Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

 


КАРТА ПРОЕКТА
Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

«Крупные компании, наигравшись в собственные ЭТП, начинают возвращаться на межкорпоративные площадки»

 – Какие новые тенденции в развитии рынка электронной межкорпоративной торговли проявились в 2017 году? – Доступ к системе через мобильные приложения. Если раньше информационным бизнес-инструментом в компаниях был персональный компьютер, то сегодня все больше компаний соглашаются с тем, что смартфон становится если пока не основным, то полноценным дополнительным инструментом информационной корпоративной среды, и соответственно, эта тенденция переносится на требования к ЭТП. Поэтому мы понимаем, что в течение ближайшего времени на рынке появится хороший мобильный функционал.

 – Какие сегменты рынка электронной межкорпоративной торговли будут, по вашим оценкам, обеспечивать его рост или, по крайней мере, стабильность в среднесрочной перспективе? – Если сегментами считать отрасли, то мы видим, что число отраслей растет, например, активно стали работать на площадках ретейл, сельское хозяйство. Там работает стратегия «следования за лидером». Если компания – лидер рынка начинает работать на ЭТП, то в течение года, двух и остальные компании подтягиваются.Также стоит отметить, что все больше компаний теряют интерес к собственным ЭТП. Был период, когда компании начали активно тратить деньги на разработку и внедрение собственных программных продуктов. Разрабатывалась программа, тратились силы на внедрение, год-два проходила адаптация, и как итог – процесс закупок не показывает ожидаемых результатов. Это происходит потому, что ЭТП не просто программный комплекс. Программный комплекс всегда обслуживает какая-то компания, которая проводит очень много работы, объем которой даже больше, чем сама разработка и сопровождение ИТ-продукта. Компания – оператор ЭТП привлекает участников, фактически нянчится с рынком организаторов и поставщиков вокруг своего ИТ-продукта. Крупные компании так не работают, они выстраивают интерфейс и считают, что раз они крупные, то вокруг их электронного сервиса поставщики автоматически образуются, даже если он получился «косой», «кривой», существует уверенность, что поставщики сами прибегут и в очередь встанут. На самом деле нет. Рынок так не работает. Сейчас уже видна тенденция «отскока». Крупные компании, наигравшись в собственные ЭТП, начинают возвращаться на межкорпоративные площадки: проводить интеграции, запрашивать услуги по проработке рынка, интересоваться «живыми» базами поставщиков. За счет этого рынок опять может показать рост.Менеджерам, которые потратили деньги акционеров на эксперимент, должно быть, по моему мнению, стыдно. Хотя практика показывает, что они уже покинули эти компании, оставив за собой «хвосты» в виде неэффективных систем и бизнес-процессов.

 – Какие сервисы будут определять дальнейшее развитие рынка услуг электронных торговых площадок в целом? – Основной базовый сервис – организация электронных процедур и их поддержка силами разработчиков ПО, маркетологов, специалистов call-center – и будет главным драйвером развития. Этот сервис нужно делать удобным, простым и работоспособным. Далеко не все вопросы юзабилити, скоростей систем, надежности, безопасности решены оптимальным способом. Появляются новые технологии, и их нужно использовать для эффективной работы именно основных сервисов. Мода на наращивание всяких дополнительных сервисов постепенно пройдет. Каждый будет профессионально заниматься своим делом.

 – Какие наиболее существенные хронические проблемы инфраструктуры электронной торговли B2B в России остаются нерешенными? – Проблемы рынка ЭТП ничем не отличаются от проблем рынка России. Это – доминирующая роль государственного сектора и госкомпаний, которые подавляют конкуренцию и делают страну в целом неконкурентоспособной. На рынке ЭТП это можно очень хорошо проиллюстрировать. Основные игроки сегодня – это дочки госкомпаний и банков с госучастием, а также ЭТП, связанные аффилированными лицами с крупнейшими отраслевыми игроками или региональными правительствами.

 – Какие из прорывных ИТ-технологий, которые в последнее время привлекают к себе общественное внимание (распределенные реестры, машинное обучение, элементы технологии искусственного интеллекта), могут оказать в обозримом будущем наиболее серьезное влияние на развитие рынка услуг ЭТП? – Сложно прогнозировать по срокам, но то, что блокчейн и распределенные реестры внесут огромные изменения во взаимодействие всех сфер, – это точно. Многие сферы смогут функционировать без посредников: банков, нотариусов, регистраторов. Как это все изменит рынок ЭТП? Скорее всего, сегодня это даже представить пока невозможно, потому что новые отношения породят новые идеи и новые процессы. На сегодняшней понятийной базе описать их совершенно невозможно.

