Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Виктором Носовым, директором департамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк»

Виктор Носов

В 1 полугодии 2010 года в регионах было сосредоточено 42% факторингового портфеля Промсвязьбанка. В планах – дальнейшее развитие факторинга в региональной сети

- Как изменился рынок факторинга за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для первого полугодия 2010г.?

Безусловно, в качестве основного события можно выделить вступление в силу нового Закона о торговле. Пока его влияние на факторинговый рынок оценить трудно – идет процесс перезаключения поставщиками договоров со своими контрагентами. Думаю, к концу года все будет понятнее. Другая рыночная тенденция 1 полугодие 2010 года – наличие умеренного спроса на факторинг при возросшем предложении. Рынок корпоративного кредитования оживился, некоторые поставщики, которые в кризис (и ранее) пользовались факторингом, теперь имеют возможности использовать альтернативные источники финансирования текущей деятельности, а кому-то и вовсе хватает своей оборотки. Еще одна тенденция – продолжающееся снижение ставок для клиентов. Стоит отметить также активизацию работы Ассоциации факторинговых компаний.

- Каких успехов достигла Ваш(а) банк (компания) в первом полугодии 2010г., и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

- Факторинговый оборот Промсвязьбанка в 1 полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года несколько вырос и составил  порядка 55 млрд рублей. В целом мы выполнили все намеченное: пересмотрели ставки для клиентов, активно работали с торговыми сетями, привлекали новых и развивали активных клиентов. Боролись с просроченной задолженностью, всячески препятствовали возникновению новой.

- Каковы перспективы у региональных рынков в ближайшем году? Собираетесь ли Вы открывать представительства/филиалы в регионах?

- Сегодня факторинг предлагается во всех региональных  филиалах  Промсвязьбанка.  Активное региональное развитие и большой географический охват филиальной сети Промсвязьбанка позволили обеспечить факторинговым финансированием сотни региональных компаний, помогли им пройти кризис без кассовых разрывов, вовремя платить зарплаты, рассчитываться с поставщиками, предоставлять своим покупателям отсрочки платежа. В 1 полугодии 2010 года в регионах было сосредоточено 42% факторингового портфеля Промсвязьбанка.  В планах – дальнейшее развитие факторинга в региональной сети банка.

- Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в 2010 году? Как изменилась политика Вашего банка/Вашей компании в этом отношении (ставки, объемы финансирования, новые клиенты и т.д.)? Как изменились подходы к риск-менеджменту в Вашем Банке/Вашей Компании в 2010 году?

- Никаких значимых изменений в требованиях к клиенту выделить не могу – в 2010 году все работает так же, как и в 2009. В лимитах и объемах финансирования тоже ничего не изменилось. Стараемся финансировать каждого «по потребностям» с учетом рисковой составляющей. Ставки в первом полугодии 2010 года имели тенденцию к дальнейшему снижению. Подходы к риск-менеджменту не изменились. Процедуры, внедренные ранее, отлажены и надежно работают. В дальнейшем мы планируем их совершенствование с акцентом на унификацию, упрощение и ускорение принятия решений при установлении первоначальных лимитов.

- Каковы перспективы электронного факторинга в России?

Электронный факторинг – продукт, который очень востребован клиентами. Спрос на него сегодня значительно превышает предложение. Основной проблемой для факторов сейчас является отсутствие специализированного программного обеспечения, способного при избавлении от огромного количества бумажных документов принимать документы с отметкой обеих сторон (поставщик и дебитор). В появлении такого ПО заинтересованы все: и клиенты, и факторы. Именно в таком виде электронного факторинга на российском рынке пока нет.

- Оказали ли/окажут ли, на Ваш взгляд, влияние изменения закона о торговле на рынок факторинга в России?

