Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Страхование строительно-монтажных рисков в России: от государственного к частному

 


КАРТА ПРОЕКТА
Страхование строительно-монтажных рисков в России: от государственного к частному

Радий Туранович, какие тенденции и события в 2012 и 2013 годах на рынке страхования СМР Вы бы отнесли к ключевым?

Мне кажется 2012 и в какой-то мере 2013 сохранил общий тренд, заложенный в предыдущие годы формирования рынка СМР – это устойчивый рост рынка, отражающий рост строительной отрасли в целом. Что касается нормативной базы, то изменения в законодательстве (Градостроительном кодексе) затронули этот вид страхования лишь опосредованно. Пока мы не наблюдаем каких-либо принципиальных изменений в  подходах к страхованию или характеристиках продукта.

Последний год характеризовался завершением строительства крупных мега-проектов, таких как Универсиада в Казани, Форум АТЭС и Олимпиада в Сочи, характеризовавшихся значительными премиями в предыдущие годы. Сопоставимых по масштабу проектов в текущем году нет. Также можно отметить сохранение низкого уровня выплат возмещения по данному виду, выражающееся в том числе в отсутствие крупных, значимых для общества и бизнеса убытков, что делает рынок страхования СМР по прежнему высоко привлекательным сегментом страхового бизнеса. 

Темпы прироста взносов по страхованию СМР значительно упали (с 36% в 2011 году до 20% в 2012 году). С чем, на Ваш взгляд, связано сокращение темпов прироста взносов? Каков Ваш прогноз относительно темпов прироста в 2013-2014 гг.?

Темпы прироста взносов в 2011 году – это, скорее, аномалия, чем устойчивый тренд, во многом отражающей инерционность строительной отрасли. Для их сохранения на сегодняшний день нет макроэкономических предпосылок.

Замедление темпов роста в строительной отрасли, уменьшение инвестиций в основные средства, а также продолжающееся снижение тарифов серьезно влияют на рынок страхования СМР. Поэтому мы прогнозируем рост не более 10% в текущем году.

А какие темпы роста вы прогнозируете на 2014 год?

Давать прогнозы на 2014 год довольно сложно. Они зависят от того, как будет развиваться экономика в стране в самое ближайшее время. Она сейчас по всем признакам находится в состоянии стагнации, рост ВВП минимален, однако благодаря инерционности строительной отрасли (реакция на изменения в среднем от 6 месяцев до 1 года) даже с учетом негативных явлений в экономике некоторое время будет наблюдаться сохранение или даже небольшой рост рынка.

Если удастся преломить негативные тенденции в экономике, то можно ожидать рост рынка в пределах 5-10% в год. Заделы в виде государственных программ финансирования особенно в развитие транспортной инфраструктуры под такой рост имеются. Вопрос – в какой степени и из каких источников они будут обеспечены финансированием.

Согласно некоторым прогнозам, в ближайшее время, уже в 2014 году, начнутся новые масштабные стройки, поэтому темпы роста начнут расти. Как Вы можете это прокомментировать?

Действительно, поскольку у нас по разным оценкам от 75% до 85% объема рынка страхования СМР приходится на страхование проектов так или иначе финансируемых с участием государства, то от реализации крупных строек во многом зависят премии страховщиков.

На высшем государственном уровне принято решение об организации высокоскоростного пассажирского железнодорожного сообщения между городами Москва и Казань в качестве пилотного проекта с дальнейшим продлением линии ВСМ до Екатеринбурга и «подключением» к ней других крупных городов Поволжья и Урала.  Кроме того, подлежат реконструкции крупные сибирские железнодорожные магистрали (Транссибирская, БАМ), что обеспечит высокую пропускную способность и бесперебойное сообщение в грузовом транспортном коридоре Западная Европа - Дальний Восток – страны АТЭС.

Не обойдено вниманием дорожное строительство, в рамках которого с использованием механизмов государственно-частного партнерства реализуются такие проекты как строительство Западного скоростного диаметра в С.Петербурге, платной скоростной трассы Москва-С.Петербург, ЦКАД в Московском регионе и ряда других региональных проектов.