 – Новые технологии, скорее, скорректируют уже существующий тренд эволюционного развития электронного рынка или же мы можем ожидать революционных изменений, в частности, появления новых форматов электронной торговли?

– Новые технологии, такие как блокчейн, могут затронуть государственные институты. Распределенное публичное хранение важных данных без возможности их изменения и бесследного исчезновения создает возможность взаимодействовать, минуя государство в тех сферах, где сегодня именно государство является точкой сборки системы. То есть появление технологий изменит модель общества. Их внедрение изменит суть большинства государственных институтов. Те страны, которые поймут и примут эту неизбежность в первую очередь, приобретут дополнительный козырь и время в конкурентной борьбе на рынках капитала, трудовых ресурсов. Ведь то, что сейчас делается с огромным трудом, может делаться абсолютно просто. Пример: перевод биткоинов от одной компании другой в сравнении с банковским переводом средств. Сразу понятно, что банковский перевод – это устаревшая, архаичная форма перевода денег. Данные технологии и изменения, конечно, затронут и рынок ЭТП, возможно, не напрямую, а по касательной, косвенно.

ЭТП – это тоже взаимодействие (между контрагентами), хоть и в виде сервиса, но вполне допускаю, что часть процессов переместится в область распределенных реестров и будет выглядеть совершенно по-другому. Может появиться распределенный реестр хранения информаций по сделкам, распределенный каталог ТМЦ, который будет удобен для участников. Не совсем понятно сегодня, в какие дополнительные бонусы, выгоды это обернется в итоге для компаний и с какими расходами будет сопряжено. Скорее всего, на нашем рынке родится некий гибрид.

 – В течение последних 5 лет обсуждается возможность дальнейшей консолидации рынка услуг ЭТП в корпоративном сегменте, в том числе сделки слияния-поглощения. Исходя из существующих тенденций развития рынка, как вы оцениваете вероятность такого рода процессов?

– Да, скорее всего, так и произойдет. Рынок ЭТП становится зрелым, устоявшимся рынком, в котором игроки распределены. Через некоторое время экспансиональный рост на новые отрасли и на рынок в целом станет затруднен, и компании смогут расти, только укрупняясь и поглощая друг друга. Это вполне рыночный путь развития, за исключением неконкурентного сценария, когда госкомпании поглощают коммерческий рынок. Главное – сохранить рынок конкурентным и не усилить существующий сегодня перекос.

 – Как вы оцениваете возможное влияние принятых поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ на дальнейшее развитие межкорпоративного электронного рынка и рынка услуг ЭТП?

– Хуже для рынка ЭТП уже не будет, этот рынок уже изъяли из зоны свободного и конкурентного развития.

 – Большинство мер по усилению государственного регулирования рынка услуг ЭТП мотивируется необходимостью поддержки субъектов МСП, в частности, облегчения их доступа к регулируемым корпоративным закупкам и закупкам государственных и муниципальных заказчиков. По вашему мнению, насколько именно данный способ поддержки малого и среднего бизнеса является оптимальным и насколько высока цена такой поддержки для операторов ЭТП и корпоративных заказчиков?

– Любое вмешательство и поддержка МСП через регулирование – это беда для бизнеса. Регулирование не бесплатно, это стоит денег. Регулировщику всегда нужно платить – это первое. Второе – в условиях отсутствия контроля гражданского общества бюрократия через регулирование получает дополнительные рычаги для выкручивания рук и выкачивания средств из бизнеса, особенно незащищенного, малого.

 – Какие меры государственного регулирования, на ваш взгляд, могут действительно способствовать развитию рынка услуг ЭТП?

– Государственное регулирование должно касаться мер, обеспечивающих равную конкуренцию. Полный запрет государству заниматься каким-либо бизнесом, так как такой бизнес не конкурентен сам по себе и создает перекос рынка, госкомпании разрушают основы рыночной экономики. Поэтому я допускаю только снижение участия государства одновременно со снижением налогового бремени как для физических лиц, так и для компаний. Хочу закончить словами Карла Маркса, который справедливо отмечал, что государство является собственностью бюрократии. Когда государство забирает все новые и новые куски экономики, мы имеем дело с присвоением государства чиновниками. Это тупиковый путь.