «подстегнуло» государство. С 2008 года действует программа государственного софинансирования пенсии, позволяющая человеку удваивать добровольные пенсионные отчисления за счет средств государства. Это действительно хорошая программа, ее участниками стали почти 15 млн человек. Думаю, что именно через распространение таких программ, позволяющих ощутить реальные финансовые преимущества, можно стимулировать предприятия и сотрудников делать добровольные отчисления.

Насколько достигнута официально декларировавшаяся при создании гарантийной системы цель – повышение надежности НПФ и устойчивости рынка? Как в целом создание и внедрение гарантийной системы сказалось на деятельности НПФ в целом и вашего в частности?

Эксперты давно говорили о необходимости создания инструментов защиты пенсионных накоплений. Система гарантирования прав застрахованных лиц заработала с 2015 года, и она призвана обеспечить сохранность номинала всех поступлений на пенсионный счет застрахованного лица. Естественно, система гарантирования однозначно повысит уровень доверия людей к пенсионной системе в целом.

Важно и то, что в 2014 году все НПФ, которые собираются продолжить работу с обязательным пенсионным страхованием, по требованию законодательства преобразовались в акционерные общества. Регулятором пенсионной отрасли стал Центральный банк России. Усиление контроля в данном случае – безусловно в интересах клиента. Прозрачность отрасли приведет к тому, что останутся только сильные экономически эффективные игроки, настроенные на долгосрочное присутствие на рынке.

Будучи одним из лидеров отрасли, «НПФ электроэнергетики» успешно прошел акционирование и проверку Банка России. Наш Фонд вошел в число первых НПФ, вступивших в систему гарантирования уже в 2014 году. Для клиентов это – не только дополнительные гарантии, но и показатели стабильности и надежности выбранного ими фонда.

Конечно, в этой связи консолидация пенсионной отрасли – неизбежный процесс. В целом это позитивное явление, и пенсионная индустрия следует в фарватере банковского и страхового бизнесов, где аналогичные процессы консолидации проходили в начале и середине 2000-х.

Как изменится инвестиционная политика НПФ в ближайшей и среднесрочной перспективе, в т.ч. с учетом внедрения гарантийной системы?

Инвестиционная политика НПФ претерпевает в настоящее время существенные изменения, связанные с новыми требованиями регулятора – Центрального банка РФ. ЦБ РФ накладывает существенные ограничения на критерии оценки надежности эмитентов ценных бумаг, в которые могут быть размещены пенсионные накопления. Предпочтение теперь отдаются рейтингам надежности от ведущих международных и российских рейтинговых агентств. Ограничения также накладываются на долю в портфеле фондов бумаг связанных сторон – участников одной группы или холдинга. Все эти меры призваны повысить стабильность и кредитное качество инвестиционных портфелей НПФ.

Каковы возможности и перспективы инвестирования пенсионных денег в «длинные» проекты в реальном секторе? Каких изменений в нормативно-правовом регулировании НПФ это потребует?

На текущий момент чтобы получить деньги НПФов для финансирования своей деятельности, предприятия-эмитенты должны предпринять колоссальные усилия, в первую очередь, связанные со структурированием своих ценных бумаг. Есть определённый законом перечень требований, которым они должны соответствовать, что достаточно непросто. Таким образом, формальные требования по инвестированию пенсионных накоплений удовлетворяются даже не всеми «голубыми фишками». Что уж говорить о небольших компаниях, которые остро нуждаются в долгосрочном финансировании, но ограничены возможностью привлечения лишь банковских продуктов. Такие компании обычно не выходят на фондовый рынок, просто потому что институциональные инвесторы, такие как НПФы, не смогут в принципе произвести инвестиции в их бизнес, а объем частных инвестиций исключительно мал. В такой ситуации целостное эффективное развитие реальных секторов экономики весьма затруднительно. Чтобы это стало возможным, необходимы изменения на законодательном уровне, которые устанавливают минимальные ограничения для такого рода компаний. В свою очередь, компании реального сектора должны быть мотивированы на соответствие этим требованиям возможностью привлечения долгосрочного финансирования. Главное, чтобы результаты от инвестирования в подобные проекты не стали предметом полемики об эффективности накопительной составляющей пенсионной системы. Очевидно, что инвестиции в реальный сектор не смогут принести стабильный положительный доход на начальном этапе.

