Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка

- Судьба пенсионных накоплений все еще не ясна, планы относительно ОПС постоянно меняются. Последнее предложение Министерства труда и социальной защиты, одобренное Президентом, – перевод части взносов на ОПС с 2014 года на добровольную основу.  Как, по Вашему мнению, скажется реализация этих планов на рынке НПФ в 2013 году и в более длительной перспективе?

- Ключевым вопросом в осуществлении этих планов, на мой взгляд, станет реализация предложения Президента Путина о продлении права выбора гражданами 6%  накопительной части пенсии после 2014 года. Это принципиально для дальнейшего развития пенсионных накоплений. Если Правительство исполнит предложение главы государства до конца этого года, т.е. предложит гражданам варианты свободного и добровольного выбора, то отрасль будет и дальше развиваться ускоренными темпами. Это позволит реализовать гражданское право выбора, на чем и настаивает Президент, а не ограничивать выбор только 2013 годом. Важно здесь еще одно обстоятельство: если право выбора не будет продлено, то с 2014 года приток в систему «длинных денег» прекратится, а это прямо противоречит поставленной задаче использования средств пенсионных накоплений для развития инфраструктурных проектов, так как такие мероприятия по определению не могут быть одноразовыми. Использование пенсионных накоплений в экономике должно подпитывать ее рост ежегодными вложениями. Однако пока все эти планы под большим вопросом, поскольку Правительство ничего не сделало для продления права выбора гражданами.

- Какой прогноз по объему рынка, числу фондов, числу клиентов по ОПС и НПО Вы можете дать на 2013 и 2014 гг.?

- Думаю, что самый осторожный прогноз по приросту клиентов негосударственных пенсионных фондов по ОПС в этом году можно охарактеризовать словом «взрывной». Как минимум, он превысит 5 млн. человек, а то и больше. Об этом свидетельствует динамика роста за последние несколько лет, а также фактор «последнего года». Что касается НПО, то его рост за последние годы минимален в процентном отношении. Вряд ли что-то изменится без существенного роста в экономике, который способен стимулировать корпоративные пенсионные программы на новых предприятиях. Формальными бюрократическими мерами или искусственным внедрением новых игроков на рынок подстегнуть рост НПО невозможно. Сегодня его возможности вычерпаны практически до дна.

- Какую альтернативу Вы считаете более выгодной: перевести свои 6% страховых взносов в НПФ и потерять часть солидарной пенсии или оставить их в ПФР и воспользоваться полноценной солидарной пенсией?

- Думаю, что ответ очевиден. Все больше людей, прежде всего, молодого возраста, понимают, что 6% в накопительной части пенсии в виде конкретных денежных обязательств лучше, чем эфемерные обещания государства выплатить в будущем пенсию на основе коэффициентов в новой пенсионной формуле, да еще и с ежегодной корректировкой. Молодым, экономически подкованным людям более понятны категории нормального рыночного инвестирования и прироста пенсионного капитала на его основе. Для них более понятен принцип: чем больше за свою жизнь отложил и инвестировал, тем больше получил на пенсии, вместо абсолютной зависимости от экономических возможностей государства в солидарной распределительной системе. Здесь взгляды разных поколений на принципы формирования будущей пенсии совместить крайне сложно. Солидарность хороша в особых советских экономических условиях, которых уже нет и не будет. Рассчитывать нужно только на себя. И еще необходимо помнить всем, что пенсионные накопления в НПФ наследуются в случае смерти человека до наступления возраста выхода на пенсию. Это крайне важный и выгодный для людей момент!

- Может ли лишение людей, выбравших накопительную пенсию, части прав в солидарной пенсии, стать дополнительной угрозой для рынка НПФ и оттолкнуть граждан от перевода своих накоплений из ПФР?

- Об этом пока говорить рано. Подобная норма, записанная в проект Пенсионной формулы, безусловно, вызывает опасения. С какой стати надо наказывать рублем людей, выбравших накопительную часть пенсии в объеме 6%? Останется ли такая норма в финальном варианте формулы – не известно. Сейчас ее общественное и экспертное обсуждение только начинается.

- В январе 2013 года Президент РФ назвал условия сохранения ОПС: участники рынка должны обеспечить сохранность средств и тщательный финансовый контроль деятельности фондов. Какие меры планируют предпринимать НАПФ и входящие в Ассоциацию фонды, чтобы привести рынок в соответствие этим условиям?

- Собственно, все, к чему последние несколько лет призывали негосударственные пенсионные фонды в области усиления контроля и повышения надежности, уже близко к реализации. Система гарантирования средств пенсионных накоплений, единый мегарегулятор, совершенствование саморегулирования, система пруденциального надзора – все эти меры наша Ассоциация предлагала ввести еще 5 лет назад. И сегодня наши предложения наконец-то услышаны государством. Внутри негосударственного пенсионного сообщества в ближайшие годы будет развиваться система стандартов. Их и так уже принято в нашем сообществе немало. Например, НАПФ первым на финансовым рынке разработала важнейший стандарт по риск-менеджменту негосударственных пенсионных фондов. Однако крайне необходимо, чтобы законодательно была принята обязанность организаций исполнять стандарты, разработанные СРО, по согласованию с регулятором. Это, безусловно, повысит качество работы НПФ и обеспечит защиту их клиентов.

