Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с членом совета директоров банка «ТРАСТ» Григорием Варцибасовым

Задача регулятора состоит в том, чтобы исполнение требований к риск-менеджменту не было формальностью

– Многие участники финансового рынка обеспокоены перспективами создания мегарегулятора финансового рынка на базе ЦБ из-за более жесткого контроля со стороны регулятора. Каков ваш взгляд на вопросы риск-менеджмента с точки зрения перспективы создания мегарегулятора?

– Вне зависимости от того, будет ли создан мегарегулятор, сложно делать прогнозы на долгосрочную перспективу. Банковскому сообществу известны планы ЦБ на 2013 год. Скорее всего, будут предложены новые инструкции, определяющие расчет капитала и резервов, но неизвестно, какие меры регулятор разработает на 2014 год. В любом случае основная банковская «тема» не меняется – мы должны зарабатывать прибыль, привлекать деньги вкладчиков и выдавать их заемщикам.

– Насколько сильно влияют изменения регулирования со стороны ЦБ на векторы развития банков?

– Безусловно, вектор развития бизнеса зависит от регулирования. При введении повышающих или понижающих коэффициентов в расчете Н1 или резервов банки пересматривают свои приоритеты, задумываются, целесообразно ли кредитовать малый и средний бизнес, переориентироваться в корпоративный сегмент, или стоит вообще заняться ценными бумагами? В настоящее время регулятор ввел ограничения в розничной отрасли. Очевидно, розницы в стране станет меньше.

– Готов ли кто-то, кроме банков, к тому, чтобы ими управлял так или иначе Центральный Банк (либо опосредованно через ФСФР, либо напрямую)?

– Для компаний, подотчетных ФСФР, 2013 год станет действительно неопределенным: контрольные функции будут постепенно переходить к новому регулятору, но пока не ясно, каким образом – в форме присоединения старого регулятора к новому в качестве отдельного департамента или иным способом.

– В какой, по вашему мнению, срок произойдет «передача власти» от старого регулятора новому?

– Очевидно, что в короткий срок этого не случится, поскольку «стыкуются» большие системы, важно обеспечить их бесперебойную работу. Наиболее вероятная перспектива, на мой взгляд, – 1,5-2 года, потому что 2013 год уйдет на расстановку сил, в 2014 году начнут издаваться нормативные акты, которые, по сути, будут применяться только с 2015 года.

– За эти 1,5-2 года компании, подотчетные ФСФР, смогут переориентироваться под требования ЦБ? Насколько велик разрыв между ними и банками?

– Во многом это зависит от того, как и в какой форме будет происходить создание мегарегулятора. Будет ли это некое эволюционное развитие (станет ли ФСФР частью ЦБ) или речь идет о создании чего-то совершенно нового.

Я не думаю, что сейчас существует глобальный разрыв между банками и подотчетными ФСФР компаниями, поскольку и те, и другие организации находились в постоянном развитии. Другой вопрос, что цели и задачи перед ними ставились разные, поэтому и регулирование было различным.

– Сохранится ли принципиальная разница между банками и «небанками» с точки зрения нормативных требований? Или есть смысл создания единого набора требований с разными уровнями для разных типов компаний?

– При общем регуляторе будут и единые требования, по крайней мере в части раскрытия информации. Стопроцентная унификация норм, на мой взгляд, избыточна, поскольку компании занимаются разными видами деятельности и с разными рисками. Даже банки, кредитующие разные сегменты заемщиков, предъявляют к ним отдельные требования и основываются на различных кредитных нормативах.

Последние пару лет небанковские финансовые компании, не дожидаясь ясности по мегарегулятору, пытаются создать собственные стандартизованные подходы в части рисков. Как вы считаете, способно ли в этом случае родиться что-либо жизнеспособное, что принял бы регулятор в качестве возможного варианта нормативного требования?

– Любые изменения должны быть продиктованы жизнью – мы должны предпринимать те действия, которые действительно необходимы для непрерывности  и эффективности бизнеса. При условии конструктивного диалога регулятор обычно прислушивается к мнению игроков рынка и учитывает их актуальные потребности. Также важна и инициатива регулятора, чья основная задача – стабильность системы и минимизация рисков.

– Несмотря на высокую распространенность систем управления рисками на банковском рынке, по-прежнему остается проблема «серых зон» риск-менеджмента. Т. е. ситуаций, когда из-за близких отношений акционеров или менеджмента банка с клиентом сделка одобрена, даже несмотря на негативное заключение риск-подразделения. Как профессиональному сообществу бороться с таким бесправием российского риск-менеджмента? Может ли что-то сделать регулятор, например наделив в приказном порядке риск-менеджмент в финансовых компаниях какими-то правами и обязанностями?

– Известно, что в банках «серые зоны» присутствуют в меньшей степени, просто «истории» с кредитными организациями звучат громче в связи с их высокой социальной значимостью. В целом риск-менеджмент в банках жестко зарегулирован, в том числе и акционерами, у которых для принятия решений установлены свои лимиты.

В период кризиса 2008 года масштабнее всего экономические проблемы и банкротства проявлялись на небанковском финансовом рынке. В любом случае в приказном порядке подобную проблему не решить, всегда будут находиться иные способы обойти риск-менеджмент. Однако регулятор может четче и жестче контролировать вопрос исполнения лимитов и ограничений, таким образом максимально усложняя создание «серых зон».

– Есть ли необходимость в дополнении политики ЦБ более содержательными требованиями к системам управления рисками в банках?

– С одной стороны, задача регулятора состоит в том, чтобы исполнение требований к риск-менеджменту не было формальным. С другой стороны, важно, чтобы и сами требования были содержательными, а не формальными. Когда мы уйдем от формального контроля операционных рисков, в банках появятся подразделения операционного риск-менеджмента, это оздоровит банковскую систему.

Для крупных банков, получающих прибыль, формальности в вопросах управления рисками быть не может, так как организации, которые на протяжении нескольких лет допускают серьезные ошибки в этой сфере, просто уходят с рынка. В этом смысле кризисы оздоравливают экономику, поскольку на рынке остаются лучшие.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!