Государством совместно с крупными национальными энергетическими компаниями продолжают реализовываться проекты по развитию трубопроводного транспорта для обеспечения экспортных поставок жидких углеводородов на Европейский и Азиатский рынки, прежде всего в Китай, Японию и Южную Корею.

Все это - довольно дорогостоящие проекты с многолетним сроком реализации, осуществление которых во многом зависит от степени проработанности проектов, наличия землеотвода и соответствующих обременений территорий под будущее строительство, готовности строительной инфраструктуры на местах под гарантии финансирования в требуемом объеме и по срокам. 

С учетом того, что многие из указанных строек либо начаты совсем недавно, либо  начнутся в ближайшее время и будут реализовываться в течение 5-7 лет, то можно предположить, что основные сборы премии по их страхованию придутся на 2014 и последующие годы аналогично тому, как основные сборы страховщиков по олимпийским объектам пришлись на 2011-2012 год, хотя строительство по ним разворачивалось с 2008 года.

Как Вы считаете, как повлияет Чемпионат мира по футболу в 2018 году на рост взносов по СМР в ближайшей перспективе?

В настоящее время определены города, в которых пройдут мероприятия Чемпионата. Строятся  домашние арены для клубов высшей лиги «Зенит», «Спартак», ряд других спортивных арен, на которых пройдут соревнования мундиаля-2018, строительство некоторых из которых уже застраховано. Помимо строительства спортивных сооружений и баз для размещения спортсменов необходимо обеспечить транспортную доступность объектов, гостиничный номерной фонд, предприятия общественного питания, центры досуга, размещения СМИ и т.д., способных принять большой поток участников и гостей ЧМ-2018 в 11 городах страны. Реконструкция существующих объектов и строительство новых – вопрос предстоящих нескольких лет. К концу 2017 года нужно обеспечить высокую степень готовности всех сооружений и объектов, поэтому пик сбора премии, скорее всего, придется на 2015-2016 гг.

На какой период, по Вашему мнению, придется пик взносов по железнодорожному строительству?

Сложно сказать в части страхования, поскольку нет ясности по графику финансирования и выполнения работ. Сейчас выделяется несколько сот миллионов рублей для целей проектных изысканий для будущей трассы ВСМ Москва-Казань-Екатеринбург. Проектирование займет не менее полугода, а то и больше, потому что на сегодняшний день представлена только концепция. Это достаточно серьезные работы, которые будут выполняться с применением конкурсных процедур, возможно, с привлечением иностранных проектировщиков, имеющих опыт аналогичного строительства за рубежом. После утверждения проектной документации и выбора подрядчиков собственно и начнутся основные работы, однако до этого должна быть проведена основная подготовительная работы по согласованию землеотвода и изъятию земель для целей организации строительства, а это может существенно сказаться на сроках реализации проектов.

Поэтому видимо придется рассчитывать на среднесрочную перспективу в части ожидания основных премий по страхованию таких проектов.

Перейдем к вопросу о тарифах и об убыточности. Сохраняется ли демпинг на рынке страхования СМР? В каком диапазоне находится убыточность в 2012 и 2013 годах? Выросла ли она?

Наверное, по тарифам стоит поговорить отдельно, хотя эти вопросы, безусловно, тесно связаны.

Что касается убыточности по строительно-монтажному страхованию, то сложно говорить собственно об убыточности, поскольку у нас нет данных по рынку о заявленных и неурегулированных убытков. Данные основаны на состоявшихся выплатах, поэтому объективно можно анализировать скорее уровень выплат, чем убыточность по виду. В 2012 году по компаниям ТОП-50 этот показатель составил на удивление низкую цифру - примерно 6%. В 2013 этот уровень выплат скорее всего также не превысит 8-10%.

Уровень выплат практически не изменился?

Хотя убытки редко поддаются корректному прогнозированию, но в 2012 году и в начале 2013 года крупных убытков, которые бы потрясли рынок, не было. Общее количество выплат, скорее всего, выросло – вместе с ростом количества договоров страхования.

