Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с Дмитрием Анатольевичем Сытиным, генеральным директором ЭТП «ТЭК-Торг»

«Мы можем ждать технологического прорыва»

 – Какие новые тенденции в развитии рынка электронной межкорпоративной торговли проявились в 2017 году?

– Можно выделить две основные тенденции: изменение конфигурации рынка в связи с изменениями законодательства и цифровизация закупочной деятельности.

31.12.2017 были подписаны два федеральных закона, которые существенно изменят рынок закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Для начала рассмотрим влияние на рынок госзакупок. Будет новый отбор площадок для проведения на них госзакупок. При этом точно неизвестен как порядок отбора, так и искомое количество площадок. Вероятнее всего, состав будет обновлен. Это создает нервозность на рынке.

Изменится и финансовая модель бизнеса площадок. В законе указано, что плата может взиматься как с заказчика, так и с участника или с победителя. Таким образом, какой будет модель – неясно, но в любом случае кому-то придется платить за сервис.

Изменится модель управления обеспечением. Деньги от площадок и небольшого количества банков будут перенаправлены в некий пул уполномоченных банков.

Что касается рынка закупок по 223-ФЗ, то там выделяется особый сегмент закупок – так называемые спецзакупки у МСП. Эти закупки будут проводиться по особым четко регламентированным правилам и на отдельном списке площадок, а все остальные закупки госкомпаний – по положению о закупках компании и на любой площадке. Это вызовет как минимум необходимость заказчику проводить закупки по двум разным процессам, а в общем случае и с использованием разных площадок. Это все требует существенных изменений в ИТ-системах заказчиков, перенастройки процессов и людских ресурсов. Отдельно нужно сказать про то, что существует неопределенность с тем, на каких площадках можно будет проводить процедуры для МСП. В связи с тем что такие площадки должны соответствовать требованиям 44-ФЗ, возможны два варианта: либо это площадки для госзакупок, либо отдельный перечень. Если следовать букве закона, это должен быть отдельный перечень.

 – Какие сегменты рынка электронной межкорпоративной торговли будут, по вашим оценкам, обеспечивать его рост или, по крайней мере, стабильность в среднесрочной перспективе?

– Можно выделить несколько сегментов: рост электронных закупок в госзакупках, закупках госкомпаний и коммерческом секторе. Основным фактором роста станет перевод закупок в электронную форму.

Этот год показал значительный рост объемов корпоративных закупок. На нашей площадке общий объем закупок превысил 1,9 трлн рублей по опубликованным НМЦ. В 2017 году по сравнению с 2016 годом было проведено в 2,4 раза больше закупок. Сохранение этой тенденции – залог стабильности работы ЭТП.

Вторая тенденция – рост числа поставщиков, участвующих в торгах именно на ЭТП, а значит и рост конкуренции на торгах. По нашим данным, конкуренция на торгах в рамках 223-ФЗ значительно выше тех цифр, которые упоминаются в отчете Минфина, если учитывать только конкурентные процедуры. За 2017 год количество зарегистрированных поставщиков на площадке выросло на 56%, превысив 26,5 тыс. В среднем в закупочных процедурах участники подают свыше четырех заявок на лот. Рост численности активных поставщиков обеспечивает финансовую стабильность и развитие ЭТП.

И третья тенденция на 2018 год связана с закупками у МСП. По прогнозам «Корпорации МСП», объемы контрактов с субъектами малого и среднего предпринимательства могут достигнуть цифры в 3 трлн рублей. Особо нужно выделить рост сопутствующих сервисов: аналитика, логистика, финансовые сервисы, электронный документооборот. Два последних, я думаю, также будут драйверами роста в несколько следующих лет.

 – Какие сервисы будут определять дальнейшее развитие рынка услуг электронных торговых площадок в целом?

– ЭТП должна прежде всего стать цифровой платформой с набором возможностей и сервисов полного цикла: чтобы любой поставщик или заказчик, придя сюда, смог продать и купить, получить кредит, банковскую гарантию, заключить договор, отправить в контролирующие органы всю требуемую информацию. В идеале – это сервисный провайдер для заказчика и поставщика. Тогда ЭТП из технологического элемента превратится в партнера заказчиков и поставщиков, в востребованный комплексный сервис.