- Какое соотношение распределительной, добровольной накопительной и обязательной накопительной частей пенсии нужно поддерживать в пенсионной системе РФ, чтобы эта система оставалась стабильной в долгосрочном периоде и сбалансированной, как это предусмотрено в действующей концепции развития пенсионной системы?

- Вы будете удивлены, но наилучшим соотношением в ОЭСР признан нынешний пенсионный статус-кво. То есть, солидарная часть страхует рыночные риски инвестирования пенсионных средств, а накопительная часть пенсии компенсирует весьма существенные демографические провалы и снижение соотношения работающих/пенсионеров. Повторю, эксперты ОЭСР современное соотношение частей пенсии в России считают оптимальным.

- На финансовых рынках в скором времени появится единый регулятор на базе Банка России. При этом вопрос регулирования пенсионных накоплений планируется пока что оставить в ведении Правительства РФ. Какая схема регулирования рынка НПФ кажется Вам оптимальной?

- Желательно, чтобы регулятор был один. Это исключит противоречия во взглядах на один и тот же предмет регулирования у нескольких регуляторов. Преимущества такого подхода известны еще со времен существования Инспекции НПФ. Единство регулирования особенно востребовано в моменты кризисов на финансовых рынках, когда промедление в принятии решения провоцирует колоссальные убытки. 2008 год – тому пример. Конечно, текущий контроль деятельности НПФ должен быть централизован. При этом вопросы макроэкономического характера вполне могут оставаться в компетенции не мегарегулятора, а Правительства. Что касается компетенций СРО в регулировании рынка, то здесь главное не переборщить за счет чрезмерной перегрузки функциями. В зоне ответственности СРО, прежде всего, должны  находиться разработка и контроль исполнения отраслевых профессиональных стандартов.

- Необходимо ли, по Вашему мнению, обязательное членство НПФ в СРО? Должна ли у фондов быть одна СРО или большее число организаций?

- В данном случае обязательность членства определяется государством, и спорить с этим не стоит. Количество же СРО на финансовом рынке ограничиваться одной организацией не может, здесь все должен регулировать сам рынок.

- Сейчас НПФ являются некоммерческими организациями, но в ближайшее время их правовая форма может измениться. Какие положительные или отрицательные последствия повлечет для НПФ изменение правовой формы? Нужно ли фондам это изменение? Какая правовая форма кажется Вам наиболее подходящей для НПФ и почему?

- Самый главный подход должен заключаться в том, что право выбора организационно-правовой формы негосударственным пенсионным фондом должно быть только добровольным. Сейчас существуют разные предложения, и они должны быть предметом дискуссий, так как для каждого конкретного НПФ они несут как положительные, так и отрицательные последствия. Для кого-то новая правовая форма привлечет для развития новых инвесторов, кому-то облегчит процесс слияния-присоединения. Кого-то вполне устраивает нынешний некоммерческий статус. Если говорить о коммерческой форме НПФ, то наиболее прозрачной и хорошо регулируемой видится форма акционерного общества.

- Ожидаете ли Вы в ближайшее время перехода к учету инвестиционных результатов НПФ на долгосрочной перспективе? Когда рынок расстанется с «проблемой 31 декабря»?

- Задача отказа от ежегодной переоценки активов поставлена на правительственном уровне, поэтому шанс, что фонды избавятся от «проблемы 31 декабря» есть. Хочу отметить, что решать ее необходимо комплексно, одновременно создавая систему страхования (гарантирования) всех пенсионных вложений граждан в НПФ. Но с нашей точки зрения, отказ от ежегодной переоценки активов не должен быть лишь формально маскирующим возможные убытки  без реальных источников и механизмов их покрытия. Это не только вопрос обеспечения прав застрахованных граждан, поскольку означает для них более высокую доходность, но и вопрос появления в экономике страны реальных «длинных денег». Активную и достаточно плодотворную работу в этом направлении ведет специально созданная с участием представителей рынка рабочая группа под руководством заместителя министра финансов Моисеева А.В. И есть надежда, что уже к концу мая мы увидим конкретные законопроекты по этим вопросам. По крайней мере, такая задача поставлена Председателем Правительства.

- В последнее время регулярно обсуждается возможность разрешить инвестировать пенсионные накопления в инфраструктурные инструменты и ЗПИФ. Нужны ли пенсионному рынку эти новые инвестиционные возможности? Как должны быть организованы эти способы инвестирования и какими ограничениями они должны сопровождаться?

- Новые инвестиционные инструменты нужны как воздух. Исходя из международного опыта, инфраструктурные облигации весьма перспективны. Высшее руководство страны уже высказалось на этот счет, но исполнить поручение не так просто. Для реального инвестирования средств пенсионных накоплений необходимо создать четкую и прозрачную систему отбора инфраструктурных проектов. В отличие от обычного проектного финансирования, должен быть обеспечен гарантированный возврат средств, поскольку речь идет о будущей пенсии. Желательно иметь государственные гарантии по каждому инвестиционному проекту, учитывая социальный характер вложений. Вся процедура участия средств пенсионных накоплений в инфраструктурных облигациях должна быть прописана максимально подробно на законодательном уровне. ЗПИФы также не исключены в качестве инвестиционных инструментов, но при этом надо учитывать различные рыночные риски. Их обязана страховать жесткая система риск-менеджмента фондов.