Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка

– Как вы оцениваете текущую ситуацию на страховом рынке? Все-таки на страховом рынке больше позитива или негатива?

– Мы наблюдаем ухудшение ситуации в некоторых значимых сегментах рынка, прежде всего в автостраховании. Изменение судебной практики и рост количества юристов, специализирующихся на судах против страховых компаний, – закономерное последствие некорректного поведения группы страховщиков на протяжении достаточно длительного времени. Однако масштабы сложившейся ситуации явно чрезмерны. Если в ближайшее время ничего не изменится, основные системообразующие страховщики будут вынуждены существенно скорректировать тарифную политику.

И в этой ситуации нужна плотная работа как ведущих игроков, так и государства. Тем не менее, я уверен, что и этот этап неопределенности скоро закончится, будут созданы прозрачные правила игры, и рынок в целом станет гораздо более здоровым и цивилизованным.

– Как создание мегарегулятора отразится на страховом рынке? Ожидаете ли вы роста доверия к страховым компаниям в этой связи?

– Для создания качественно развивающегося стабильного рынка необходимы существенные инфраструктурные изменения. Создание мегарегулятора на базе ЦБ, безусловно, дает страховому сообществу шанс на получение независимого, справедливого арбитра, который будет беспристрастно решать проблемы рынка, и в том числе, возможно, поможет в части решений относительно судебной практики.

Новые принципы надзора будут похожи на те, которые используются для контроля за деятельностью банков, что пойдет на пользу крупным системообразующим страховщикам, честно ведущим бизнес и работающим по высоким стандартам качества. Но вот для ряда недобросовестных страховщиков это будет своего рода точкой отсечения. Таким образом будет происходить очищение рынка.

Кроме того, нужно продолжать повышать финансовую грамотность населения. Причем работа должна быть системной не только на уровне государства, но и каждого отдельного страховщика. Мы должны вкладывать деньги не просто в развитие собственного бизнеса, но и рынка в целом, в повышение востребованности страхования как элемента социальной защиты. И эта работа требует много времени.

– Осенью 2013 года ЦБ РФ планирует начать разработку системы нормативов для страховых компаний. Какие нормативы, по вашему мнению, будут наиболее корректно и своевременно отражать ухудшение финансового положения страховщиков?

– Есть классические требования и нормативы, в первую очередь это относится к принципам корректного формирования резервов, качеству активов, марже платежеспособности. Для определения текущего состояния портфеля и операционной эффективности страховщика необходимо следить и за комбинированным коэффициентом. Все эти требования нужно соблюдать. И это уже вопрос не только нормативов, но и жесткости и регулярности самого надзора.

В то же время я не сторонник избыточного контроля. Во всем нужна умеренность и баланс. Как только регулятор делает контроль чрезмерным, на рынке появляются схемы. А роль любых нормативов – своевременный мониторинг ситуации, поэтому нужно контролировать только те показатели, которые действительно важны для бизнеса и индустрии в целом.

– Согласны ли вы с тезисом, что очень многие проблемы рынка можно решить на уровне СРО? Что этому мешает?

– Саморегулирование, конечно, очень важно для страховой отрасли. У нас есть ВСС, очень сильный, дееспособный орган, который определяет правила игры для всего страхового сообщества. Поэтому дополнительное создание СРО может дать обратный эффект – сделать систему регулирования слишком громоздкой и сложной.

Понимаю, что предстоит еще много работы, но убежден, что совместными усилиями мы справимся как с текущими, так и с будущими вызовами и вместе построим современный и цивилизованный рынок, на котором страховщики смогут работать с интересом и в условиях прозрачности.

– В обзоре финансовой стабильности ЦБ РФ в качестве существенного риска развития страхового рынка называется его зависимость от розничного кредитования. Насколько значимым является этот риск, по вашему мнению? С помощью каких мер можно его снизить?

– Для страхового рынка банкострахование – очень важный сегмент, один из драйверов роста. И он останется значимым для нас в ближайшей перспективе: мы не ожидаем резкого спада розничного кредитования, темпы роста будут постепенно замедляться, но это естественный процесс, и страховщики должны быть к нему готовы. Ведь для любого рынка сильный перегрев, запредельные темпы роста – это высокие риски.