При поддержке государства накопительная пенсионная система как институт «длинных денег» может получить новое развитие, поскольку пенсионные накопления должны работать как полноценный инвестиционный ресурс. В развитых странах мира пенсионные фонды осуществляют долгосрочное и эффективное инвестирование в строительство, транспорт и другие отрасли экономики. Сохранение накопительного компонента пенсии является показателем того, что пенсионная система России будет развиваться в логике лучших практик пенсионных систем мира.

Считаете ли вы реальным заметное увеличение спроса в сегменте корпоративных пенсий? Или же более вероятным выглядит вариант очень умеренного роста? Что необходимо для более активного роста этого сегмента рынка?

Система корпоративных пенсий в нашей стране все еще находится в стадии развития. Сейчас рынок негосударственного пенсионного обеспечения приближается к 1 трлн рублей. Но, конечно, рост пенсионных резервов достаточно медленный. Это связано с тем, что крупные корпорации уже сформировали свои пенсионные программы, а малый и средний бизнес, и тем более частные лица, все еще не осознают необходимости формирования собственных пенсионных капиталов.

На мой взгляд, первично именно отсутствие требований по расширению социального пакета работодателя со стороны работников. Работая с частными клиентами, удивляешься, насколько смутно представляют себе люди свое будущее, источники дохода и уровень потребностей. Спросите себя, знаете ли вы, какой будет ваша пенсия и какой вы хотели бы ее видеть? На оба вопроса ответ будет в большинстве случаев отрицательный.

С другой стороны, масштабная информационная кампания, которая идет сейчас вокруг пенсионной проблематики, сделает свое дело. Люди осознают, что демографическая ситуация не позволяет надеяться на то, что через 15-20 лет нормальную пенсию смогут обеспечить отчисления трудоспособного населения, как это происходит сегодня. По прогнозам экспертов: число работающих сравняется с числом пенсионеров уже в 2022 году. Выходом из этой ситуации является расширение накопительного компонента пенсии за счет корпоративных и частных накоплений – так называемой трехуровневой пенсионной системы, сформированной в большинстве развитых стран мира.

И вот когда этот тезис будет очевиден для людей, на корпоративные программы как на дополнительный источник пенсионного капитала может появиться спрос. При стимулировании и поддержке государства система корпоративных пенсий может получить более активное развитие. И определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, действуют налоговые преференции для компаний: согласно закону, осуществляя НПО сотрудников, предприятие может, во-первых, относить пенсионные взносы в пользу своих работников в размере до 12% от ФОТ на себестоимость, а во-вторых, не уплачивать с этих взносов страховой взнос.

Конечно, резкого скачка в развитии негосударственных пенсионных программ ждать не приходится. Это длительный и планомерный процесс. И роль «двигателя» и «рабочих рук» здесь сыграют именно НПФ. Для бизнеса фонды – партнер, консультант и просветитель. Когда в 2000 году мы приходили к руководителям предприятий, большая часть из них вообще не слышала о негосударственных пенсионных программах. Сегодня ОАО «НПФ электроэнергетики» обслуживает свыше 600 предприятий и свыше 535 тысяч сотрудников не только большинства электроэнергетических предприятий, но и компаний различных секторов экономики.

По мнению многих экспертов, интерес к корпоративному пенсионному обеспечению, которое станет частью государственной политики, будет только возрастать. Через 10-15 лет отсутствие у компаний корпоративных пенсионных программ будет выглядеть странным. Это как с добровольным медицинским страхованием работников, которое еще несколько лет назад было редкостью. Сейчас же большая часть работодателей (и крупные, и небольшие предприятия) страхуют своих сотрудников. Корпоративные пенсионные программы – не только элемент социальной ответственности бизнеса, но также и необходимый инструмент работодателя в эффективном управлении персоналом организации.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!