Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка
Константин Угрюмов

«До сих пор не определено, каков размер пенсионных обязательств в накопительной части трудовой пенсии перед застрахованными лицами»

Осенью 2010 г. Министерство здравоохранения и социального развития подготовило Доклад «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса», содержащий различные сценарии развития обязательного накопительного элемента. Как Вы оцениваете этот доклад?

Пожалуй, Минздравсоцразвития на сегодняшний день остается единственным ведомством, которое защищает тезисы своего «знаменитого» Доклада. Широкая научная общественность, профессионалы и практики рынка негосударственного пенсионного обеспечения по ряду позиций Доклада высказали резко отрицательное мнение. К их оценкам присоединились различные общественные организации: НАПФ, РСПП, Общественная палата РФ, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте РФ. Есть негативное восприятие ряда тезисов Доклада в правительственных ведомствах.

Однако это не означает, что сам Доклад бесполезен. Наоборот, его главная заслуга в том, что он спровоцировал широкую общественную и профессиональную дискуссию по самой сложной проблеме современного российского общества – проблеме устойчивого пенсионного обеспечения.
Что касается части Доклада с вариантами модернизации обязательных накопительных программ (читай – отмены), то они весьма неоднозначны и способны нанести удар по всей пенсионной системе.

Следует ли, по Вашему мнению, создать единую систему из корпоративных пенсионных программ и обязательного накопительного элемента?

Действительно раздаются предложения о переводе взносов на накопительную часть трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования в разряд взносов на обязательную корпоративную систему. Внешне это выглядит чрезвычайно привлекательно, но при более внимательном рассмотрении проблемы проявляются существенные риски для пенсионной системы.

Например, сложно представить, как будут функционировать такие корпоративные пенсионные системы на малых и средних предприятиях, а также, что делать с огромным количеством самозанятого населения России, а это около 22 миллионов человек.

Министерство экономического развития опубликовало проект Федерального Закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Какие проблемы и возможности Вы видите в текущей версии этого документа?

Если был бы реализован законопроект Минэкономразвития, это значительно упростило бы жизнь получателям накопительной части трудовой пенсии и они получили бы главное: право самому выбирать получать ли пожизненную  или срочную пенсию. Однако надежды, что данный законопроект будет в ближайшее время рассмотрен в Государственной Думе чрезвычайно мало, поскольку этот вариант, как и десятки предыдущих погряз в бесконечных министерских согласованиях.

Поэтому самой большой проблемой, связанной с Законом, является его отсутствие с 2002 года.  А между тем уже есть граждане, выходящие на пенсию и имеющие право на накопительную часть. Получить они ее сегодня могут только в судебном порядке. Как вы догадываетесь, такое положение дел не добавляет авторитета власти в целом.

Хочу в этой связи остановиться еще на одной нерешенной проблеме, которая напрямую связана с законом о финансировании выплат накопительной части трудовой пенсии,  но которая должна быть реализована в других нормативных ведомственных документах и без которой чрезвычайно сложно реализовать вышеуказанный закон: до сих пор не определено, каков размер пенсионных обязательств в накопительной части трудовой пенсии перед застрахованными лицами.. Вместо нормативных документов мы имеем "мнения" и "рекомендации", которые ни на чем не основываются. Чиновники элегантно уходят от решения этой проблемы, занимаясь циничным "пинг-понгом", перекладывая ответственность с ведомства на ведомство,  указывая в ответ на наши запросы, что законодательства (которое они же и должны разработать) сегодня нет. Но это мы и без них знаем.

Указанный законопроект, подготовленный МЭРом, предполагает создание системы страхования пенсионных накоплений. Какая форма функционирования такой системы представляется Вам наиболее удачной?

Рынок только может приветствовать введение системы страхования пенсионных накоплений. НПФ давно выступают за создание полноценной системы страхования, а особую актуальность этот вопрос приобрел в свете финансового кризиса 2008 года. Вопрос страхования неоднократно поднимался и РСПП.

В числе приоритетных задач развития пенсионной системы является создание системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений, в т.ч.  путем формирования специализированного фонда. Примером может послужить система страхования банковских вкладов. Она доказала свою жизнеспособность и была положительно воспринята профессиональным сообществом и обществом в целом. Однако в применении к банковской  и пенсионной системам идеология страхования существенно различается.

На банковских вкладах граждан, как правило, размещаются свободные деньги, а пенсионные накопления являются средствами будущей пенсии, что определяет их исключительную социально-политическую важность. Исходя из этого, система страхования пенсионных накоплений не сможет существовать без финансового участия государства. Это диктует и существенный объем финансовых средств накопленных в системе, и некоммерческий статус НПФ. При всей коммерческой сути банковской работы, государство разделило ответственность за сохранение вкладов. Возникает вопрос, почему такую ответственность государство не может взять на себя в более чувствительной сфере – пенсионной системе?

Наконец стоит добавить, что создание полноценной системы страхования пенсионных накоплений придаст мощный импульс развитию пенсионной системы, повысит степень доверия граждан.

Что будет определять развитие системы НПФ в среднесрочной перспективе? Какими будут основные точки роста? Какие основные риски для негосударственных пенсионных фондов Вы видите?

Не открою тайны, что развитие негосударственных пенсионных фондов, как социально-финансового института, в первую очередь будет зависть от темпов роста экономики.
Из рисков – на первом месте риски политические. Многое будет зависеть от того, какой путь выберет власть в развитии пенсионной системы: путь, направленный на долгосрочное развитие и создание потенциала для молодого, ныне работающего поколения, либо путь "затыкания дыр и просчетов", и неистребимого желания "все отобрать и поделить" под различными благовидными предлогами, путь временщиков.

Кроме того, отсутствие закона о порядке выплат пенсионных накоплений, неопределенность права на выплаты и наследование средств дополнительных страховых взносов самих работников не способствуют развитию накопительной пенсионной системы в РФ. Эти вопросы надо решать в приоритетном порядке.