В то же время мы понимаем, что этот рынок требует четких правил, нормативов, которые повысят его прозрачность как для надзора, так и для потребителя. С точки зрения взаимодействия «банки-страховщики», рынок уже сейчас достаточно технологичен, и его дальнейшей развитие будет происходить в части продуктовой линейки, покрываемых рисков, степени взаимодействия с банками.

Что касается мер по снижению зависимости, для страховой компании есть верный путь – это диверсификация портфеля как по видам страхования, так и по каналам продаж.

– В 2013 году отмечается замедление темпов роста взносов. Ожидаете ли вы роста демпинга по аналогии с ситуацией 2010–2011 годов? Если да, то в каких сегментах?

– Сейчас одной из ключевых задач участников рынка является контроль убыточности, подразумевающий качественную селекцию рисков как в массовых, так и в корпоративных видах. В такой ситуации демпинговую стратегию могут выбрать только отдельные игроки, стремящиеся любыми средствами увеличить долю на рынке.

Конечно, при заключении крупных корпоративных контрактов существует определенная специфика, когда страховщики стремятся пойти навстречу клиенту и снижают цену. Но сейчас для клиентов важна не только цена, но и качество услуг, уровень сервиса. Именно поэтому я не вижу причин ожидать существенного роста количества демпинговых контрактов.

– С помощью каких мер можно снизить судебные издержки и повысить доверие к страховой отрасли? Достаточной ли мерой  для этого является создание института страхового омбудсмена?

– Создание института страхового омбудсмена – очень своевременная инициатива. И мы, безусловно, ее поддерживаем. Эффективность работы омбудсмена по устранению конфликтов между клиентами и страховщиками будет зависеть от его доступности для населения, скорости рассмотрения жалоб и независимости.

Но одной этой инициативы недостаточно для снижения количества судебных разбирательств. Необходимо разработать единую методику оценки ущерба, нанесенного ТС. Сейчас методика разрабатывается государственными органами, но обязательным условием ее эффективности является участие страховщиков в работе над стандартами.

– Каков ваш сценарий развития ситуации на страховом рынке в случае повышения лимитов в ОСАГО без корректировки тарифов? Какие еще факторы могут привести к развитию кризиса на страховом рынке?

– Рост лимитов без соответствующей коррекции тарифов приведет к существенному росту убыточности в сегменте ОСАГО. Ряд страховщиков, для которых автострахование является одной из ключевых линий бизнеса, будут вынуждены или покинуть сегмент, или фактически свернуть бизнес на наиболее убыточных региональных рынках.

Опасения вызывает и резкий рост выплат. В первом полугодии выплаты росли в 3,5 раза быстрее, чем взносы, а убыточность по сравнению с первым полугодием 2012 года значительно увеличилась. При этом нужно понимать, что рынок ОСАГО сейчас находится на переходном этапе, и его будущее зависит от того, как поведут себя в сложившейся ситуации участники рынка и регулятор.

В целом, обсуждая поправки к закону об ОСАГО, нельзя забывать, что это социально значимый вид, направленный прежде всего на защиту населения. И институт страхования позволяет избежать огромного количества рисков, в том числе и личных трагедий конкретных людей.

– Как показало исследование «Эксперта РА», усредненная рентабельность собственных средств по МСФО за 2012 год оказалась существенно меньше аналогичного показателя по РСБУ (5,2% против 8,9%). За счет чего страховщики могут поддержать собственную рентабельность?

– Международные стандарты финансовой отчетности отличаются от российских более жестким подходом к отражению расходов и формированию резервов и более достоверно отражают финансовое состояние организации.

В целом страховая отрасль действительно испытывает сложности с рентабельностью, поддержать которую можно только обеспечив приемлемый уровень прибыльности бизнеса, что удается далеко не всем.

Основные способы увеличения прибыли хорошо известны: либо увеличение сборов при приемлемой убыточности, либо значимая оптимизация расходов. Мы работаем над обоими сценариями.

– За 2012–2013 годы число сделок M&A на страховом рынке минимально. Ожидаете ли вы роста числа сделок M&A в ближайшие несколько лет?

– Незначительное число M&A сделок действительно является следствием этих факторов. И если проблема оценки активов будет решена в ближайшем будущем, после завершения перехода страховщиков к МСФО, то повышение рентабельности – это задача менеджмента каждой конкретной компании, и универсальных рецептов здесь не существует.

Еще одной сложностью, с которой сталкиваются компании, проходящие через процесс M&A, является объединение портфелей и бизнес-стратегий интегрируемых компаний. Преодолеть эти сложности под силу далеко не всем игрокам.