Над этим мы и работаем. Мы уже сделали разные варианты электронного договора, обеспечили возможность проведения закупок в интернет-магазине с каталогом товаров, работ и услуг, создали систему аналитики, предоставляем возможность детализации до отдельных позиций номенклатуры. Сейчас опробуем электронный юридически значимый документооборот между заказчиками и поставщиками в рамках исполнения договоров, создаем цифровой профиль поставщика, автоматизируем систему рекомендаций процедур для поставщиков.

Кроме этого, развитие ЭТП невозможно без бизнес-сервисов для поставщиков и заказчиков. Это и целевой поиск поставщиков, получение обратной связи от рынка, аутсорсинг рутинных операций, помощь заказчикам при проведении квалификации и аккредитации поставщиков и т.д.

 – Какие наиболее существенные хронические проблемы инфраструктуры электронной торговли B2B в России остаются нерешенными?

– Проблемы связаны, прежде всего, с нормативно-правовой базой. Во-первых, принято очень много поправок в законодательство и различных нормативно-правовых актов, в той или иной мере затрагивающих электронный рынок, а во-вторых, в процессе их подготовки, на мой взгляд, регулятор и законодатели недостаточно активно взаимодействуют с участниками рынка. Сегодня наша главная задача – подготовиться к 1 июля 2018 года, когда вступит в действие большая часть поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Принятые поправки частично требуют разъяснений, а некоторые нормы, на наш взгляд, нуждаются в корректировке. С учетом предыдущей практики не известно, кто обладает полномочиями по трактовке этих законов. Многие положения требуют утверждения подзаконных актов, без которых закон нельзя исполнить. Отсутствие НПА при четко установленной дате начала действия поправок создает неопределенность и нервозность. От этих проблем, в первую очередь, страдают заказчики – компании, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для бизнеса электронных площадок ситуация тоже неопределенная.

Есть и технологические проблемы. Каталог товаров, работ и услуг находится на начальной стадии развития. Он делается сейчас для закупок по 44-ФЗ. Сегмент закупок госкомпаний живет без единых НСИ, что очень затрудняет развитие ряда новых сервисов. Еще одна сложность – отсутствие возможности интеграции с государственными информационными системами и использование их как источники информации. Мы сейчас реализовали пилотный проект вместе с группой «Интерфакс». Мы упростили регистрацию на площадке, требуя от поставщика только ИНН. Всю остальную информацию мы берем у «Интерфакс». Поставщику ничего не нужно заполнять, загружать, а остается только проверить корректность данных. Это же самое, но уже с другой степенью доверия мы могли бы брать у самого государства, а лучше просто идентифицировать юрлицо и сразу знать про него столько же, сколько знает про него государство.

 – Какие прорывные ИТ-технологии, которые в последнее время привлекают к себе общественное внимание (распределенные реестры, машинное обучение, элементы технологии искусственного интеллекта, big data), могут оказать в обозримом будущем наиболее серьезное влияние на развитие рынка услуг ЭТП?

– С лета 2017 года, когда была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», бизнес живет в парадигме цифровизации. Сейчас много говорят о новых технологиях, но пока, с моей точки зрения, достаточно много хайпа и популизма.

Начнем с блокчейна. Сама по себе технология распределенных реестров имеет неочевидную полезность для области закупок. Здесь удобнее работать с централизованными инструментами вследствие больших объемов информации, централизованного регулирования, необходимости контроля. Другое дело сам протокол, который математически гарантирует корректность ранее зафиксированных транзакций. Вместе с тем корректность подписанной информации гарантирует и электронная подпись.

Следующая популярная тема – машинное обучение и искусственный интеллект. Эти технологии, на мой взгляд, более применимы для закупок. Области применения пока видны две: система рекомендаций закупок для поставщиков и заказчиков, а также система поддержки принятия решений по выбору победителя. Здесь использование этих технологий может дать реальный эффект для заказчиков и поставщиков. Но для этого необходимо переводить всю информацию, связанную с проведением закупки, в цифровой вид. Не в сканы и файлы, а в данные.

Отдельно стоит сказать про роботизацию операций. Обычный человек под роботизацией понимает либо киборгов из «Терминатора», либо R2D2 из «Звездных войн». Мы сейчас не о них. Роботы – это программы, которые позволяют имитировать работу человека на компьютере, которая поддается алгоритмизации. Например, сотрудник ежедневно делает отчет о мониторинге поставок. Выгружает данные из одной системы, потом из другой, удаляет столбцы, копирует данные в Excel, добавляет формулы, раскрашивает ячейки, строит графики и потом все это печатает или переносит на слайд Power Point. Теперь все это может за вас сделать программа-робот, только гораздо дешевле и быстрее. В этой технологии скрыт огромный потенциал для повышения производительности и снижения затрат.