Безусловно, принятие нового закона стало сюрпризом и для торговых сетей, и для их поставщиков, и, конечно, для участников рынка факторинга. Регламентированные сроки отсрочки - плюс это или минус? С одной стороны, отсрочка становится "справедливой",  зависит от товарной группы и срока годности товара. С другой стороны, консервированные продукты приравниваются к табаку и алкоголю, что не совсем логично. И, наконец, максимальная отсрочка по группе продовольственных товаров фиксируется на отметке в 45 дней. Это при том, что средняя отсрочка по сетям в 2009 году составляла 60 дней. Такая схема имеет свои положительные и отрицательные стороны и для участников рынка факторинга. Факторы могут более точно прогнозировать сроки размещения средств, безусловно, при точном соблюдении "графика платежей" сетями. Но и поставщики могут лишний раз подумать, использовать им факторинг или нет, ведь теперь точно ясно, что сеть заплатит через 10, 30 или 45 дней - следовательно, при грамотном планировании вполне возможно избежать кассовых разрывов. Вообще, такой инструмент как факторинг совершенно точно должен быть упомянут в новом Законе, он выгоден обеим сторонам. Поставщикам нет необходимости ждать оплаты даже в течение 10 дней, а сетям - перестраивать уже сложившуюся систему оплаты.

- Какие сегменты рынка факторинга (продукты, отрасли и т.д.) на сегодня являются наиболее перспективными для Фактора с точки зрения соотношения доходность-риск?

По продуктам в целом можно сказать так: безрегресс более доходный, но и более рискованный, регресс – наоборот. Это справедливо для всех игроков рынка факторинга. То же самое и с отраслями. Наименьший риск – это факторинг для клиентов, которые поставляют товары категории FMCG, а также товары длительного пользования (бытовая техника и электроника) в торговые сети. Но и доходность по таким сделкам наиболее низкая. С другой стороны, есть клиенты из иных отраслей (строительство, энергетика, металлургия, сфера услуг), доходность по которым  значительно выше, но, соответственно, выше и риск. Кто-то из игроков рискует, кто-то руководствуется принципом «лучше меньше да лучше» - каждый выбирает свою стратегию.

- Какова на Ваш взгляд реальная доля проблемной задолженности в портфелях Факторов на сегодня?

- Реально, на наш взгляд, не менее 7-10%. У кого-то чуть больше, у кого-то меньше, это зависит от объема самого портфеля, а также от той целевой ниши,  в которой работает Фактор. При работе с десятью клиентами просроченной и проблемной задолженности может не быть вовсе, а когда количество клиентов измеряется сотнями, просрочка и проблемы неизбежно появляются. Особенно актуально это было для кризисного периода – клиент какое-то время работал с Фактором, все было хорошо, активно шли оплаты. Затем грянул кризис – бизнес клиента и его дебиторов не был готов к такому развитию событий.  Это основная доля просрочки в портфелях Факторов сегодня. Что-то удается взыскать в судебном порядке, что-то нет.

Очень важно отметить два момента. Первое: в нашем портфеле доля проблемных сделок, возникших в результате мошеннических действий, невелика. Второе: последний год – полтора абсолютное значение просроченной задолженности почти не увеличивается. Доля сделок, рассмотренных после наступления кризиса и находящихся сегодня на просрочке, мала. Это говорит о наличии грамотно выстроенной системы риск-менеджмента.

Опишите, пожалуйста, портрет наилучшего и наихудшего клиента в Вашей компании/банке.

Факторинг – тот продукт, воспользоваться которым может лишь предприятие, работающее строго по определенной схеме, либо готовое для использования факторинга перестроить ведение бизнеса в соответствии с этой схемой. Основное – это отсрочка платежа по контракту, безналичные расчеты, долгосрочные отношения и сделки на постоянной основе. Если рассуждать глобально, наилучший клиент – тот, который выполняет договорные условия и чьи дебиторы платят в срок, наихудший – соответственно, наоборот. Более детально так: наилучший – клиент (производитель) с ежемесячными отгрузками, работающий на условиях 100%-й отсрочки (в среднем 60 к/д), дебитор - розница (торговая сеть) с идеальной платежной дисциплиной (желательно клиент нашего банка).

- Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 2010 и 2011 году.

Аналитики полагают,  что,  учитывая традиционный рост оборотов факторов во втором полугодии, к концу 2010 года объем российского рынка факторинга может достичь 450-500 млрд. рублей.

В дальнейшем рынок будет развиваться, но при умеренном росте - порядка 20% в год. Услуга станет все более востребована в регионах. Локомотивом роста станет факторинг без регресса - это та западная тенденция, которая весьма актуальна для российского рынка.