В такой ситуации некоторые страховщики, пытаясь увеличить свою долю на рынке, идут на значительное снижение ставок премий (тарифов). Прежде всего, это касается страхования СМР по коммерческим проектам, где страхователями выступают как правило застройщики (реже – подрядчики) под заемные средства банков и основная задача заемщика – минимизировать затраты в связи с проектом, в том числе на страхование. По этой причине, можно сказать, что рынок страхования СМР в нынешнем виде – очень конкурентный, а уровень цен продолжает постоянно снижаться.

По Вашим оценкам, насколько уровень тарифов снизился по сравнению с 2011 годом? К каким последствиям это может привести?

Да, уровень тарифов стал еще ниже и в некоторых сегментах снизился более чем в два раза. Сейчас сложилась такая ситуация, что за многолетнее страхование строительства объекта на условиях «от всех рисков» строительства страховщик может получить меньше премии, чем за имущественное страхование такого же объекта, уже построенного, на тот же срок. Хотя в мировой практике премия за строительно-монтажное страхование всегда выше.

Поскольку сложившийся рынок СМР – клиентский, т.е. рынок в котором предложение превышает спрос, а страховщики с подачи клиентов и их брокеров демонстрируют всю большую гибкость в подходах к страхованию, одновременное снижение цен на страхование на фоне сохраняющегося уровня убыточности, к сожалению, имеет и оборотную сторону.  Низкие ставки приучают страхователя к тому, что рынок будет готов поддержать подобные условия и в дальнейшем даже при существенном росте убыточности и затрат страховщиков, в том числе на перестрахование.

Вы прогнозируете рост убыточности?

Я уверен, что рост убыточности на рынке строительно-монтажного страхования обязательно произойдет, но сложно делать какие-то конкретные прогнозы в среднесрочной и тем более долгосрочной перспективе.

На рост выплат безусловно влияет положительная практика выплат страховщиками в последние годы, рост страховой культуры менеджмента клиентов, стимулируемый законодательными инициативами в части изменений Градостроительного кодекса и введением фактически вмененного страхования ответственности застройщика за вред, причиненный третьим лицам.  Страховщиками подписан большой общий объем рисков, поэтому даже по закону больших чисел рост выплат вполне ожидаем как в этом, так и в последующие годы.

Какие изменения в законодательстве могут привести к увеличению выплат?

Например, изменения в законе об организации страхового дела, которые только что обрели реальные очертания, будут, в частности, направлены на то, чтобы сделать более прозрачными условия страхования. Они обеспечат лучшее понимание страхователем того, что от него потребуется как при заключении договора страхования, так и при возникновении убытка и в процессе его урегулирования.

Это потребует от страховщиков в свою очередь более внимательно относиться к подготовке страховых документов и требований к страхователям в отношении претензионной документации,  соблюдения сроков рассмотрения претензий.

Перейдем к вопросу об установлении единых стандартов по страхованию СМР. Какие аспекты страхования СМР, в первую очередь, должны затрагивать стандарты? Есть ли какое-то движение в направлении установления этих единых стандартов?

Конечно, было бы неплохо, если бы у всех страховщиков были типовые или близкие по содержанию правила страхования. Международные стандарты в данном виде страхования имеются и отработаны годами практики. Они строятся на базе полиса страхования строительного предпринимателя «от всех рисков», Мюнхенского перестраховочного общества, либо его более современных аналогов с соответствующим набором стандартных оговорок применительно к разным типам строительных объектов и в разных конфигурациях их использования. Тренд к унификации продукта поддерживается международными брокерами, активно работающими в данном виде страхования и являющимися зачастую законодателями моды на рынке в части предложений совершенствования продуктов технических рисков для своих клиентов. Примеров тому немало. Так, если еще несколько лет  назад страхование рисков ошибок в проектировании, дефектов материалов и недостатков изготовления было мало распространенной практикой, своего рода эксклюзивным продуктом,  то сейчас такое покрытие предоставляются зачастую автоматически и на безлимитной основе.