 – Новые технологии, скорее, скорректируют уже существующий тренд эволюционного развития электронного рынка, или же мы можем ожидать революционных изменений, в частности, появления новых форматов электронной торговли?

 – Я считаю, что мы можем ждать прорыва. Однако для меня прорыв – это устранение рутинных операций, полная автоматизация процессов и изменение механизмов принятия решений. Если мы с помощью новых технологий устраним сложные процедуры принятия решений по выбору поставщика, подписания документов и контроля исполнения договоров – это будет такой скачок производительности труда, что нам и не снилось.

Что касается совершенно новых форматов, мне кажется, что как-то ушла в тень тема с 3D-принтерами и вообще, фактически автоматизированным производством на заказ того, что нужно заказчику. Если удастся сделать эти технологии более дешевыми, универсальными и гибкими, то это будет настоящая революция. Можно не закупать готовое, а заказать, купить средство производства и делать самому и дешевле, и именно то, что нужно.

 – В течение последних 5 лет обсуждается возможность дальнейшей консолидации рынка услуг ЭТП в корпоративном сегменте, в том числе сделки слияния-поглощения. Исходя из существующих тенденций развития рынка, как вы оцениваете вероятность такого рода процессов?

– Я ожидаю, что в перспективе двух лет нас ждет сокращение количества площадок и перераспределение долей рынка между существующими игроками. Существует значительная конкуренция операторов за привлечение заказчиков. По отдельным правилам будет существовать рынок в рамках 44-ФЗ. Здесь нас ждет утверждение нового перечня площадок для проведения госзакупок и приватизации. Это отразится и на рынке услуг ЭТП, работающих в рамках 223-ФЗ и коммерческих закупок. Сейчас после принятия поправок в законы уже не имеет смысла делать слияния и поглощения.

Особо отмечу рост новых игроков и сегментов закупок, в том числе занятых в области гособоронзаказа и закрытых процедур. Рискну предположить, что этот сегмент просуществует до улучшения отношений с Западом, но в каком-то объеме он сохранится и в будущем.

 – Большинство мер по усилению государственного регулирования рынка услуг ЭТП мотивируется необходимостью поддержки субъектов МСП. По вашему мнению, насколько именно такое направление поддержки малого и среднего бизнеса является оптимальным?

– «ТЭК-Торг» уделяет особое внимание сотрудничеству с компаниями – субъектами МСП. Мы стали одной из первых электронных торговых площадок, с которой «Корпорация МСП» реализует программу расширения доли участия малых и средних компаний в закупках заказчиков федерального и регионального уровней. В числе таких мероприятий – организация обучающих семинаров для предпринимателей в субъектах РФ, упрощение доступа для МСП и привлечение субъектов МСП к участию в закупках. Результаты говорят сами за себя: около 80% поставщиков во всех действующих секциях площадки – это малый и средний бизнес. Из всех выигранных контрактов доля МСП – 59,5%, в деньгах это составляет 28,9% от общего объема на площадке. И по нашим прогнозам, доля МСП в текущем году будет расти в целом по отрасли. Прогноз «Корпорации МСП» – увеличение доли закупок у МСП на 1 трлн рублей.

С моей точки зрения, закупки лишь небольшая часть процесса поддержки МСП. Снижение налоговой, отчетной нагрузки, уменьшение регулирования могут дать больший эффект.

Минфин сейчас разрабатывает требования к ЭТП вместе с нами, площадками. За основу взяты предложения, которые «ТЭК-Торг» разрабатывала в конце 2016 года совместно с площадками для госзаказа – «Сбербанком-АСТ», «ЕЭТП», «ММВБ», «РТС-Тендером» и Агентством по госзаказу Татарстана. Одновременно сейчас мы дорабатываем программное обеспечение площадки для соответствия требованиям поправок 504-ФЗ и 505-ФЗ. Мы заранее готовились к поправкам и к ужесточению требований к ЭТП, поэтому можем как работать по 44-ФЗ, так и проводить закупки для МСП.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!