Так как консолидация рынка вокруг компаний топ-15 является одним из основных рыночных трендов уже на протяжении нескольких лет, в будущем мы все-таки можем ожидать прохождения новых M&A сделок. В любом случае, страховой рынок – это рынок долгосрочных инвестиций, для тех инвесторов, которые могут работать на перспективу и умеют ждать.

– Смогут ли новые технологии в среднесрочной перспективе существенно поменять «лицо» страхового рынка?

– Внедрение новых технологий, безусловно, повлияет на развитие рынка. В России очень высок процент населения, пользующегося Интернетом, потребители в целом готовы к расширению применения новых технологий в страховании. Для реализации данной стратегии необходима коллективная работа рынка и регулятора, и нужно быть готовым к длительному периоду внедрения инноваций.

Рост продаж электронных полисов позволит улучшить технический результат страховщиков: вырастут премии, получаемые через прямой канал, при этом сократятся операционные расходы (расходы на печать, хранение, доставку бланков и прочее) и комиссионные вознаграждения.

В то же время для внедрения электронных полисов ОСАГО сначала необходимо проработать процесс отмены БСО, а также механизм контроля электронных полисов сотрудниками ГИБДД на местах.

– Каков ваш сценарий развития рынка накопительного страхования жизни в случае введения налоговых льгот и допуска страховщиков к пенсионной системе? Смогут ли страховщики успешно конкурировать с НПФами?

– В России, в отличие от стран Европейского союза, накопительное страхование жизни только развивается. Но интерес к нему клиентов и страховщиков постоянно растет, этот сегмент имеет большой потенциал. И ожидаемое введение налоговых льгот станет дополнительным стимулом для его развития.

Основным сдерживающим фактором по-прежнему остается низкая финансовая грамотность населения, бороться с которой необходимо совместными усилиями государства и страхового сообщества. Накопительное страхование – это социально значимый проект. Мне иногда кажется, что люди у нас думают, что они бессмертны, и социальная ответственность даже перед своей семьей – не на самом высоком уровне. А ведь социальный дефолт на уровне семьи – это тоже проблема для общества.

Что касается конкуренции между страховщиками и НПФами за пенсионные накопления граждан, то она возможна, но, скорее всего, будет незначительной.

– Как вы оцениваете перспективы создания в России многоуровневой системы страхования от чрезвычайных ситуаций?

– Сейчас основным препятствием созданию такой системы является нежелание населения страховать свое имущество, тратя на это средства семейного бюджета. И здесь необходима работа государства по разъяснению преимуществ добровольного страхования как средства защиты имущества от чрезвычайных ситуаций.

– А каковы перспективы долгосрочного и накопительного страхования ДМС?

– Для развития системы накопительного ДМС требуется активное участие со стороны государства, в том числе в части софинансирования.

Долгосрочное корпоративное страхование ДМС развивается в России уже сейчас, такой вид сотрудничества выгоден и страховщику, и клиенту. Страховщик избавлен от необходимости ежегодно пролонгировать контракт и имеет возможность достаточно точно спрогнозировать убыточность по данному клиенту. Клиент получает преимущества в виде фиксированного верхнего предела цены контракта и может контролировать собственные расходы на социальный пакет для сотрудников.

– Каков ваш прогноз динамики взносов на 2013–2014 годы? Какие виды страхования дадут наибольший прирост взносов? Какие виды страхования ждет стагнация?

– Мы ожидаем, что по итогам текущего года сборы по рынку в целом вырастут на 13–14% по сравнению с 2012 годом, а в 2014 году – на 11–12%.

По-прежнему основными драйверами роста будут линии, связанные с розничным кредитованием, такие как страхование заемщиков от НС, страхование финансовых рисков и страхование жизни (credit-life).

Умеренную положительную динамику продолжат демонстрировать корпоративные линии бизнеса (ДМС, страхование корпоративного имущества).

Как я уже говорил ранее, непростая ситуация сложилась в одном из ключевых сегментов российского рынка – в сегменте автострахования. Среди ее основных причин – изменения в судебной практике, неопределенность законодательного регулирования ОСАГО и замедление продаж новых автомобилей. Все это приведет к замедлению роста моторных линий бизнеса – в случае неизменности ситуации в сегменте ОСАГО по итогам текущего года мы ожидаем роста сегмента автострахования на уровне 10% и замедления в последующие годы.