Интервью с начальником управления сегмента малого и среднего бизнеса департамента розничных сегментов и маркетинга ЮниКредит Банка Евгением Тотиковым
Поделиться
Facebook Twitter VK


– Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ во 2 полугодии 2011 года по сравнению с 1-м?

– Во 2 полугодии 2011 года продолжилась борьба за качественных заемщиков. На рынке кредитования малых предприятий продолжается либерализация требований к заемщикам, расширение продуктовых линеек, при этом наблюдалось незначительное ухудшение финансовых условий. Так, ЮниКредит Банк в прошлом году обновил линейку кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса, введя коммерческую ипотеку, продолжил совершенствование сервисной модели, позволяющей быстрее и проще удовлетворять финансовые потребности клиента, либерализовал требования по залогам.

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ во 2 полугодии 2011 года по сравнению с первым?

– Безусловно, банковское кредитование – незаменимый источник как финансирования текущей деятельности, так и расширения компании. Кредитование на пополнение оборотных средств позволяет заключать более выгодные контракты, предоставляя потенциальным покупателям отсрочку платежа, тем самым повышая свою конкурентоспособность как поставщика, или сокращать отсрочку в оплате по погашению своей кредиторской задолженности, что может позволить получить более выгодные ценовые условия и так далее. При финансировании же инвестиций – покупке основных фондов, расширении и модернизации производства – банковское финансирование просто незаменимо. Причем тенденция последнего времени: постепенно растет доля инвестиционного кредитования, увеличивается спрос на средне- и долгосрочное финансирование, коммерческую ипотеку, то есть бизнес постепенно возобновляет свое расширение.

– Как вы оцениваете динамику проблемной задолженности МСБ в целом по рынку в 2011 году? Можно ли выделить отрасли, для которых сегодня характерны наибольшие темпы роста проблемной задолженности?

– Уровень просроченной задолженности стабильно на невысоком уровне. В течение года количество и объем просроченных кредитов существенно не изменились.

– Оцените эффективность ключевых инструментов господдержки рынка: гарантийных фондов и МСП Банка – в 2011 году. С какими основными проблемами сталкивается ваш банк при взаимодействии с институтами развития? Существует ли сегодня потребность в дополнительных мерах господдержки (если да, назовите их)?

– Участие гарантийных фондов в кредитовании малого бизнеса дает доступ компаниям, не обладающим достаточным залогом, к финансовым ресурсам банков. Активная поддержка МСП Банка позволяет финансировать эффективные предприятия, связанные с производством и инновационной деятельностью. Данные меры, безусловно, оказывают положительное влияние на рынок кредитования малого бизнеса и его дальнейшее развитие.

– Какие стратегии показали в 2011 году наибольшую эффективность в сфере борьбы за заемщиков? Ожидаете ли вы какие-либо значимые перестановки среди ведущих участников рынка до конца текущего года?

– Наиболее эффективными стратегии – это программы лояльности среди существующих клиентов и их партнеров.

Рынок кредитования малого бизнеса в большей своей массе уже сложился, и неожиданные результаты среди лидеров рынка мало ожидаемы.

– Каковы преимущества и ограничения использования розничных технологий при кредитовании МСБ (пример кредитной фабрики – Сбербанка России)? Планирует ли ваш банк внедрять продукты для МСБ, основанные на розничных технологиях?

– Преимуществом использования розничных технологий является прежде всего сокращение времени. При этом для банка возможно увеличение рисков по клиентам.

– Насколько перспективной является стратегия помощи заемщикам в структурировании их бизнеса (рекомендации по бизнес-модели, помощь в поиске партнеров, налоговый и финансовый консалтинг)? Насколько при этом может расти спрос на кредиты с их стороны?

– Оказание любой поддержки малому бизнесу, будь то консультации по ведению бизнеса или любая другая, повышает лояльность клиентов к банку, а следовательно и спрос на кредитные продукты.

– Наблюдались ли в 2011 году значимые изменения в риск-менеджменте МСБ? Насколько активно банки используют скоринговые модели при кредитовании МСБ? Изменилась ли политика вашего банка в отношении обеспечения по кредитам?

– Скоринговые модели оценки заемщиков очень популярны при кредитовании физических лиц. При оценке малого бизнеса зачастую невозможно полноценное использование скоринговых моделей ввиду непрозрачности деятельности бизнеса. Зачастую приходится использовать индивидуальный подход к каждому клиенту.

– Насколько доступны сегодня банковские кредиты инновационным предприятиям и стартапам? Каким банкам может быть интересен данный сегмент в первую очередь?

– На этапе становления предпринимателя финансовым учреждениям крайне сложно оценить перспективы развития компании, возможные административные барьеры. Гораздо проще оценить риски и построить работу с компанией, существующей на рынке несколько лет.

– Дайте свой прогноз по темпам роста кредитного портфеля МСБ по банковской системе до конца 2012-го и в 2013 году. Выделите ключевые драйверы и ограничители роста.

– Ключевыми драйверами роста является поддержка государства в части снятия барьеров и мер, направленных на увеличение доли малых предприятий в ВВП. Основными ограничителями роста традиционно выступают проблемы, связанные с коррупцией, увеличением доли государства в экономике, тарифами естественных монополий.