Тем не менее, не стоит ожидать, что строительно-монтажное страхование как продукт будет полностью унифицировано в ближайшее время. Это - длительный процесс поступательного движения рынка по мере его развития, получения опыта и повышения общего уровня «грамотности» его участников.  Для такого движения всегда есть ограничения естественного порядка. Например, для коммерческих проектов упор в основном дается на широту страхового покрытия. В особенности это касается тех проектов, осуществляющихся заказчиками с привлечением инвесторов, у которых выработались собственные критерии достаточности покрытия объекта финансирования. При страховании же проектов, финансируемых за счет бюджетов различного уровня, заказчики такого страхования, как правило, не предъявляют повышенных требований к объему страхового покрытия. Это позволяет страховщикам ограничиваться неким стандартизированным продуктом с ограниченным набором базовых условий. В отдельных случаях допускается покрытие от поименованных рисков, хотя в большинстве случаев покрытие все-таки соответствует международным стандартам в этом виде страхования (страхование от всех рисков).

Страховой рынок будет непременно совершенствоваться в этом направлении, поскольку альтернативы нет. Поскольку наша компания была первой, кто начал заниматься данным видом страхования на рынке еще с советских времен, то наши правила в той или иной степени использовали все страховщики, которые выходили на этот рынок с начала 90-х годов. Теперь такой обмен опытом стал взаимным. Одни положения лучше сформулированы у одного страховщика, другие – у другого. Мы периодически вносим изменения в свои правила, поскольку жизнь не стоит на месте. Изменения всегда необходимы на развивающемся рынке, каковым является рынок страхования СМР.

Спасибо! Как Вы думаете, каким образом на развитие рынка СМР может повлиять расширение вмененного страхования ответственности и установление реальной ответственности застройщиков? Предпринимаются ли какие-то действия в этом направлении?

С момента ввода в действие Федеральным законом 148-ФЗ от 22.07.2008 изменений  Градостроительного кодекса мы рассматривали возможность использования механизмов вмененного страхования ответственности саморегулируемых организаций (строителей, изыскателей, архитекторов) для целей развития страхования СМР и поняли, что возможности такого продвижения весьма ограничены, поскольку сами СРО в лице их руководителей не заинтересованы в массовом распространении данного продукта среди своих членов. До сих пор такое страхование работает только в том случае, если оно предусматривается заключаемыми строителями договорами подряда, ибо нести расходы в части страхования, не предусмотренные договором подряда сами подрядчики в условиях жесткой конкуренции за подряды не готовы. Разумеется, нет никаких правовых оснований требовать, чтобы такие расходы компенсировались самими СРО.  

Что касается изменений статьи 60 Градостроительного кодекса, вступивших в силу 1 июля текущего года, то они коснулись только обязанности застройщиков компенсировать вред, причиненный третьим лицам в том числе, в результате недостатков работ привлеченными для целей реализации строительного проекта организациями и не распространяются на возмещение вреда самому объекту строительства, являющегося объектом строительно-монтажного страхования. В этой связи рассчитывать на организацию вмененного для заказчиков-застройщиков страхования СМР не приходится.  Те из заказчиков, которые традиционно покупали страхование СМР для своих проектов за свой счет в свою пользу (и в пользу вовлеченных подрядных организаций) будет продолжать это делать параллельно покупая страхование ответственности перед третьими лицами с требуемыми законом параметрами, а те, кто этого не делал или возлагал обязанность по покупке страхования СМР на подрядчиков – будут скорее всего поступать аналогичным образом и в дальнейшем. Можно лишь рассчитывать на то, что изменения в нормативной базе будут способствовать повышению общего уровня страхового культуры риск-менеджмента застройщиков в тех случаях, когда при оценки рисков проектов страховой защите не уделялось должного внимания, но в любом случае, такие изменения в законодательстве не дают прямых экономических рычагов  для стимулирования развития данного вида страхования.

Большое спасибо, Радий Туранович, за интервью!