Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: (495) 225-34-44
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: (495) 225-34-44
e-mail: personal@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Рынок лизинга: итоги 2017 года и перспективы развития

 


КАРТА ПРОЕКТА
Рынок лизинга: итоги 2017 года и перспективы развития

«Не считая авиации, оперативный лизинг недостаточно развит везде»

 – Какие значимые события произошли на рынке в IV квартале и за весь 2017 год?

– На мой взгляд, ключевым событием 2017 года можно считать общее восстановление рынка и ту динамику, которую он показал. Стоит отметить, что увеличивается доля малого и среднего бизнеса, растет количество программ, в том числе правительственных, где в рамках субсидий предусматривается использование механизма лизинга. Это очень важно, потому что лизинг занимает все более значимую позицию. Субсидии направлены не на лизинговые компании, а на конечных клиентов, и лизинг лишь служит удобным и эффективным инструментом их продвижения.

 – Как изменились за последние три года каналы продвижения компании? Какие каналы продаж, по вашему мнению, будут доминировать в 2018 году? Назовите направления, которые будут наиболее перспективными.

– В разных сегментах лизинга эти каналы по-прежнему отличаются. В розничном лизинге силен канал дилеров. Для сегментов крупного бизнеса основным каналом остаются прямые продажи. Нельзя сказать, что каналы претерпели существенные изменения. Они развиваются, в каждом сегменте по-своему. Касаясь перспектив, я думаю, что удаленные каналы станут играть все большую роль в будущем. Это, пожалуй, один из ключевых трендов.

 – Какое влияние на участников рынка лизинга окажет применение ФСБУ «Аренда»? В чем вы видите плюсы и минусы использования стандарта?

– Пока судить сложно. С одной стороны, переход на новый стандарт приведет к утяжелению учета, как следствие, к возможному возникновению дополнительных затрат. Хотя для компаний, которые ведут МСФО, эти изменения будут относительно невелики. С другой стороны, повысится прозрачность лизинговой отрасли. Потому как текущий стандарт действительно не позволяет в полной мере оценить финансовое состояние лизинговой компании по ее отчетности. Это будет важный шаг как для всей отрасли, так и для каждой компании: вырастет прозрачность отрасли и прозрачность каждой компании для ее инвесторов и клиентов.

 – Насколько снизились ставки по лизинговым договорам? Какую их динамику вы ожидаете в 2018 году?

– Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на динамику снижения ключевой ставки. Весь банковский рынок, а за ним и лизинговый двигаются за ключевой процентной ставкой. Соответственно, ее снижение в 2017 году привело к снижению ставок на лизинговом рынке, ее снижение потенциально в 2018 году будет способствовать дальнейшему снижению ставок на лизинговом рынке.

 – Какое влияние на рынок, по вашему мнению, окажет снижение объемов госсубсидий автолизинга?

– Мне кажется, это может негативно отразиться в краткосрочной перспективе и относительно нейтрально – в среднесрочной. Я бы даже сказал, существенно негативно в краткосрочной и умеренно негативно – в среднесрочной. Если, например, как это было в 2017 году, программа субсидирования закончится в ноябре и, по прогнозам, продолжится в январе, то все, кто рассчитывает получить субсидии, в декабре вообще ничего не будут покупать. И мы получим существенный провал. Если субсидия закончится в мае, а следующая будет, допустим, в январе, то субъекты рынка вряд ли согласятся ждать. По окончании программы почувствуется некое разочарование, но через три-четыре месяца интерес относительно восстановится. При этом говорить о том, что отсутствие субсидий вообще никак не повлияет, нельзя. Субсидии побуждают определенных субъектов малого бизнеса покупать машины, которые без субсидий, возможно, они бы купить не смогли.

 – Какие угрозы для автосегмента вы видите в 2018 году?

– Существенных угроз для сегмента я не вижу. На мой взгляд, сегмент станет хорошим барометром того, что будет происходить в малом бизнесе. Если сегмент растет, повышается и настроение у малого бизнеса России; если сегмент стагнирует, настроение участников рынка меняется, и их что-то беспокоит, причем не столько в лизинге, сколько в целом в экономической ситуации или в их бизнес-моделях.

 – В каких сегментах оперативный лизинг недостаточно развит?

– Не считая авиации, оперативный лизинг недостаточно развит везде, но, если составлять какой-то виртуальный рейтинг, можно сказать, что на первом месте стоит авиация, а на втором – железнодорожный транспорт. Существенным сдерживающим фактором развития операционного лизинга являются процентные ставки. Чем они ниже, тем выше будет потенциал этого рынка. Когда мы уйдем в ставки лизинга менее 7–8% (надеюсь, что это время наступит), тогда мы увидим существенный сдвиг из финансового лизинга в оперативный. Потому что низкая процентная ставка позволит участникам рынка комфортно работать с большими остаточными платежами.

 – Как будет развиваться, по вашему мнению, сегмент лизинга железнодорожной техники? Какие виды вагонов будут востребованы именно получателями?

– На мой взгляд, рынок железнодорожной техники будет развиваться относительно спокойно. С одной стороны, мы видим, что все основные производства загружены; с другой – нас, как и всех участников рынка, волнует баланс спроса и предложения на рынке подвижного состава. Последний год наблюдается дефицит, который может сохраниться еще первые 6 месяцев 2018-го. Ожидать каких-то значительных новых сделок на рынке сложно, за исключением финансирования существующей программы. Возможно рефинансирование портфелей, что приведет к росту нового бизнеса в отчетности лизинговых компаний без роста лизингового портфеля. Это будет означать, что часть портфеля просто перешла от одной компании к другой. Рынок железнодорожной техники будет основным видом имущества, которое может мигрировать между портфелями лизинговых компаний. Количество клиентов в данном сегменте ограничено, предмет лизинга понятен, и сумма относительно портфелей крупная. Этот рынок наиболее чувствителен к ставкам, и именно он с высокой долей вероятности может рефинансироваться в течение года.