Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Обсуждение стратегии страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Обсуждение стратегии страхового рынка
Скворцов Владимир

– В чем, на ваш взгляд, состоит основная цель стратегии развития страхового рынка? На какие аспекты необходимо обратить особое внимание?

– Безусловно, на долгосрочную перспективу я выступаю за приоритет добровольных видов страхования. Но на начальном этапе для запуска добровольных видов страхования зачастую целесообразно введение обязательного страхования. Это соответствует и российскому, и зарубежному опыту. Вначале обязательные виды страхования воспринимаются как дополнительное обременение, своего рода налог, но со временем они способствуют росту страховой культуры.

Второй важный аспект, который должен быть учтен в стратегии, – это развитие медицинского страхования. Необходим переход на рисковую модель в ОМС и слияние ДМС и ОМС. Такая модель показала свою эффективность во многих развитых странах. Реформа системы медицинского страхования может быть хорошим драйвером для рынка, как с точки зрения сборов, так и с позиции развития страховой индустрии.

– Согласно опросам, население склонно в большей степени доверять банкам, нежели страховым компаниям. Есть ли на это объективные причины? Или это можно объяснить субъективным восприятием людей?

– Дело в том, что банковская индустрия в России прошла более длинный путь. Банковский сектор динамично развивался уже с самого начала 1990-х годов, современный страховой рынок формировался гораздо медленнее. Еще одним фактором можно считать разницу в отношениях между клиентом и банком, между клиентом и страховой компанией. В банке нельзя представить ситуацию, когда клиент приходит забирать депозит и просит, чтобы ему заплатили на несколько процентов больше, чем написано в договоре. В страховании такие случаи, когда клиент хочет получить больше, чем зафиксировано в полисе, возможны.

– Могут ли банки распространить свой позитивный имидж на страховой рынок?

– Появление у крупных банков (Сбербанка, Россельхозбанка) своих дочерних страховщиков – это, конечно, позитивный фактор для развития рынка. Но нельзя с полной уверенностью говорить, что если банки придут на страховой рынок, то это сразу будет иметь положительные последствия. Многие крупные банки и ранее имели собственные страховые компании, но это никак не отражалось на страховой отрасли (вспомним, например «Банк Москвы»).

– Будет ли создание гарантийных фондов в страховании жизни способствовать повышению доверия к страховым компаниям?

– Я считаю, что нужно достаточно аккуратно подходить к созданию гарантийного фонда в страховании жизни. С одной стороны, он будет являться защитой для клиента и лишним аргументом, чтобы застраховаться. Но в договоре страхования жизни есть 10-20-летние обязательства. Если банк ставит под угрозу деньги АСВ, ЦБ включает все инструменты контроля и быстро вводит временную администрацию и прочее. В страховании жизни такая система не действует. Наверное, построить ее непросто. Поэтому, прежде всего, необходимо научиться со стороны регулятора предотвращать крупные банкротства и отслеживать случаи мошенничества. Иначе может получиться, что более аккуратные и консервативные компании будут расплачиваться за агрессивных рискованных игроков.

– Какие факторы в настоящий момент сдерживают развитие российского рынка страхования жизни?

– Прежде всего, стоит отметить несовершенство законодательства, высокую инфляцию, невовлеченность страховых компаний в пенсионную реформу, недостаточный спектр инвестиционных инструментов, низкое доверие страхователей  (потому что информации о страховом продукте недостаточно). Важным также является и кадровый вопрос – нехватка нужного количества квалифицированных специалистов.

– Какие меры будут способствовать росту спроса на страхование жизни?

– Самым важным фактором, наверное, являются налоги. Также повысить инвестиционную привлекательность страхования жизни можно через создание новых страховых продуктов, позволяющих получить более высокую доходность (например, unit-linked). Приход инвестиций в сферу страхования жизни даст дополнительный стимул для развития всего рынка, запустятся механизмы прихода новых компаний. Новые компании, в свою очередь, будут способствовать дальнейшему развитию рынка.

– Существенным ограничением развития рынка non-life является гонка комиссий. Каковы ее основные причины?

– В первую очередь имеет место ограниченность каналов продаж, так как основные рычаги влияния находятся у посредников. При этом агентские сети не конкурируют между собой из-за низкой операционной эффективности. Во-вторых, население не обладает достаточной информацией о возможности покупки полисов без посредников.

– Можно ли установить ограничение комиссий по каждому виду страхования?

– Искусственно создавать механизм, который будет ограничивать размер комиссии, нельзя. Только рыночные механизмы должны регулировать дистрибуцию страховых продуктов и их доходность. В мировой практике уровень комиссий составляет около 5-10%.

– Давайте поговорим о мотивации страховых агентов. Каким образом можно повлиять на их лояльность к страховой компании?

– Считается, что для повышения лояльности агентской сети необходимо иметь долгосрочную программу. Моя позиция заключается в том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет способа эффективнее, чем повышение комиссий.

– Какие меры следует предпринять ФСФР для повышения надежности российского страхового рынка?

– ФСФР необходимо переходить к более регулярным проверкам. Необходимо двигаться в сторону введения отчетности по МФСО. Это поможет компаниям оценить свое реальное положение на рынке.

– У нас сложилась практика реагирования регулятора на жалобы граждан. Это становится иногда единственным способом выявить проблемы у страховой компании. В мире нет подобных прецедентов…

– Я думаю, что это плохая практика, когда ФСФР начинает разбираться с жалобами и выписывать по ним предписания страховым компаниям. Тут есть зона для конфликтов. Я выступаю за введение института страховых омбудсменов, который позволит не ввязываться в судебные и регуляторные разбирательства по относительно «недорогим» случаям.

– Как вы считаете, какое влияние окажет вступление России в ВТО на структуру страхового рынка?

– Вступление в ВТО предоставит открытый доступ иностранным страховым компаниям на российский рынок. Это может стать стимулом для развития рынка, так как в настоящее время зарубежные страховые компании, за некоторым исключением, не занимают значительной ниши на нашем рынке.